В статье анализируются история формирования ключевых теорий к формированию стратегий.
Ключевые слова: анализ, стратегия, рынок, экономика, управление, менеджмент, подходы
The article analyzes the history of the formation of the key theories of the formation of strategies.
Keywords: analysis, strategy, market, economics, management, approach
Стратегия является одним из ключевых условий успешного развития компании в условиях рыночной экономики. Ряд специалистов [1] трактует понятие «стратегия» как комплекс правил и приемов, целью которых является достижение конкурентного преимущества. Исходя из этого стратегия компании должна быть направлена достижение конкурентных преимуществ, которые в свою очередь, обеспечивают долгосрочное развитие (т. е. устойчивое и длительное преимущество). Продолжительность преимущества зависит от способности умения поддерживать позиции компании путем защиты конкретной ниши от конкурентов. Источники и количество преимуществ, подкрепленные их развитием, являются ключевыми факторами устойчивого преимущества [5].
Исходя их этого, основными принципами поддержания конкурентоспособности являются:
‒ Системность подхода [6];
‒ Совершенствование и увеличение источников преимущества;
‒ Инновационный подход руководства к управлению компанией.
Существует два магистральных направления, целью которых является формирование стратегии развития компании — ресурсная и рыночная ориентации. Гарвардская школа, ярким представителем которой был М. Портер [3], придерживаются рыночной ориентации. В своих суждениях они придерживаются мнения, что стратегический триумф компании определен в первую очередь четкой ориентацией на рынок сбыта и выбором одной из нескольких стратегий, а именно лидерство в:
‒ уменьшении издержек;
‒ дифференциации/фокусировке на узкой рыночной нише [4].
В рамках теории рыночной ориентации стратегический успех зависит от двух переменных:
‒ Привлекательность отрасли;
‒ Конкурентная позиция.
Первая переменная исходит из следующих конкурентных возможностей:
‒ Локализация (географическое преимущество);
‒ Инновационный продукт и уникальный потребительский сегмент;
‒ Уровень диверсификации и вертикальной интеграции предприятия.
Ключевой значение при формировании стратегии, в рамках данного подхода, играют стимулы — структурные факторы отличий от конкурентов. Стимулы позволяют определить целый ряд факторов, таких как дифференциация, издержки и др.
Значительная часть стимулов включает:
‒ Уровень интеграции компании;
‒ Количество опыта в рамках текущей деятельности;
‒ Масштаб интервенции на ключевые рынки;
‒ Локация производств
‒ Уровень взаимодействия со стейкхолдерами;
‒ Определение ключевых направлений инвестирования.
Представители ресурсного подхода (Э. Рюли, Р. Холл [7]) в свою очередь придерживаются мнения, что ориентированность на четко определенные рынки сбыта не является гарантией долгосрочного преимущества компании предприятия на рынке [2]. Также представители ресурсного подхода критикуют рыночный подход за недостаточный учет в стратегическом отношении таких факторов как:
‒ Организационная структура;
‒ Социально-экономическая ситуация;
‒ Научно-производственное развитие;
‒ Политическая ситуация.
Рыночное положение, исходя из ресурсного подхода, формируется из ресурсного потенциала. Исходя из этого, конкурентоспособность компании в долгосрочной перспективе обусловлена правильным выбором ресурсов и способностью осуществления комбинации ресурсов качественнее конкурентов. Повешенное значение уделено времени — ключевому фактору в достижении конкурентного успеха, в-первую очередь в высокотехнологичной промышленности (ВТП). Исходя из вышесказанного, ресурсный подход формирования стратегии основан на ресурсах, факторах рынка и опыте.
Высокая эффективность использования ресурсов по сравнению с оппонентами рынка в зарубежной экономической литературе получило название ключевой компетенции (keycompetencies), которая базируется как на нематериальной, так и на материальной базе. В материальную базу в первую очередь включают техническую и технологическую развитость компании, а в нематериальную компетенцию — организационную и функциональную архитектуру и т. п.
Метакомпетенция — умение компании формировать основные компетенции, включающие социальные взаимодействия (восприимчивость к соперничеству, критике, обучению и т. д.). Данный навык является базисом эффективного развития материальных и нематериальных компетенций компании.
Методология подготовки стратегии, нацеленной на ресурсный потенциал предприятия, должна включать в себя следующие аспекты:
‒ Компетенции (ключевые и метакомпетенции);
‒ Модель развития компетенций;
‒ Развитие конкурентного преимущества;
‒ Достаточность ресурсной базы;
‒ Необходимость в новых ресурсах ((не)материальных);
‒ Новые ключевые компетенции;
‒ Преимущества конкурентов;
‒ Потенциальные возможности для создания новых ключевых компетенций.
Обеспечение защиты ключевых компетенций организуется за счет различных методик, в первую очередь — ограничение доступа к некоторым ресурсам.
Исходя из изложенного, автор пришел к выводу, что ресурсный подход к не является заместителем рыночного, в силу неотделимости первого от других структурных составляющих конкурентного преимущества, включающие масштаб деятельности, интеграцию и другое. Это подтверждается тем, что ценность ресурсов выявляется исключительно в ключе реализации отдельных видов деятельности, с целью достижения конкурентных преимуществ. При этом ценность ресурсов может увеличиваться и уменьшаться посредством изменений в технологии, поведении конкурента или требований потребителей. Таким образом, по нашему мнению, можно обозначить взаимосвязь ценности ресурса со структурой отрасли и с рыночной ситуацией.
В то же время связь между ресурсами и родом деятельности является устойчивой, однако ресурсы занимают переходную позицию в цепочке причинности, которая объясняет стратегический успех компании. Ресурсы возникают либо в результате осуществления видов деятельности предприятия в течение времени (нематериальные ресурсы), либо посредством приобретения на рынке, либо некоторой комбинации этих двух способов. Указанные способы отражают приоритет управленческого выбора.
Предприятия, концентрируют как внешние, так и внутренние ресурсы вследствие реализации в прошлом различных стратегий, и изменения конфигурации видов деятельности. При этом ресурсы занимают промежуточное положение между деятельностью предприятия и его конкурентным преимуществом.
Исходя и этого, ресурсная концепция компании должна служить одной из основ всех стратегических разработок, при этом нельзя игнорировать роль нематериальных компетенций в осуществлении конкурентоспособности предприятия.
В целом, рассмотренные подходы к формированию стратегии объединяет этапность выработки стратегии, а именно:
‒ Постановка целей и задач развития предприятия;
‒ Анализ внешнего контура компании;
‒ Анализ внутренней номенклатуры, выявление сильных и слабых сторон.
Виды и характеристика стратегий представляют собой шаблоны стратегических действий, эффективность использования которых обусловлена наличием соответствующих предпосылок во внешней и внутренней среде предприятия.
Учитывая сказанное, автору представляется следующая схема формирования стратегии компании.
Литература:
- Баринов В. А. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие. — М.: Инфра-м 2006–148 с.
- Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. — М.: ТЕИС, 2004. — 239 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия — М.: Альпина Пресс 2011
- Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
- Федцов В. Г., Федцов В. В. Менеджмент в предпринимательской деятельности: учеб. пособие. — М.: Рус. деловая лит., 2003. — 256 с.
- Хамел Г., Прахалад К. К. Конкуренция за будущее: создание рынков завтрашнего дня. — М.: Олимп- Бизнес, 2002. — 288 с.
- Холл Р. «Введение в экономическую теорию» (Introduction to Economics, 2000, совместно с М. Либерманом)