Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 29.01.2017

Статья просмотрена: 786 раз

Библиографическое описание:

Хуцишвили, Л. Т. Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий / Л. Т. Хуцишвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38976/ (дата обращения: 16.11.2024).



Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность — все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства.

Понятия «творчество» и «интеграция» являются здесь основополагающими. Что мы называем «творчеством»? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. «Все мы родом из детства…». Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:

– в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в творческих исполнителях;

– необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом;

– дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу, поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти условия — среда, семья, люди, которые работают с детьми;

– если возможности для развития способностей не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс.

На развитие творческих способностей влияют группы факторов:

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Наконец, третья группа- — это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Интеграция — одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

«Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания».

О. П. Петрова и А. В. Петров предлагают авторскую интерпретацию понятия «интеграция» в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание на специфику этих понятий и отдавая приоритет межпредметным связям. Они отмечают: «Интеграция наук — это процесс и результат построения такой целостности, которая создаётся путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей», а «интеграция содержания образования — процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленная дидактическим отображением природных связей и отношений, т. е. межпредметными связями».

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции даётся В. С. Безруковой, рассматривающей её в виде:

принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае её реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности);

процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результата);

результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция — системное образование, объединяющее:

интеграцию— процесс;

интеграцию— результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определённого интегрального “продукта” и в целом понимаемую как процесс становления целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, расширению эвристических и познавательных способностей (Н. С. Асимов, А. Турсунов, А. С. Белкин, Н. К. Чапаев, И. П. Яковлев).

Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; связана с взаимопроникновением структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.

Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.

Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую.

Физиологической основой интеграции Исследования известных учёных — физиологов П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. В. Кравкова подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития ребёнка (Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, А. А. Бодалёв, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.

– в музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

– в изобразительной деятельности — рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;

– в театрализованной деятельности — выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

– в литературе средство выразительности — слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);

Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

С. Д. Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных занятий:

– четкость, компактность, сжатость учебного материала;

– продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

– взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

– большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;

– систематичность и доступность изложения материала;

– необходимость соблюдения временных рамок занятия.

В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я сочетаю следующие области познания детей:

На основе теоретических положений я разработала свою структуру проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это — музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи — вспомогательные.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:

Воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.

Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.

Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок.

Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей.

Основные термины (генерируются автоматически): вид искусства, интеграция, развитие, способность, занятие, музыкальная деятельность, творческая деятельность, дошкольное детство, дошкольный возраст, изобразительная деятельность.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Организация индивидуального подхода к дошкольнику в процессе деятельности по развитию математических способностей

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по иностранным языкам

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Похожие статьи

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Организация индивидуального подхода к дошкольнику в процессе деятельности по развитию математических способностей

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по иностранным языкам

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Задать вопрос