Данная работа является продолжением статьи [1]. Проекции векторов и выведены на основе интегрирующих звеньев с моделированием в Simulink.
В работе [1] было получено уравнение (7’) для расчета ψrx в Script-Simulink:
Выразим потокосцепление ψrx по оси (+1):
Структурная схема для определения ψrx приведена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема для определения потокосцепления ψrx в Script-Simulink
Преобразуем структурную схему на рис. 1 в оболочку, позволяющую производить расчет коэффициентов в отдельном блоке Subsystem. Для этого вместо операторов с коэффициентами, рассчитываемыми в Script, установим блоки перемножения, к которым подведены сигналы с результатами расчетов в Simulink, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема для определения потокосцепления ψrx в Simulink
Для расчета тока irx приведем уравнение (8’) из работы [1]:
Перенесем в левую часть:
Отсюда определим ток irx по оси (+1):
Структурная схема для определения тока irx дана на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения тока irx в Script-Simulink
Расчет коэффициентов будем производить в отдельном блоке Subsystem, поэтому вносим в структурную схему на рис. 3 блоки перемножения (рис. 4).
Рис. 4. Структурная схема для определения тока irx в Simulink
Аналогично, определим потокосцепление ψry и ток iry по оси (+j).
Из уравнения (7”) работы [1] выразим ψry:
Структурная схема для определения потокосцепления ψry приведена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения потокосцепления ψry в Script-Simulink
Подготовим эту схему для расчета в Simulink (рис. 6).
Рис. 6. Структурная схема для определения потокосцепления ψry в Simulink
Приведем уравнение (8”) из работы [1]:
Перенесем в левую часть:
Тогда ток iry определится в следующей форме:
Структурная схема для определения iry дана на рис. 7.
Рис. 7. Структурная схема для определения тока iry в Script-Simulink
Схема для расчета iry в Simulink представлена на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема для определения тока iry в Simulink
На рис. 9 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента:
Рис. 9. Математическая модель определения электромагнитного момента m в Simulink
Из уравнения движения выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 10):
Рис. 10. Математическая модель уравнения движения в Simulink
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными ir – ψr на выходе интегрирующих звеньев в Simulink дана на рис. 11, …, 15.
Рис. 11. Общая схема математической модели асинхронного двигателя с переменными ir – ψr на выходе интегрирующих звеньев в Simulink
Рис. 12. Паспортные данные
Рис. 13. Расчет коэффициентов базового варианта
Рис. 14. Расчет коэффициентов для варианта с переменными ir – ψr
Рис. 15. Оболочка модели асинхронного двигателя с переменными ir – ψr на выходе интегрирующих звеньев в Simulink
В работах [2] и [3] дан образец расчета параметров асинхронного двигателя.
Номинальные данные:
Номинальный режим работыS1;
Номинальная мощность
Номинальное фазное напряжение
Номинальный фазный ток
Номинальная частота
Номинальная синхронная скорость
Номинальная скорость ротора
Номинальный КПД
Номинальный коэффициент мощности
Число пар полюсов
Параметры Т-образной схемы замещения при номинальной частоте:
Активное сопротивление обмотки статора
Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора
Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к статору
Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, приведенное статору
Главное индуктивное сопротивление
Суммарный момент инерции двигателя и механизма
Базисные величины системы относительных единиц:
Напряжение
Ток
Частота
Скорость ротора
Сопротивление
Потокосцепление
Индуктивность
Используя номинальные данные двигателя, определяем:
где – коэффициент, учитывающий различие значений электромагнитного момента и момента на валу двигателя в номинальном режиме (k∆ = 1,0084).
В качестве базисной мощности выбираем значение электромагнитной мощности двигателя в номинальном режиме, определяемое по следующей формуле:
Относительные значения параметров схемы замещения двигателя:
Механическая постоянная времени:
Номинальное значение скольжения:
Относительное значение номинальной скорости ротора:
Нормирующий энергетический коэффициент:
При расчете режимов работы, для того чтобы и , необходимо откорректировать
Где – корректирующий коэффициент [3, с. 296].
- коэффициент, показывающий отношение к .
Расчет коэффициентов для математической модели с переменными ir – ψr:
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 16.
Рис. 16. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А. А., Бесклеткин В. В., Устинов А. П., Патерило А. С., Честюнин А. Е., Соснин А. С., Попович Ю. А., Жедик М. С. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ir – ψr на выходе апериодических звеньев в Simulink-Script // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 38-48.
- Шрейнер Р. Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. – 654 с.
- Шрейнер Р. Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р. Т. Шрейнер, А. В. Костылев, В. К. Кривовяз, С. И. Шилин. Под ред. проф. д. т. н. Р. Т. Шрейнера. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 361 с.