Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 742 раза

Библиографическое описание:

Авезов, Ш. Н. Бухара — неповторимый мир зодчества / Ш. Н. Авезов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 649-652. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38992/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье дается описание о самом древнем памятнике Бухары — цитадели Арк и комплексе Боло-хауз. О замечательном творении древних зодчих, сохранившихся памятниках этого восточного и романтического города, привлекающего туристов со всего света.

Ключевые слова: Намазгох, Тахтапул, канахана, обхана, нагорахона, маком

Бухара — один из древнейших и самых крупных городов Средней Азии, в течение многих веков игравший важную роль в истории общества и неоднократно являвшийся столицей государств, которые образовались на территории Узбекистана. Век за веком многие поколения бухарцев вносили свою лепту в строительство города, ставшего «Городом-Музеем».

«Священная Бухара»…уже одно слово говорит об особом месте города в культуре исламского мира. На протяжении многих веков Бухара была местом проповеди имама Аль — Бухари, Аль — Гиждувани, Сейфеддина Бохарзи и Бахауддина Накшбанди. В X-XI веках Бухара являлась столицей Саманидов, с XVI века стала столицей Бухарского ханства. Бухара — один из немногих городов мира, который начиная с V века до нашей эры, развивался и рос на одном и том же месте.

Бухара — поистине неповторимый мир зодчества, мир такой цельный, несмотря на разные стили, течения, эпохи, что трудно отдать предпочтение какой-то одной мечети или минарету.

Взглянем хотя бы на Намазгох, в этой мечети давно уже нет духа того, ради чего она была создана и воспета. Духа веры, которая давно не манит к себе толпы молящихся и проезжающий мимо людей.

По археологическим данным, возраст древней Бухары составляет 2500 лет, это говорит о том, что Бухара наряду с Римом и многими другими древнейшими городами является колыбелью цивилизации.

D:\БУХОРО\Бухоро расмлар\38.jpg

Как гласит легенда, самым древним памятником Бухары являются цитадель Арк, а так же колодец Иова — Чашма — Аюб. У ворот цитадели Арк находится могила культового героя героя Сиявиша. Название «Бухара» произошло от согдийского слова «бухарк», что означает «счастливое место».

С давних времен живет представление, что город Бухара многолик, о чем говорят: «Бухара-город музей», «Блаженная Бухара», «Голубая Бухара», но, ни один из этих красочных, в восточном духе, эпитетов не волнует так, как сказанное об этом древнем городе «Бухоро — йи Шариф».

Во II веке до нашей эры в Бухаре начали чеканить монеты. В VII веке Бухару возглавил правитель с титулом бухархудата, который перестроил Арк по плану созведия Большой Медведицы, о чем пишет историк Наршахи.

Арк — является самым древним памятником Бухары. Цитадель и резиденция бухарских правителей — Арк по археологическим данным относится к III веку до нашей эры. Арк — это бывший правительственный центр, перед которым расположена насыпная площадь — Регистан. Древняя и величественная крепость, уже много лет обращает на себя внимание каждого прибывшего в город гостя.

Предание ведет нас к еще более далекому времени, связывая основание крепости с именами мифических персонажей древнейшего эпоса народов Востока — «Шах — намэ», который передавался из поколения в поколение. В летописи XVI века рассказывается, что создателем цитадели Бухары является Сиявуш ибн Кейкавус. Сиявуш-эпический герой среднеазиатских сказаний, прелестный юноша, который был оклеветан своей мачехой.

Убежав от своего отца, переправился через Джайхун, скрываясь от притязаний мачехи, дошел до богатой стране, которая была раскинута в оазисе пустыни.

Дочь царя этой страны Афросиаба пленила юношу своей красотой, но царь поставил ему хитрое условие. Раскинул он бычью шкуру и повелел построить дворец, который бы мог моместиться на этой шкуре. Сиявуш оказался еще хитрее, порезав шкуру на тоненькие полоски, которые перевязал между собой и сделал большой круг. Внутри этого круга он построил большой дворец, по преданию которого возник бухарский Арк. Афросиаб обласкав Сиявуша, выдал за него свою красавицу дочь и отдал ему все свое имущество. Сиявуш хотел оставить после себя след в этих странах, ибо он знал, что жизнь скоротечна и не выкажет ему верности. Сиявуш украсил город высоким дворцом, плодовыми садами и драгоценными цветниками.

Враги посеяли вражду между Сиявушом и Афрасиабом и он убил Сиявуша. Он был похоронен в этой же цитадели, внутри крепости, при входе в восточные ворота. Эти ворота называются Кахфурушон, что в переводе означает продавец соломы, а также называются “Ворота Гуриян”.

Почитая данную местность, каждый год в праздник Навруз на пожертвование люди до восхода солнца приносят туда по одному петуху. Так же говорят, что при строении цитадели, она разрушилась и оставалась такой в течении многих лет. Хроника повествует о многочисленных циклах возрождения и разрушения крепости, штурмах и осадах.

В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии Согда, где со второй половины тысячелетиядо нашей эры была развита градостроительная структура. По словам историка X века Мухаммада Наршахи, крепость Арк в течении многого времени лежала в руинах. В VII веке Бухар-худат Бидун восстановил этот дворец и приказал вырезать имя строителя на железной доске и прикрепить тем самым к воротам. Согласно легенде дворец снова рухнул, после многих возобновлений постройки, восстановить здание так и не удавалось.

D:\БУХОРО\10151 87 (1).jpg

За многие века строительства и разрушений на место Арка образовался искусственный холм высотой 18 метров. Правитель города якобы собрал многих ученых и по их совету дворец был построен заново в форме созвездия Большой Медведицы на семи холмах. Верхний сло Арка был застроен при последних бухарских эмирах. Наращиваемые друг на друга стены крепости превратились в пеструю глинобитную облицовку холма.

Сегодня Арк представляет собой большое земляное возвышение, который по своей форме близок к неправильному прямоугольнику. Здание несколько вытянуто по направлению с запада на восток, а юго-восточный его угол слегка срезан. Арк расположен в середине западной части современного горада. Длина его стен составляет 789.6 метров, площадь 3.96 га, высота от уровня площади Регистан колеблется от 16 до 20 метров.

http://www.capone-online.ru/all-guide/uzbekistan/011-bukhara/uzb_bukhara_058.jpg

Одно из сохранившихся сооружений, это ворота Арка. Ворота были выстроены в XVIII веке в виде массивного портала с мощными башнями. Парадный въезд в Арк, архитектурно оформлен в виде двух столбообразных башен. Верхняя часть башен соединяется галерей, над которой построены помещения с террасами.

Подъезд к воротам Арка представляет собой длинный наклонный дощатый настил Тахтапул, от ворот Арка на уровень поверхности XX века выводит внутрь крепости поднимающийся вверх пандус. Этот постепенно поднимающийся сводчатый коридор, темный и мрачный, который ведёт к мечети Джами. По сторонам находятся двенадцать ниш, которые ведут в сырые колодцы темницы, обхана, где томились заключенные и ужасные клещевники, канахана, которые имелись в подземельях под Тахтапулом и башнями ворот.

В средней нише восточной стены Арка, в определенное время года зажигались свечи в честь гибели легендарного Сиявуша, похороненного по преданию на этом месте. Портал ворот Арка оформлен решетчатой арочной галереей, за которой кроется павильон музыкантов — нагорахона, где размещались музыканты, исполнявшие макомы в течение суток. По этим музыкальным произведениям жители города определяли время и происходящие события, казни и праздники. В крепости Арк расположен большой комплекс зданий, восточная половина крепости сегодня является археологическим памятником. Напротив Арка расположен единственный сохранившийся памятник Регистана — комплекс Боло-хауз, XVIII века. Комплекс застроен верандой (айваном), лик которого вместе с минаретом, отражается в водах хауза. Боло-хауз единственный памятник средневековой культуры Бухары. Он состоит из водоема (хауз), пятничной мечети и минарета. Комплекс составляет классическую композицию центрально-азиатской мечети: зимнее здание 1712 года, летний айван начала с расписным потолком и деревянными колоннами XX века. Рядом с хаузом стоит миниатюрный минарет, который был построен в 1917 году усто Ширином.

http://www.capone-online.ru/all-guide/uzbekistan/011-bukhara/uzb_bukhara_057.jpg

Об этом русский посол Е. К. Мейендорф упоминал в своих мемуарах: «Некоторые лавки располагаются в палатках всевозможных расцветок, как, например, в одной из частей Регистана, вокруг большого бассейна. Остальная часть этой площади служит рынком для продажи дров, овощей, риса, ячменя, джугары, хлопковых семян, кунжутного масла, наконец, для сбыта всевозможных фруктов, хлеба, свечей и всего, что нужно для повседневных потребностей многочисленного населения…»

В 1991 году Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО. В 1997 году под руководством ЮНЕСКО в международном масштабе широко праздновался 2500-летний юбилей города. В Бухаре по сей день сохранились древнейшие архитектурные памятники. На ее территории находятся памятники всех исторических эпох, начиная с II по XIX-XX века.http://www.capone-online.ru/pic/1x1.gif

Литература:

  1. Маньковская Л. Ю. «Бухара. Музей под открытым небом». — Ташкент-1991
  2. Мейендорф Е. К. «Путешествие из Оренбурга в Бухару» М.: Наука, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, VII, век, Арка, век до, самый древний памятник, III, X-XI, XIX-XX, ворот.


Ключевые слова

Намазгох, Тахтапул, канахана, обхана, нагорахона, маком

Похожие статьи

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар — духум). Исторический очерк и проект благоустройства территории

Эта статья и проект направлены на то, чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам, — как местным жителям, так и гостям города, – прикоснуться к истории, узнав о памятниках, вспомни...

Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов

В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на ...

Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области)

В данной статье представлены сведения об исторических памятниках архитектуры, построенных в городе Бухаре в период Саманидов и Караханидов, правивших Мавераннахром и Хорасаном, их влиянии на культурную жизнь, а также их сохранившемся состоянии до наш...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Махтумкули Фраги — поэт-просветитель

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Виды элементов паломничества в Мекку в Бухаре

В данной статье приведён научный анализ элементов паломничества в Мекку на основе полевых исследований и источников, их возникновения и причин появления в Бухаре.

Похожие статьи

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар — духум). Исторический очерк и проект благоустройства территории

Эта статья и проект направлены на то, чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам, — как местным жителям, так и гостям города, – прикоснуться к истории, узнав о памятниках, вспомни...

Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов

В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на ...

Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области)

В данной статье представлены сведения об исторических памятниках архитектуры, построенных в городе Бухаре в период Саманидов и Караханидов, правивших Мавераннахром и Хорасаном, их влиянии на культурную жизнь, а также их сохранившемся состоянии до наш...

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Махтумкули Фраги — поэт-просветитель

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Виды элементов паломничества в Мекку в Бухаре

В данной статье приведён научный анализ элементов паломничества в Мекку на основе полевых исследований и источников, их возникновения и причин появления в Бухаре.

Задать вопрос