В статье отражены основные причины, роль и необходимость государственного регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей, в том числе на примере Республики Крым. Дана характеристика нормативно-законодательного обеспечения устойчивого развития сельских территорий региона, проведен анализ эффективности осуществления государственных программ в аграрном секторе Крыма.
Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрный сектор, государственное регулирование, государственная поддержка, государственные программы, Республика Крым, Черноморский район Республики Крым
Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. По мнению Е. В. Серовой, только государственная оборона сопоставима с агропродовольственным сектором по уровню поддержки и регулирования [4, с. 221]. Несмотря на присущие собственно рыночной экономике высокую конкуренцию на рынке сельскохозяйственной продукции, его полноту и кризис перепроизводства, можно было бы считать, что данный сектор не нуждается в государственной поддержке. Вместе с тем, практически в любой стране и регионе агропродовольственная политика не только относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития, но и закреплена на нормативно-законодательном уровне.
Основой необходимости государственного регулирования сельскохозяйственного производства является обеспечение населения продуктами питания в требуемом количестве и качестве для поддержания его жизнедеятельности и работоспособности, в широком понимании — обеспечение продовольственной безопасности страны. Невозможность решения данного вопроса национальной важности на уровне отдельных агротоваропроизводителей объясняется следующими причинами:
- Сельскохозяйственное производство в большинстве стран мира ведется преимущественно фермерскими хозяйствами, которым не под силу осуществление широкомасштабных мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности населения и производство аграрной продукции по инновационным технологиям, требующих значительных инвестиционных вложений. В то же время снижение себестоимости продукции сельского хозяйства и повышение его эффективности возможно только при внедрении интенсивных технологий растениеводства, животноводства и промышленной переработки аграрного сырья. Это справедливо и в отношении необходимости осуществления капитальных затрат на улучшение земель в условиях постепенной потери ими своего плодородия, финансово неосуществимых отдельными фермерами.
- Сельскохозяйственное производство крайне зависимо от погодно-климатических условий. В случае наступления чрезвычайных событий (засуха, заморозки, наводнение, пожар, нашествие вредителей, болезни растений и животных), справиться с их последствиями без государственной поддержки практически невозможно. Более того, в этом случае требуется импорт продовольствия из других регионов или стран, регулируемый органами муниципального и государственного управления.
- Снизить негативные последствия низкой эластичности спроса, паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, относительного падения фермерских доходов по сравнению с другими отраслями экономики без государственных программ льготного налогообложения и установления индикативных цен практически невозможно. А это, в свою очередь, влияет на привлечение квалифицированных работников в сферу сельскохозяйственного производства, без которых нельзя эффективно решить проблему продовольственного обеспечения населения.
- Стремление сохранить традиционный вид сельской местности — так называемый сельский ландшафт присуще большинству жителей городов, что продиктовано особенностями генетической памяти и психологии человека. В то же время обеспечение рационального лесопользования, агроценозов, рекреационных ресурсов и их биоразнообразия требует не только значительных затрат материальных и нематериальных ресурсов, но и организационных решений комплексного характера на муниципальном и государственном уровне.
В Республике Крым сельскохозяйственное производство относится к одной из бюджетообразующих отраслей региона, что обусловлено преобладанием сельских территорий и значительной долей сельского населения (49,2 % от общей численности) на полуострове. Устойчивое развитие сельских территорий Крымского региона осуществляется в соответствии с программами различного уровня, в том числе разработанных в отдельных районах полуострова.
Так, стратегической целью развития Черноморского района Республики Крым является формирование территории с эффективной экономикой, высоким уровнем социального развития, привлекательной для проживания, отдыха и представляющей интерес для инвесторов. Стратегические направления социально-экономического развития Черноморского района Республики Крым представлены на рис. 1:
Рис. 1. Стратегические направления социально-экономического развития Черноморского района Республики Крым
В рамках каждого стратегического направления социально-экономического развития Черноморского района Республики Крым выделены его приоритеты, в ряду которых указано и развитие агропромышленного комплекса района. Вместе с тем, в устойчивом развитии сельских территорий аграрный сектор является только его производственной составляющей, в то время как комплексное развитие сельской местности включает и рынки сбыта продукции, и образование, и инфраструктуру, и медицинское обслуживание, и целый ряд других элементов социально-экономического развития. Учитывая, что вся площадь Черноморского района относится к сельским территориям, все перечисленные стратегические направления социально-экономического развития касаются именно сельских жителей и мест их проживания.
Социально-экономическое развитие Черноморского района Республики Крым соотносится с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации; Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года» [5], Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [2], Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы включает в себя 10 подпрограмм (в частности, «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» и т. д.).
В рамках данных программ в Крыму разработана Государственная программа Республики Крым «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015–2017 годы» [1], включающая в себя ведомственные целевые программы в области растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности (по различным направлениям), по поддержке начинающих фермеров, по развитию семейных животноводческих ферм. Положительно, что вся информация о возможности получения грантов и субсидий по данным направлениям государственной поддержки подробно представлена на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Крым. Кроме того, с целью повышения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в использовании механизмов государственной поддержки сотрудниками Министерства разработаны методические рекомендации. Предложенные материалы аккумулируют положения нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий, а информация, изложенная в методических рекомендациях, помогает ориентироваться аграриям в направлениях поддержки, оказываемой на федеральном и региональном уровне.
Практическая реализация данных направлений государственной поддержки крымских агротоваропроизводителей прослеживается не только в увеличении денежных дотаций, сумма которых на начало 3 квартала 2016 года составила свыше 3 млрд. руб., но и в росте отдельных показателей развития сельскохозяйственного производства. По данным ФСГС по Республике Крым, среди достижений республиканского аграрного сектора — увеличение производства молока (на 6,0 % за первый квартал 2016 года) и рост поголовья коров. Также в регионе растет доля прибыльных сельхозпредприятий, хотя рентабельность производства остается ниже, чем в целом по стране (14,0 % против 20,0 %) [3, с. 1].
Таким образом, в практической реализации устойчивого развития сельских территорий сегодня важную роль играют разработка, внедрение и эффективное исполнение государственных и муниципальных программ. В Республике Крым, с развитым сектором аграрного производства, данные программы разработаны практически для каждого муниципального образования, что в значительной степени оптимизирует процесс продовольственного обеспечения и эффективность экономики региона в целом.
Литература:
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015–2017 годы: Постановление Совета Министров РК от 29.10.2014 года № 423 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://msh.rk.gov.ru/rus/info.php?id=606870.
- Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/11/12/selo/.
- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: официальная статистика ТО ФСГС по Республике Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimea.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/enterprises/agriculture/
- Серова, Е. В. Аграрная экономика / Е. В. Серова. — М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480 с.
- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167146/.