{{{The use of active and interactive methods in the training of students— economists mathematics (for example, business game)
Alieva Chinara Mukashovna, senior lecturer, OSU
Статья посвящена формированию математической компетентности студента — экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятельности с целью эффективного ее осуществления. Также приведены компоненты математической компетентности. Приводится роль активных и интерактивных методов и форм обучения в формировании указанных компонентов математической компетентности. В качестве популярного интерактивного метода обучения приводится деловая игра, дается определение деловой игры, рассматриваются ее модификации, этапы организации и проведения.В статье ценность дидактических игр дается на примере деловой игры.
Ключевые слова: активные и интерактивные методы обучения, деловые игры, математическая компетентность, компетентностный подход, конкурентоспособность, математический аппарат.
The article is devoted to the formation of mathematical competence of students — economists, which is a complex phenomenon, manifested in the ability/willingness of the graduate to the appropriate application of mathematical methods in professional activity for effective implementation. Also are the components of mathematical competence. Given the role of active and interactive methods and forms of education in the formation of these components of mathematical competence. As a popular online training method is role-playing game, the definition of the business game, and discusses its modifications and stages of the organization. In the article the value of didactic games is given by the example of the business game.
Key words: active and interactive teaching methods, business games, mathematical competence, competence approach, competitiveness, mathematical apparatus.
В настоящее время общество столкнулось с проблемой недостаточной экономико-математической подготовленности выпускников профессиональных средних учебных заведений, так как приобретаемые студентами-экономистами знания часто являются теоретизированными, оторванными от реальной действительности. Это означает, что о конкурентоспособности и высокой квалификации таких выпускников не может быть и речи. Они далеко не всегда способны качественно и в достаточно короткие сроки решать задачи профессионального характера [2, с. 46].
Начиная с 2012 года, все средние учебные заведения начали переход на новые Государственные образовательные стандарты, главный акцент в которых ставится на формирование профессиональных компетенций у выпускников сузов. Перестройка подготовки кадров, заложенная в Государственном образовательном стандарте, потребовала реорганизации учебного процесса, в частности, внедрения в современный образовательный процесс активных и интерактивных методов и форм обучения, где акцент в преподавании переносится на самостоятельную работу студента, контролируемую преподавателем [6, c. 102]. В результате использования таких методов решаются следующие задачи образовательного процесса:
1) усиливается мотивация в изучении рассматриваемой дисциплины, у студентов происходит формирование интереса к ней;
2) учебный материал усваивается более эффективно;
3) результаты обучения максимально приближены к сфере практической деятельности;
4) студенты самостоятельно пытаются найти и находят пути и варианты решения поставленной перед ними задачи (проблемы);
5) будущие специалисты учатся работать в команде, уважать права каждого участника на собственное мнение;
6) у студентов формируются жизненные и профессиональные навыки.
В связи с вышесказанным, становится актуальной разработка методических материалов по использованию активных и интерактивных методов в обучении математическим дисциплинам, имеющим значительные приложения в экономике и бизнесе [2, с. 48].
В рамках компетентностного подхода целью математической подготовки экономических специальностей является формирование математической компетентности экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятельности с целью эффективного ее осуществления.
Математическая компетентность экономиста включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
- интерес студентов к математической подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры;
- понимание ими необходимости использования математического аппарата для эффективного функционирования в различных ситуациях профессиональной деятельности;
- интерес студентов к различным видам деятельности на занятиях по математике.
Кроме того, показателями ценностно-мотивационного компонента могут выступать сформированные навыки продуктивной работы в интеллектуальных средах: проблемных группах по решению различных математических задач, целеустремленность, эрудиция, ответственность, трудолюбие, организованность.
Когнитивно-деятельностный компонент математической подготовки включает знание и понимание основ математической науки на фундаменте среднего образования; способность находить и интерпретировать нужную математическую информацию для решения конкретных задач, в том числе и профессиональных; знание методов научного исследования; умение логически мыслить, проводить доказательства основных утверждений, устанавливать логические связи между понятиями.
Эмоционально-волевой компонент математической подготовки, связанный с адекватной оценкой студентами своих способностей и выработкой чувства собственной ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной деятельности, включает в себе:
- самооценку подготовленности студентов к применению математических знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
- уверенность студентов в необходимости изучения математики;
- осознание своих текущих и будущих потребностей в образовании;
- удовлетворение от использования дополнительных ресурсов в процессе математической подготовки;
- возможность управлять процессом своего обучения [1, с. 28].
Наиболее эффективное формирование указанных компонентов математической компетентности может быть обеспечено целенаправленным внедрением в учебный процесс активных и интерактивных методов и форм обучения.
Среди интерактивных методов обучения, используемых в курсе преподавания математики наибольшей популярностью пользуются деловые игры [2, c.49]. Деловая игра рассматривается как групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку процессов организационно-экономических систем.
В литературе можно встретить множество типов деловых игр, в которых выделяют основные атрибуты: 1) имитация того или иного аспекта целенаправленной человеческой деятельности; 2) распределение ролей; 3) четкая регламентация системой правил; 4) преобразование пространственно — временных характеристик моделируемой деятельности [4, c. 22].
Форма деловых игр наилучшим образом приспособлена для привития экономической грамотности. Такие занятия позволяют имитировать живую динамичную обстановку реального рынка, «обыграть» на конкретных числовых примерах действие важнейших факторов экономической среды. Участвующий в игре как бы ставится в центр ситуации, в положение, когда нужно рисковать, пытаясь учесть зачастую мало предсказуемые шаги контрагентов. Именно в такой форме можно объяснить, как важно ориентироваться на потребительский спрос, как принимать во внимание доходы, цены, издержки, каким образом лучше осуществлять финансирование производства. При этом возможно одновременное вовлечение в активный учебный процесс практически каждого участника. В этом одно из преимуществ деловых игр перед сложившейся практикой учебных занятий [3, c. 30].
Рассмотрим решение экономических задач в форме деловой игры «Принятие коллективных решений». Управленческий труд — всегда труд совместный; в современных экономических и социальных условиях роль коллективных решений возрастает. «Учебная управленческая игра на принятие коллективного решения» учит согласовывать мнения, уметь коллективно мыслить. По результатам игры студенты уясняют некоторые положения относительно усилительных свойств системы, психологии взаимоотношений, лидерства и др. Игра преследует учебные цели, развивает способность студентов к самостоятельному и коллективному мышлению, дает ответы на вопросы: может ли студент найти свое место в коллективе, убежден ли в объективности своих мнений и принимаемых решений, умеет ли он выслушивать и убеждать других в процессе обсуждения результатов.
Игра проходит в несколько этапов.
I этап — ввод в игру, изложение цели. Преподаватель описывает ситуацию.
II этап — решение задачи коллективно. Вся группа студентов разбивается на команды на 2 команды, соревнующиеся между собой. Команды путем коллективного обсуждения ситуации проводят групповые упорядочения видов продукции по их важности и полезности.
IV этап — выводы по результатам игры. Определяется интегральный показатель — результат, обеспеченный всей командой как системой. Чем выше положительное значение этого показателя, тем лучше характеристика игроков данной команды, и наоборот. Показатель отражает взаимоотношение людей в команде в процессе игры, выявляет неформального лидера. По нему делается вывод: повышает команда эффективность самого лучшего индивидуального решения или нет. Преподаватель подробно разъясняет студентам результаты игры.
Группам предлагаются следующие задачи.
Задача 1. Себестоимость производства некоторой продукции бригадой из пяти человек на инструментальном заводе составляет 680 сомов за 1400 ед. и 1900 сомов за 4500 ед. Сравните себестоимость единицы этой продукции при выпуске 2700 ед. и 5400 ед.
Задача 2. В 2009 г. один завод выпустил 12 000 машин, а другой завод, где некоторые виды работ были автоматизированы, выпустил 13 800 машин, хотя рабочих на нем было на 350 человек меньше, чем на первом заводе. Известно, что средняя годовая производительность труда одного рабочего на втором заводе на 4 машины большем, чем на первом. Для каждого завода определите:
А) число рабочих;
Б) среднюю годовую производительность труда одного рабочего;
В) среднемесячную зарплату рабочего;
Г) себестоимость одной машины, если годовой фон зарплаты рабочих на первом заводе составляет 81 млн. сом, а прочие расходы — 33 млн. сом, на втором заводе — соответственно 72 млн. сом и 32 млн. сом, а расходы на реконструкцию каждого завода составляют 14 млн. сом.
Задача 3. Завод выпускает станки двух типов: А и В. Вместе они весят 2700 кг. Конструкторы после модернизации снизили массу станка типа А на 7 %, а станка типа В — на 5 %, и вместе они стали весить 2535 кг. Найдите:
А) массу станка типа А и типа В старой конструкции;
Б) снижение материалоемкости станка типа А и типа В;
В) годовую экономию металла, если вместо старых станков завод будет выпускать по 5000станков типа А и типа В новой конструкции.
Задача 4. Стоимость трактора равнаА, а стоимость его капитального ремонта — r. Установлено, что трактор может работать без ремонта п месяцев, а с ремонтом — т месяцев. При каких соотношениях между A, r, n, и m затраты на ремонт являются рентабельными? Оцените r. [5, с. 48]
Представленные примеры использования активных и интерактивных методов в обучении студентов экономических сузов математическим дисциплинам показывают, как можно активизировать и методически обеспечить самостоятельную работу студентов. Таким образом, применение этих методов в учебном процессе позволяет сделать студента активным его участником, формировать и развивать познавательную активность обучаемых, их саморефлексию. Применение активных и интерактивных методов в обучении способствует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в современном, постоянно изменяющемся мире [2, c.49].
Литература:
1. Аскеров А. С. Формирование профессиональных компетенций экономиста средствами ИКТ на Занятиях по математике // Педагогические науки. – 2016. — № 57–3.
2. Зайчикова И. В. Использование активных и интерактивных методов в обучении студентов-экономистов математическим дисциплинам // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.;URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11698 (дата обращения: 23.01.2017).
3. Крутихина М. В., Чернядьева Е. В. Деловые игры экономического содержания в обучении математике учащихся общеобразовательных классов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». — Февраль 2012, ART 1216. — Киров, 2012.
4. Махнёва С. С., Мулаянова Ю. Р. Опыт организации деловой игры в процессе обучения математике // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 6.
5. URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13845 (дата обращения: 23.01.2017).
6. Музенитов Ш. А. Задачи с экономическим содержанием на уроках математики // Математика в школе. – 2011. — № 11.
7. Торогелдиева К. М. Моделирование системы подготовки будущих учителей математиков: Монография.-Бишкек, 2007. С. 102.