В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. Показывается, что удачной формой воссоздания социального, практического и предметного содержания на учебных занятиях является деловая игра. Обращается внимание на особенности решения практических экономических задач в курсе математики с целью помочь успешно адаптироваться студентам экономистам в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: математическая компетентность, деловая игра, экономические задачи, активные методы обучения, компетентностный подход, математические знания, умения и навыки, обучение математике, имитационные методы обучения.
The article considered the method of the business game as a model of formation of mathematical competence of students – economists. Specify the role of mathematical competence in the education of students-economists of their future professional activity. It is shown that a good form of recreation social, practical and subject content in the classroom is a business game. Attention is drawn to the peculiarities of solving practical economic problems in math class to help successfully adapt to students economists in their future professional activities.
Key words: mathematical competence, business game, economic objectives, active learning methods, competence approach, mathematical knowledge and skills, mathematics education, simulation training methods.
«Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Сегодня, одним из приоритетных направлений обновления образования явилось внедрение компетентностного подхода в систему, как общего, так и профессионального образования. На сегодняшний день, мы сталкиваемся с тем, что будущие выпускники профессиональных учебных заведений не обладают достаточным уровнем математической компетентности [5, с. 39]. Как правило, математические знания носят сугубо теоретический характер, оторванный от реальной жизни. Во многом это обусловлено спецификой математики как особой области знаний. Поэтому формирование математических компетенций является актуальной задачей педагогической науки. Последнее ставит на повестку разработку эффективных учебных методов в этом направлении[2, с. 37].
Математическая компетентность будущего специалиста определяется в научной литературе как готовность применять математические знания, умения и навыки в повседневной жизни (в быту, культуре, производстве). Она включает в себя общие математические знания и умения, математическое мышление, математическую аргументацию, использование математического языка, современных технических средств.
В широкой интерпретации компетентность может рассматриваться как способность человека к использованию знаний, умений и опыта в стандартных и нестандартных ситуациях [4, с. 44].
Задачи по формированию математических компетенций могут быть достигнуты на основе внедрения новых прогрессивных, а именно активных, форм и методов обучения. Активные формы обучения являются важными средствами обеспечения реализации компетентностного подхода обучения. Среди указанной категории форм обучения перспективными являются деловые игры. Деловые игры позволяют имитировать совокупность управляемых и неуправляемых процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность ситуаций, близких к реальным, происходящих в повседневной жизни. Обучение математике должно быть ориентировано не столько на получение конкретных математических знаний и умений в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики [1, с. 28].
Рассмотрим пример имитационной деловой игры с позиции возможностей этого метода в формировании некоторых математических компетенций [6, с. 48].
Цель этой деловой игры искать наиболее рациональные математические модели для решения экономических ситуаций.
Задачи: понять причины и сущность проблем, с которыми предстоит встретиться в недалеком будущем, и научиться находить различные математические модели для решения экономических проблем.
Имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия. Группа делится на группы по 4-5 человек. Каждый становится специалистом определенного профиля. Группы изучают общие сведения, отвечают на предложенные вопросы. Имитационные игры предоставляют возможность студентам в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
Ведущий: Каждая подгруппа представляет собой представителей различных организаций: 1) представители кредитного отдела; 2) представители финансового отдела; 3) представители банка; 4) представители соцфонда.
Вашему вниманию будут представлены задачи, решение которых помогут ориентироваться в мире экономики и математике. Занятие считаем открытым.
Получение заданий.
Задачи первой подгруппы:
1) Заемщик получил в банке 1 января кредит в сумме 4860 сом на срок в 3 года с условием его ежемесячного погашения равными долями в последний день месяца, начиная с 31 января, и одновременной уплатой 3% за месяц пользования кредитом. При несвоевременном внесении платежа заемщик уплачивает штраф в размере 0,2% от просроченного платежа за каждый день просрочки. Своевременно уплатив положенное в январе и феврале, в марте заемщик задержался и пришел в банк 11 апреля. Какую сумму он должен уплатить?
Решение. Заемщику надо выплачивать кредит 36 месяцев. Значит, его ежемесячный платеж составляет 4860:36=135 сом. В январе и феврале было погашено 270 сом кредита. Тогда в марте доли составлял 4590 сом. От этой суммы нужно заплатить 3%, что составляет 137 сом 70 тыйын. Кроме того, заемщик должен уплатить штраф за 10 дней по 0,2% в день с суммы 135 сом, что дает 27 сом. Общая сумма платежа на 11 апреля:
135+137,7+27=299,7 сом.
2) Какую сумму заплатит за пользование кредитом заемщик из предыдущей задачи, если все 3 года будут своевременно выполняться первоначальные условия договора?
Решение. Каждый месяц долг по кредиту уменьшается на 135 сом, а значит, плата за кредит уменьшается на т.е. эта величина является арифметической прогрессией с первым членом и разностью Требуется найти сумму 36 членов этой прогрессии. По известной формуле получаем:
сом
Задачи второй подгруппы:
1) В одной из газет сообщалось, что по сравнению с ноябрем увеличилась на 24,7% стоимость набора из 25 основных продуктов питания и составила 391,3 сом. Сколько стоила «продовольственная корзина» в ноябре?
Решение: обозначив искомую цену через х, составим уравнение по условию задачи:
Из него и получается формула решения на калькуляторе:
2) Инфляция в декабре составила 10,4%, что почти на шесть пунктов выше, чем в ноябре. Каким был темп инфляции в ноябре? Нельзя ли слово «пунктов» заменить словом «процентов»?
Решение: Слово инфляция показывает, на сколько процентов вырастают цены за рассматриваемый период. Фраза «на 6 пунктов» означает, что темп инфляции в ноябре составил 4,4% (10,4-6=4,4).
Разберемся со вторым вопросом. Пусть некоторая вещь А в октябре стоила 200 сом. Тогда в ноябре она подорожала на 4,4% и стала стоить . В декабре вещь А подорожала еще на 10,4%, а потому ее цена теперь .
Значит, октябрьское подорожание составило 8,8 сом, а декабрьское – 21,7 сом. А теперь узнаем: на сколько процентов новое подорожание больше старого? Это делается, как известно, так:
Итак, инфляция выросла на 147 процентов!
Так что проценты и процентные пункты – разные вещи. Во втором случае это просто наименование, без математической сути понятия «процент».
Задачи третьей подгруппы:
1) Вкладчик внес в банк 10 марта 8000 сом с доходом в 30% годовых. С 14 августа банк снизил ставку прибыли до 25%, а 20 декабря счет был закрыт. Какую сумму получил вкладчик?
Решение. Плата за вклад начисляется пропорционально времени хранения. Так как в году 365 дней, то посчитав количество дней с 11 марта по 13 августа (155) и с 14 августа по 19 декабря (128), получим:
2) Один из видов срочных вкладов предусматривает начисление 40% прибыли начисление 40% прибыли через год хранения денег в банке. Если спустя этот счет не закрывается, то договор автоматически продлевается на тех же условиях (пролонгируется). Какая сумма будет на счете вкладчика через 3 года при первоначальном вкладе 10 000 сом?
Решение. Через год на счете будет 14 000 сом, что составит новую исходную сумму на следующий год. Поэтому через 2 года на счете будет 19 600сом, а через 3 года – 27 440.
Задачи четвертой подгруппы:
1) Сбор с физических лиц в Пенсионный фонд временно увеличивается с 1 августа на 2 процента, до 3 процентов. Сегодня отчисляют физические лица 1 процент. Нет ли в этом тексте математической ошибки?
Решение: Здесь допущена ошибка. Пенсионные отчисления увеличиваются не на 2%, а на 2 процентных пункта! На сколько же процентов увеличиваются эти отчисления? Проведем соответствующее рассуждение еще раз.
С зарплаты, допустим, в 500 сом раньше отчислялось 5 сом, а станет отчисляться 15 сом. Увеличение на 10 сом, или на .
2) Один из договоров о годичном страховании имущества от несчастных случаев предусматривает оплату 2,14% страховой суммы при скидке 30% для постоянных клиентов. Определить величину страхового платежа для повторного страхования дачного домика на сумму 120 000 сом.
Решение. Согласно условиям договора имеем:
Подведение итогов экспертным советом.
Удачно подобранная и проведенная игра позволяет успешно совместить практическую и образовательную направленность учебного процесса, добиться высоких предметных, личностных и метапредметных результатов, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, что всецело отвечает запросам современного общества [3, с. 16].
Литература:
- Барлукова Я. А., Барлуков А. М. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе изучения математики / Вестник Бурятского государственного университета. – 2007. – №10. – С.26-29.
- Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа. — 1982, № 3.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание, 1989.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М: – Народное образование, 1998.
- Крутихина М. В., Чернядьева Е. В. Деловые игры экономического содержания в обучении математике учащихся общеобразовательных классов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». – Февраль 2012, ART 1216. – Киров, 2012.
- Петров В. А. Элементы финансовой математики на уроках. М: – Математика в школе, – 2002, №8.