В данной статье рассматриваются вопросы об усилении эффективности профессионально-математической и методической подготовки будущих учителей-математиков. Эффективная подготовка требует целенаправленной работы по приобщению будущих учителей математики к основным видам профессиональной деятельности. Предлагается необходимость усиления: взаимосвязи каждой математической дисциплины со школьным курсом математики; опора на уже имеющиеся у студентов знания, также расширение и углубление их.
Ключевые слова: эффективная подготовка, учитель математики, профессиональная деятельность, компетенция, математические дисциплины, школьная математика, взаимосвязь.
Article shows ways of increasing effectiveness of professional and methodical training of future teachers of mathematics. Effective training requires purposeful work to engage future mathematics teachers to the main types of professional activity. It is suggested to enforce: interrelation between each mathematical discipline with school mathematics course; reliance on the existing knowledge of students, also widening and deepening of their knowledge.
Keywords: effective training, math teacher, professional activity, competences, mathematical disciplines, school mathematics, interrelation.
Для успешного решения проблем математического образования учащихся в системе среднего образования необходимо вооружать будущих учителей в системе высшего педагогического образования основными компетенциями, способствующими ускорению процесса профессионального становления учителя математики. Среди приоритетных образовательных потребностей выделяются: психологические особенности усвоения математики учащимися, знание конкретных приемов работы учителя с математическим содержанием, знание разнообразных способов организации деятельности учащихся на уроке математики. Предметом основной деятельности учителя математики является обучение математике. Оно включает: содержание школьного курса математики, познавательную деятельность учащихся и способы ее организации. Основными компетенциями будущих учителей математики являются:
1. Общетеоретические знания:
— математика как наука и как учебный предмет;
— тенденции развития общеобразовательного математического образования и задачи обучения математике;
— особенности школьных учебников, учебных планов, программ по математике и Государственного стандарта нового поколения;
— содержательные линии, узловые проблемы предмета школьной математики;
— содержания учебного материала разделов школьной математики (числовая система, алгебра, математический анализ, геометрия);
— математические задачи и их функции.
2. Знания о дидактических принципах, методах и средствах обучения и их реализация в обучении математике.
3. Знания о традиционных и инновационных формах, средствах и приемах организации обучения математике и их применение.
Эти компетенции являются основой и должны выступать средством профессионального становления будущих учителей, необходимых для решения основной задачи обучения математике.
Процесс профессионального становления будущих учителей, требует усиления эффективности профессионально-математической и методической подготовки учителя математики в системе высшего педагогического образования. Эффективная подготовка требует целенаправленной работы по приобщению будущих учителей математики к основным видам профессиональной деятельности учителя математики. Определенную направленность деятельности учителя математики придает ее предметность. Акцентировать на необходимость усиления: взаимосвязи каждого математического курса со школьным курсом математики; двойной направленности читаемых лекций и практических занятий; опора на уже имеющиеся у студентов знания, также расширение и углубление их; связи теоретической математики и практики.
Общий курс элементарной математики является основным полем профессиональной деятельности учителя, и он должен сопутствовать всему процессу обучения. В конце первого года обучения следует провести мониторинг по курсу, положительные требуемые результаты должны быть необходимым условием продолжения обучения. Г. И. Саранцев [2, с. 15] отмечает высокий дидактический потенциал дисциплины «Элементарная математика» для формирования специальной подготовки. Систематизируются знания, полученные в школьном курсе математики, преобладают занятия по усвоению теории. Системы задач по элементарной математике, является индивидуализированным средством обучения, выступают в качестве средства формирования индивидуальности будущих учителей математики. Основанием для этого служат такие характеристики системы задач, как многофункциональность; наличие функциональной зависимости между элементами набора, поэтапногодостижения цели. В связи с сокращением сроков обучения в вузе, был поднят вопрос об изъятии этого курса из учебного плана, но нам удалось сохранить его при разработке вузовского компонента учебного плана.
Практикум по решению математических задач (методика обучения решению математических задач) дисциплина, направленная на обучение решению математических задач средней и повышенной трудности по узловым линиям программы углубленной школьной математики. Особое внимание уделяется классификации задач по методам решения и обучению нестандартным методам решения задач. При параллельном изучении этого курса с курсом методики преподавания математики необходимо уделять внимание проблеме преемственности содержания изучаемых курсов.
При изучении дисциплин «Математический анализ», «Алгебра», «Аналитическая геометрия» и т. д., в читаемых лекциях и практических занятиях надо обратить внимание на взаимосвязь каждого курса со школьной математикой. Особое значение имеет осуществление логико-математического анализа содержания школьной математики, уделение внимания решению задач школьных учебников. Организуя познавательную деятельность студентов на лекционных и практических занятиях преподаватель раскрывает перед студентами цели их предстоящей работы, рассказывает о необходимости приобретения данной системы знаний, поясняет значение этой системы для дальнейшей практической работы.
Важное значение для учителя математики имеет логический аспект курса математической логики. До настоящего времени этот курс как предмет в школьном курсе не изучался, хотя использование элементов в преподавании математики предусматривается. Все это подчеркивает актуальность проблемы приобщения студентов к деятельности по схематизации и формализации с тем, чтобы они могли распознавать логические схемы и формы в теоремах и доказательствах, применять логические схемы в формулировке математических предложений, приобщение их к безупречному математическому языку.
Курс «Теория чисел» служит для углубленного изучения школьной математики в отношении множества чисел. В то же время, придав курсу школьную направленность, обеспечив ее методически, можно повысить методическую культуру будущих учителей математики.
Существенную роль имеет курс по истории математики, он важен как для дальнейшей профессиональной деятельности учителя, так для воспитания у студентов общего развития, интереса к проблемам различных ветвей математики, раскрытия отдельных методологических вопросов математики.
Теория и методика обучения математики условно делится на два курса: общая методика и частная методика. Цель общей методики, создание теоретической и методологической базы изучения вопросов частной методики. Особое внимание уделяется раскрытию сущности каждого компонента методической системы обучения математике. Приобщению студентов к планированию и проектированию деятельности учителя математики. Цель частной методики, раскрытие особенностей изложения содержания основных линий курса школьной математики. В процессе обучения осуществляется приобщение студентов к системному логико-математическому анализу содержания тем школьной математики, развитие умений по комплексному применению знаний из общетеоретических основ обучения математике в процессе конструирования и организации отдельных элементов системы обучения математике. Практическая организация учебной деятельности осуществляется на лабораторно-практических занятиях по материалам школьного курса математики. Опыт практического осуществления процесса обучения в общеобразовательной школе приобретают студенты во время педагогической практики. В условиях реального педагогического процесса студенты применяют полученные ими теоретические знания на практике, осмысливают педагогический процесс, интегрируют и обобщают ранее приобретенные знания, оценивают свои профессиональные качества сточки зрения соответствия их требованиям к учителю математики.
Цель курсов по выбору по дисциплинам кафедры, усиление теоретической базы, в плане углубления, расширения, интеграции знаний, основного содержания изучаемых дисциплин.
Приобщение студентов к исследовательской деятельности должно осуществляется целенаправленно и при изучении всех дисциплин кафедры.
Одним из существенных условий подготовки будущих учителей математики бакалавров является их высокий уровень подготовленности по вопросам школьной математики, знаний понятийного аппарата, системы фактов с их обоснованиями и доказательствами, умений решать задачи повышенной трудности.
В процессе подготовки учителя математики в системе высшего педагогического образования формируется один из важнейших видов педагогической деятельности, обучение учащихся средней общеобразовательной школы по математике, происходит интеграция знаний математических дисциплин. «В своем творческом становлении учитель идет от первоначальных педагогических знаний, через сбор и анализа фактов своей собственной работы — к глубокому теоретическому осмыслению этих фактов, с тем, чтобы комплексно использовать весь арсенал педагогических средств» [1, c. 50].
Преподаватель вуза как субъект инновационного процесса в своем развитии проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется качественно новым уровнем рефлексии педагогической деятельности: освоение инновационных технологий и применение в собственном опыте; навыки целеполагания в исследовательской деятельности; сформированность исследовательских умений и навыков; умение работать с литературой и источниками. Готовность преподавателя к реализации личностной направленности обучения, специфики личностно ориентированного учебного процесса, качественного своеобразия дидактической характеристики (целевые, содержательные, процессуальные). Они должны обладать не только высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, но и критическим отношением к действительности, стремления к ее рефлексии, поиску альтернативы в своей профессиональной деятельности. Решая задачи усиления эффективной подготовки будущих учителей математиков, надо обратить внимание на профессиональное развитие преподавателя вуза, так как он является ключевой фигурой в модернизации современного образования. Факторами формирования творчески активной личности будущего учителя математики в вузе выступают инновация и интеграция учебно-воспитательного процесса в целом, активизация учебно-познавательной деятельности студентов, научная организация педагогической деятельности преподавателей. Учебная, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельности рассматриваются как ведущие виды деятельности студентов в обучении. При этом качественно изменяется и характер педагогической деятельности преподавателя: информационная деятельность постепенно переходит в управленческую, консультирующую. Самые широкие возможности для становления у них самообразования и приобретение соответствующего опыта представляет самостоятельная работа. Преподавателям вуза необходимо опираться на следующие принципы методического руководства самостоятельной работой студента: соблюдение единства теории и практики; учет особенности содержания учебного материала и индивидуальных особенностей студентов; соблюдение преемственности между учебной, учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов; стимулирование и мотивация самообучения и самостоятельности студентов.
Литература:
- Бекбоев И. Б. Вопросы методологии и методов обучения и воспитания школьников. //Сборник научно-педагогических статей. Вторая книга. Бишкек, 2015. 464 с.
- Саранцев Г. И. Сборник упражнений по методике преподавания в средней школе. Учебное пособие. — М.: 1982. – 80 с.