Учимся заинтересовать нашу молодёжь курокам естествознания
Зикирова Гулайым Абдылдаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
Ошский технологический университет имени академика М. М. Адышева
В этой статье рассматривается то, что человеку даны свойства самостоятельного формирования от бога, как интересующейся личности. Обычно, математической науке присуждены ярлыки на подобие “Сухас”, “не интересно”, “навязывающий” и т. и. Если в средней школе ученик плохо усвоил математику, то в университете вряд-ли его интересует эта наука. Поэтому, развивать интерес молодежи к матемаматике — это обязанность преподавателя. Например, один из путей развития интереса к математике студентов и учащихся является внушение, некоторые способы и умения со стороны преподавателя преподнести геометрические понятия более доступно, невзирая на трудности его усвоения, хотя их мало интересует она как наука.
Ключевые слова: оргинальность, навязывание, творчество, равнобедренный, диаметр, формально, наглядные методы, пассивность.
This article deals with the characteristics will given the people by God, as interested in personality. Usually, mathematic science awarding labels «dry», «not interesting», «force» and others. If a pupil not adopted mathematics at school, it’s not interesting to learn this subject at the university. That’s why to develop youth’s interest to mathematics depends on teachers.For example, it’s one of the ways developing interests of the students to math is the teacher should use necessary skills and methods. It will be the tasks accessible, understandable and interesting youth are beginning to learn this subject in spite of difficulties. Though, it’s not interesting for them as a science.
Key words: force, methods, both sides, diameter, not boring, formal, showing skills, passive.
В технических и технологических высших учебных заведениях математика является одним из обязательных предметов изучения. Значит, если молодой человек поставил себе цель учится в техническом вузе, то он в достаточной степени должен знать школьную программу по математике. Не все вузы готовят математиков, но в программах вузы поставлены все требования по изучению математики. Поэтому, в данной статье мы постарались рассмотреть решения некоторых геометрических задач в помощь поступающим абитурентом в технические и технологические вузы. Хорошее знание и решение геометрических задач помогает в вузе усвоить такие предметы, как начертательная геометрия, теоретическая механика и другие естественные предметы. По этой причине для поступающих в технические и технологические вузы нужны глубокие знания по геометрии. А значит, на уроках по геометрии в средних школах, колледжах нужно уделять большое внимание на точность определения, теоремы и аксиомы. Если каждое геометрическое предложение не высказать коротко и точно, то обязательно где-то могут быть лишние фразы. Некоторые абитуриенты, давая определения некоторым геометрическим фигурам делают ошибки, смешивая одно с другим [1].
Например, треугольник, в основе которого все углы равноправные — это одно из определений «равноправного треугольника»: «Если две стороны равноправные — это и есть равноправный треугольник». Иногда дают такое неверное определение: «Равноправным треугольникам называется — равные две стороны и равноправные углы в основе».
Например, «Параллелограмм» — параллельные и равные по противоположным сторонам четырёхугольник — это правильное определение. В этом определении равноправие двух сторон не нужно. Равноправие двух сторон исходит от отрезков длины параллелограмма. Итак, «Параллелограмм» — это равные по противоположным сторонам, четырёхугольник — это правильный вариант.
Чтобы глубже изучить предмет, нужно правильно разобрать основные геометрические понятия и правильно, с доказательствами, решить задачи. Для правильного определения теоремы и решения задачи по геометрии нужны чертежи. Правильный чертёж облегчает путь к доказательству и решению задачи. Поэтому некоторые ошибки происходят от неправильного чертёжа. Пример, иногда вместо треугольника с разными сторонами, чертёж равноправный треугольник это приводит к неправильным выводом [2].
Чтобы доказать теорему, нужно правильно и наизусть знать определение. Здесь нужно правильно разобрать и осмыслить правильно, таковы требования. Например, во многих случаях угол, который опирается на диаметр – это прямоугольник – так говорится. Это неправильно, так как углы изнутри опираются на диаметр и чертятся внутри, такие углы являются прямоугольниками. Иногда говорят «У равноправных углов треугольника, напротив равноправные стороны» — это такой быстрый ответ. Это похоже на правильный ответ. Но, чтобы было точное и правильное определение, нужно говорить так: «У равноправного треугольника равноправные углы, напротив которых расположены равноправные стороны». Однотипные занятия быстро надоедают учащимся. Поэтому, для учащихся школах-лицеях, гимназиях, колледжах предлагаем следующие методы обучения по математике [3].
1. Путём наглядного решения примеров и задач самим учителем. Если пути решения примеров и задач ранее не известны учащимся, и преподаватель сам поставил себе такую цель, то такой метод может быть использован учителем. Использование такого метода приводит к пассивной работе учащихся на занятиях. Отсюда, учитель показывает на доске пути решения примеров и задач, но одновременно не может контролировать работу учащихся. Поэтому, учитель должен создать проблему по некоторым частям примера или задачи и дать время и возможность самим учащимся решить задание.
2. Решение задачи с помощью учителя. Такой метод помогает слабым учащимся. Так как с помощью учителя учащиеся анализируют пути решение задачи. Таким образом, учитель показывает пути решения начала, середины и конца задачи, остальные части оставляет на творчество самих учащихся. В конце учитель обязательно сам должен сделать вывод, и показать некоторые фрагменты задачи. С помощью учителя учащиеся разбирают условие задачи, и по составленному плану самостоятельное решение. Такой метод помогает выявить среди учащихся творческие задачи.
3. Самостоятельное составление задач самими учащимися. После полного изучения материалов той или иной главы на практическом занятии по некоторым темам. Например, изучив главу «Числовые ряды», задается такой вопрос, составте примеры по знаку Даламбера или Коши, определить числовые ряды — такие виды заданий можно давать учащимся разделив их на подгруппы.
4. Хорошего результата можно добиться путем устного решения не трудных задач и примеров. По такому методу можно решить такие задачи: «Найти расстояние между двумя точками»; «Составить уравнение прямой линии, проходящей по двум точкам», «Найти производную функции» и др.
5. Решение примеров и задач с данными готовыми ответами. Такой вид работы каждому примеру или задаче даются 4 или 5 ответов, среди этих ответов — один правильный ответ. Эти вопросы даются учащимся по уровню их знаний, ответить должны за несколько минут. За несколько минут учащийся должен самостоятельно решить задачу по готовым ответам, составить программу и проверить на компьютере, но на такую работу времени недостаточно.
6. Самостоятельная работа. Такой метод работы дает учителю трудности. Так как учитель должен успеть проверить решение каждого учащегося. Большую роль играет окончательный вывод. Так как каждый учащийся по своему методу и уровню знаний выполняет задание. В результате учитель должен показать учащимся оригинальное решение некоторых учеников [4].
Данные нами вышеуказанные методы по математике не являются обязательным планом для студентов и учащихся. Но помогают для организации и проведения занятий по математике, прививает интерес к данному предмету. Ведь на практике мы реально сталкиваемся с тем, что изучение математики и геометрии формально. Такой формализм может повториться и в вузе.
Литература:
- Бекбоев И. Б. Инсанга багыттап окутуу технологиясынын теориялык жана практикалык маселелери. Бишкек “Улуу тоолор” 2015.
- Коротяев Б. И. Учение — процесс творческий: Из опыта работы. М.
- Гнеденко Б. В. Математика и математическое образования в современном мире. М.: Просвещение, 1985.
- Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укупнение дидактических единиц в обученые математике. М.: Просвещение, 1986.