К эпическим источникам нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Алымкулов, З. А. К эпическим источникам нравственных ценностей / З. А. Алымкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39455/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье ведется анализ фольклорных и литературных источников где просматриваются элементы нравственных традиций кыргызского народа. Источником морали становятся ценностно-нормативные понятия, морально-мировоззренческие принципы.

Ключевые слова: мораль, фольклор, традиция, миф, добро, зло.

The article analyzes folklore and literary sources where considered elements of the moral traditions of the Kyrgyz people. The source of morality become value-normative concepts, moral and ideological principles.

Keywords: moral, folklore, tradition, myth, kindness, evil.

В исследованиях посвященных рассмотрению генезиса нравственных ценностей Кыргызского этноса, по условно-сравнительно построенным парадигмам, выделяют несколько периодов духовного развития.

Особо выделяется устное народное творчество, она формирует в себе нравственные, этические нормы и идеалы, самобытную традицию, духовное богатство народа. Морально-нравственными регуляторами в фольклоре выступают образные слова, пословицы и поговорки, выполняющие нормативную функцию. Хотя фольклор не поддается историко-хронологическому разграничению, в целях реконструкции системы ценностей, все же, мы имеем материал для обоснования источника морали. Так как, приведенные формы фольклорного жанра разделяются на множество концепций социального, антропологического характера. Где высшей нравственной ценностью и моральным идеалом являются гуманизм и патриотизм.

Из лирической формы устного народного творчества следует выделить несколько видов заключающих в себе национально-специфические нравственные нормы и представления: «Санат», «Насыят», «Терме». Например «Терме» это дидактическая поэтическая импровизация без конкретной темы, где проводится ценностный отбор, разделяются и анализируются в качественной степени поведение человека. В этом жанре, с учетом пространства и времени, подгоняя социальным, жизненным обстоятельствам, избирательно, акын-импровизатор доводит до сознания людей народную мудрость, слушатель же сравнивает, делает определенные жизненные выводы.

Не менее важным носителем менталитета номадов, духовно-ценностных ориентаций являются эпические произведения. Эпическая форма кыргызского фольклорного жанра богата по своему содержанию, кроме монументальной трилогии «Манас» существуют и малые эпосы, прославляющие героическое прошлое народа. В сюжетной линии эпоса «Манас» отображена история, обычаи, нравы, этические нормы, этнический состав, природа, язык народа.

В трилогии «Манас» мы находим мифологические представления человека об окружающем мире, о природе. В художественных образах прослеживается органическая связь человека с природой. «Поклонение природе во многих случаях исходило из одухотворения почитаемых первопричин. Стихийные элементы как Земля, Вода выступали жизненным началом. Огонь в представлениях древних, очищал людей от зла и оберегал от влияния злых чар» [1]. Эта особенность древнего мышления еще в большей степени присуща более ранним периодам возникновения человеческого общества, и накладывало определенный отпечаток на нравственное сознание. Люди не только отождествляли себя с природным окружением, но и переносили свои нравственные оценки на природные явления, считая их добрыми или злыми. При помощи понятий «хороший» или «плохой» описываются все многообразие явлений природы.

Таким образом, мифологические представления о мире и природе содержали нормативные предписания социальных и натуралистических концепций источника морали.

К социальным концепциям источника морали в эпосе относятся взгляды в форме моральных ценностей, нравственных оценок, одобрения или осуждения совершаемых поступков. Социальные идеи народа в эпосе выражаются через мысли о борьбе добра и зла. Добро и зло, их борьба и, как правило, победа добра над злом составляют главную тему эпосов, в основе которых лежит нравственный идеал народа о добре и справедливости, о патриотизме, гуманизме. Следовательно, в эпосе мораль представляет собой одну из универсальных форм и общественного, и личного миропонимания, воззрения на человека, общество и историю.

Следующим периодом духовного развития и источником откуда отталкиваются исследователи этических ценностей является поэтическое наследие легендарных кыргызских мыслителей, представителей художественного слова Санчы сынчы, Толубая сынчы и других, известно, что их произведения до нас дошли лишь в фрагментарном, отрывочном виде, в форме философской — дидактической поэзии. В поэтических рассуждениях в основном, даются советы, наставления правил поведения, а также установка принципов морали. В форме крылатых выражений, пословиц, поговорок и мудрых изречений осуждались трусость, невежество, бесчеловечность, жестокость, алчность. Одобрялись и восхвалялись храбрость, умеренность, самообладание, скромность и справедливость. Гуманистические идеи легендарных кыргызских мыслителей играют важную роль в последующем становлении моральных норм народа.

К существенным материалам анализа морально — нравственных ценностей относятся произведения поэтов мыслителей средневековья Жусупа Баласагына и Махмуда Кашгари. Однако следует подчеркнуть, что в их идеях отсутствуют систематизированные философские и этические концепции. Тем не менее, сквозь поэтическую оболочку, через иносказания проглядывается богатый и сложный мир социально-этических парадигм которые обобщали нравственные идеалы в жизни конкретного общества.

В своем произведении «Кутбилим» Жусуп Баласагын четко выделяет специфику морали, выявляет в ней некоторые существенные стороны, отличающие нравственность от иных социальных детерминант человеческой деятельности. В образах и именах героев поэмы персонифицируются этические понятия, например: Кунтууду — аллегорически преобразуется в Справедливость, Айтолду — олицетворяет Счастье, Акдилмиш — символизирует Ум, Разум, Откурмуш — Скромность. Персонажи произведения, отражают взгляды мыслителя в идеях о добре и зле, справедливости, счастье, мудрости, скромности, благополучии, воле. Философ полагал, что путем повышения образовательного уровня, пополнения научных знаний, воспитания великодушия и щедрости можно достигнуть нравственного совершенства. Только опираясь на научные знания личность самовоспитывается, совершенствует свои человеческие качества, становится духовно богаче. В отличие от исламских принципов, согласно которым хороший и плохой поступок человека предопределен богом, человек не свободен в своем поведении. Автор, выдвигая гуманистические идеи, доказывает, что нравственные качества людей зависят от них самих, от их мировоззрения, убеждений и воспитания. Как и другие перипатетики востока, мыслитель считал, что при помощи науки и знания можно полностью управлять разумом, характером и поведением людей. Он считал, что в будущем добродетельном обществе, все люди, независимо от их общественного положения, будут счастливы только тогда, когда они пойдут по единственно правильному пути — будут совершенствовать образование и осваивать научные знания.

Социально-философские идеи акынов мыслителей разделяющихся по этапам на заманистов (заман — эпоха) и демократов совпало с событиями, имевшими исторически переломное значение в развитии общественных отношений. Духовная культура, сущностные тенденции развития общественного сознания кыргызов в начале и во второй половине19 века с наибольшей отчетливостью проявляется в двух направлениях философской мысли. Первое из них представлено мировоззрением, именуемых в историко-философской литературе заманизмом, второе мировоззрением акынов демократов Токтогула, Тоголока Молдо, Барпы Алыкулова.

Направление заманизм в историко-философской мысли кыргызов получило достаточно глубокое освещение в различных исследовательских разработках. Всесторонний анализ его важнейших концептуальных положений дан в ряде серьезных исследований наших ученых.

Виднейшими представителями заманизма, чье творчество оставило глубокий след в духовной жизни народа были акыны — сказители Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Алдаш Молдо, Женижок. Они отличались своеобразием произведений, отражающие упадок духовной и материальной жизни народа, где речь идет об эпохе конца света, эпохе страдания, эпохе жестокости. В центре их внимания постоянно находится человек. Нравственно — этическое крушение человека как основы бытия, воспринималось заманистами как гибель мироздания, так как простые общечеловеческие нормы нравственного поведения в эпоху заманизма разрушались. Положительные принципы и нормы прежних поколений было основной опорой. Поэтому акыны — заманисты с ностальгией обращались к прошлому, причем из исторического опыта они брали на вооружение те принципы жизни, которые имели гуманистическое содержание и именно с этой точки зрения подвергали критике современную им действительность.

Преемственная связь акынов мыслителей заманистов и демократов прослеживается в том, что их творчество неразрывно связано с фольклором. Акыны мыслители черпали из сокровищниц устного народного творчества многие компоненты искусства общения со слушателями. Основываясь на эпосы, сказания, пословицы, поговорки, крылатые выражения они умели в импровизированной форме, образно, сопереживая горестям и радостям повествовать события из жизни народа.

Однако в мировоззренческом плане акыны демократы занимают совершенно противоположную позицию сравнительно к заманистам. Причина кроется в том, что эпоха акынов демократов представляет иную историческую среду жизнедеятельности и условия жизни народа.

Длительная многовековая история кыргызов, его своеобразная культура является для будущих поколений духовным богатством. Временной континуум «прошлое, настоящее, будущее» диалектически переплетаются и перекликаются. Связь исторически прошлого с сегодняшним днем состоит в том, что мы, оглядываясь вглубь истории, извлекаем уроки мудрости.

Литература:

  1. Акмолдоева Ш. Б. и др. Кыргызская философия. Уч. пособ. Б., 2010. С 21.
Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, духовное развитие, зло, норма, природа, эпос.


Похожие статьи

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Традиции социализации кыргызов средствами пословиц и поговорок

В статье рассматриваются вопросы социализации и формирования личности средствами пословиц и поговорок, зависимость содержания социализации личности от педагогической культуры народа.

Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре

В статье проанализированы басенные образы и мотивы кыргызского фольклора и исследованы предпосылки для создания басен в письменной профессиональной литературе.

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Историко-культурный потенциал текстов семейных родословных

В статье рассматриваются особенности вербальной репрезентации историко-культурного потенциала текстов семейных родословных. Представлены векторы проявления и развития интеллектуального уровня языковой личности.

Похожие статьи

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Традиции социализации кыргызов средствами пословиц и поговорок

В статье рассматриваются вопросы социализации и формирования личности средствами пословиц и поговорок, зависимость содержания социализации личности от педагогической культуры народа.

Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре

В статье проанализированы басенные образы и мотивы кыргызского фольклора и исследованы предпосылки для создания басен в письменной профессиональной литературе.

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Историко-культурный потенциал текстов семейных родословных

В статье рассматриваются особенности вербальной репрезентации историко-культурного потенциала текстов семейных родословных. Представлены векторы проявления и развития интеллектуального уровня языковой личности.

Задать вопрос