В данной статье рассмотрены вопросы внешней политики Кыргызской Республики со дня приобретения независимости и дана характеристика развития внешней политики суверенной Кыргызской Республики.
Как известно, в своей внешнеполитической деятельности Кыргызстан последовательно придерживается принципов нерушимости границ, мирного урегулирования межгосударственных конфликтов, укрепления многосторонних связей со странами СНГ и другими странами мира, развития взаимовыгодной хозяйственной и культурной интеграции.
Ключевые слова: внешняя политика, суверенитет, независимость, Кыргызстан, международные отношения, постсоветские страны.
This article examines the issues of foreign policy of the Kyrgyz Republic from the date of independence, and characteristics of a sovereign foreign policy of the Kyrgyz Republic.
As is known, in its foreign policy, Kyrgyzstan has consistently adhered to the principles of inviolability of borders, peaceful settlement of international conflicts, strengthening of multilateral relations with the CIS countries and other countries of the world, the development of mutually beneficial economic and cultural integration.
Key words: foreign policy, sovereignty, independence, Kyrgyzstan, international relations, post-Soviet countries.
Как известно, в конце XX века произошли коренные изменения в судьбах многих стран и народов. К числу этих стран относится и Кыргызстан, ранее являвшийся одной из республик Советского Союза.
После распада СССР на постсоветском пространстве возникла новая геополитическая ситуация, образовались независимые государства, особое место в их ряду заняли центральноазиатские республики. А в международных отношениях разворачивается сложный процесс становления новых приоритетов и ценностей. В пределах геополитического пространства некогда единой страны, но уже в совершенно иных политико-идеологических и культурно-исторических рамках образовались новые независимые государства, которые стремились быть равноправными членами мирового сообщества.
После провозглашения национального суверенитета все бывшие советские республики официально заявили о проведении независимого внешнеполитического курса, основанного на соблюдении, прежде всего национальных интересов своих государств. Это стало одной из основных принципиальных характеристик их развития в новых исторических условиях.
Выход на международную арену суверенного Кыргызстана состоялся в 1991 году, и за более чем два десятилетие независимости его внешняя политика претерпела значительные изменения: определились ее цели и задачи, сформировались основные принципы функционирования, сложились приоритетные направления внешнеполитического курса; была заложена постоянно развивающаяся договорно-правовая база отношений с другими государствами. Однако, наряду с этим, определился и круг проблем, с которым сталкивалось каждое государство в процессе своего становления и утверждения.
Следует отметить, что сам факт появления на политической карте мира нового независимого государства естественным образом ставит на повестку дня вопрос о характере его взаимоотношений со своим ближним и дальним окружением, то есть возникает необходимость определиться в региональной и глобальной системах международных отношений. Кыргызстану также следовало, с учетом своих геополитических интересов и внешнеполитических приоритетов, проводить самостоятельную внешнюю политику; при этом необходимо было учитывать и культурно-историческое своеобразие, а также влияние данных факторов на выработку и проведение той или иной линии поведения на международной арене. Уникальное геополитическое месторасположение Кыргызстана в качестве моста между Западом и Востоком, а также Севером и Югом, создает благоприятные условия для развития многовекторного и разноуровнего сотрудничества, но также вынуждает к проведению взвешенной внешней политики. Проблематично было определение пути развития (европейский или азиатский), поиск компромисса между историческими, географическими и геополитическими реальностями.
Помимо этого, применительно к Кыргызстану, требует анализа обширный материал, отражающий особенности становления внешнеполитического курса республики, современную международную обстановку и изменения, произошедшие не только в нашей стране, но в Центральноазиатском регионе и странах Содружества Независимых Государств (СНГ).
С образованием независимого суверенного Кыргызстана перед ним как перед субъектом международных отношений встала проблема выбора внешнеполитической перспективы, которая оказывает непосредственное влияние на историческую будущность как самой республики, так и всего постсоветского пространства.
Основной задачей внешней политики Кыргызстана стало формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешного проведения реформ в республике, становления и развития ее как суверенного государства.
Осознавая, что для современной эпохи характерна растущая глобализация и возрастающая взаимозависимость, при которой мощные внешние силы будут неизбежно играть существенную роль в определении будущего развития, республика прилагает немалые силы для активизации межгосударственных отношений, а также совершенствования производственно-финансовых, коммерческих и других связей как внутри, так и за пределами республики.
В начале 90-х годов произошло стремительное вхождение Кыргызстана в мировое сообщество. 1991–1992 гг. стали в истории независимого Кыргызстана периодом широкого международного признания страны; в эти годы был подписан ряд важнейших двусторонних и многосторонних документов, сыгравших серьезную роль в укреплении суверенитета республики. Развитие двусторонних отношений в результате переговоров и подписания ряда соответствующих документов
Геополитическое положение и экономический потенциал Кыргызстана, его стратегические интересы определили место республики в системе современных международных отношений как одного из ведущих региональных государств, заинтересованных в создании в своем окружении зоны стабильности и добрососедства, основанной на принципах уважения суверенитета, территориальной целостности и взаимной безопасности.
К концу 90-х годов процесс вхождения Кыргызстана в мировое сообщество в основном завершился.
Судьба Кыргызстана, его роль и место в мировом сообществе во многом зависят от того, как будут складываться отношения республики со странами, представляющими ее ближнее и дальнее окружение. Исходя из стратегической задачи обеспечения независимости и территориальной целостности, Кыргызстан должен иметь стабильные дружественные отношения как с соседними странами, так и с экономически развитыми западноевропейскими, азиатскими государствами, а также с США.
Изучение истории становления внешней политики независимого Кыргызстана безусловно связано с использованием теоретических и практических результатов, нашедших отражение в трудах современных исследователей, которые могут быть выделены в несколько групп.
Самого пристального внимания заслуживают труды российских, казахстанских, узбекских и других ученых, рассматривающих проблемы постсоветской внешней политики своих стран. Учитывая схожесть проблем и исторические взаимосвязи между бывшими советскими республиками, данная группа исследований представляет большой интерес и ценность тем, что позволяет провести сравнительный анализ становления внешнеполитических институтов и стратегии стран СНГ. В этом плане следует отметить коллективные труды ученых МГИМО Российской Федерации, аналитические изыски глав внешнеполитических ведомств государств СНГ. Особый интерес представляют работы бывшего Министра иностранных дел Российской Федерации И. Иванова, которые, несмотря на публицистическое изложение, отличаются глубоким анализом региональной ситуации.
При изучении проблем внешней политики особенного внимания заслуживают теоретические и научно-публицистические работы западных исследователей, которые не использовались ранее в изучении вопросов международных отношений и внешней политики в силу идеологических обстоятельств (Дж. Розенау, Бжезинский, Г. Киссинджер и др.).
Раскрытие темы диссертационного исследования потребовало от автора использования монографий и статей, в которых изучаются различные аспекты глобального развития. С каждым годом в российской науке множится число публикаций, посвященных вопросам трансформации международных отношений. Оригинальный взгляд на глобальные процессы представлен в трудах российских исследователей О. Н. Быкова, И. Василенко, М. Ильина, Н. Косолапова, К. Костюка, А. Неклессы, А. Панарина, А. Уткина, П. Цыганкова, М. Чешкова, А. Эльянова, Ю. Яковца и мн. др[1].
Главными идеологами концепции Евразийской интеграции являются президент Российской Федерации В. В. Путин и президент Республики Казахстан H. A. Назарбаев. Работы посвящены осмыслению необходимости формирования ведущего центра — ядра интеграции, вопросов полномочий наднациональных органов власти и др[2].
Обретение независимости Кыргызстаном резко актуализировало проблему изучения международных экономических отношений суверенного государства[3]. Детально взаимоотношения между Кыргызстаном и Российской Федерацией раскрыты в авторских и коллективных монографиях B. C. Власова, В. А. Воропаевой, А. Д. Джуманалиева, Дж. Джунушалиева, А. Ч. Какеева, К.-Г. Каракеева, В. М. Плоских, Г. А. Рудова и др[4].
Исследования, в которых международные связи Кыргызстана рассматриваются в свете глобальных тенденций и политических процессов, немногочисленны. Отдельного внимания среди них заслуживают работы Айдаркул К., М. Иманалиева, Н. Омарова, К. Токтомушева[5].
Благодаря использованию значительного фактического материала, хронография внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики, динамика целенаправленного формирования Кыргызстаном двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями анализируется в работах А. Д. Джекшенкулова, А. Э. Джоробековой, Н. К. Момошевой и др[6]. Экономические аспекты внешнеполитического развития Кыргызской Республики в годы независимости освещены в монографиях и статьях Б. Аширова, К. Идинова, Т. Койчуева, Т. Койчуманова, В. Некрасова, В. Чыналиева и др[7].
Таким образом, отечественные ученые в значительной степени уделяют внимание изучению различных аспектов сотрудничества Кыргызстана с другими государствами и международными организациями.
Вместе с тем, процессы трансформации международных отношений Кыргызстана и проблемы внешней политики требуют более детального и специального исследования.
Литература:
- Аширов Б. Ч. Становление и перспективы экономического сотрудничества Центральной Азии // Центральная Азия и культура мира. 1998. № 1 (4).
- Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Многополюсный мир. М.: Восток-Запад, 2010.
- Быков О. Н. Международные отношения. Трансформация глобальной структуры. М. 2003.
- Власов B. C. Стратегическое партнерство Российской федерации и Кыргызской республики: предпосылки и основные направления. Бишкек. 2012.
- Джекшенкулов А. Дж. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М., 2002; Политическая трансформация: опыт Кыргызстана в мировом контексте / Под ред. А. Элебаевой. Бишкек, 2002.
- Жолонбаева А. Ж. Возрастание роли государства в трансформационной экономике (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 2012.
- Назарбаев H. A. Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация. Астана, 1994.
- Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 октября.
- Усманалиева Г. Б. Экономическая интеграция стран Центральной Азии: проблемы и перспективы. Бишкек, 2007.
- Центральная Азия: внешний взгляд: Международная политика с центральноазиатской точки зрения. Бишкек, 2009.
[1] Быков О.Н. Международные отношения. Трансформация глобальной структуры. М. 2003; Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Многополюсный мир. М.: Восток-Запад, 2010. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000; Ильин М. Политическая глобализация: институциональное изменение // Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М., 2003; Косолапое Н. Формирование глобального миропорядка и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 11; Костюк К.Н. Страны второго мира в глобализацион-ных процессах // Глобализация и столкновение идентичностей: Сб. материалов международной интернет-конференции. М., 2003; Неклесса А.И. Ordo quardo - четвертый порядок: пришествие постсовременного мира // Внешняя политика и безопасность современной России (1991— 2002). М., 2002; Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001; Цыганков П.А. Международные отношения: теории, конфликты, организации. М., 2004; Четкое М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Внешняя политика и безопасность современной России (1991-2002). М., 2002; Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. М., 2006; Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2003 и др.
[2] Бровко H.A. Развитие экономических интеграционных процессов на современном этапе. Бишкек, 2011; Ильин В.Н. Евразийство // Ступени / Философский журнал. № 2(5). СПб., 1992; Исаков К.И. Регулирование внешней трудовой миграции // Вестник КРСУ. Б.2012. Т.12 №11; Карабаев И. От региональной интеграции Центральной Азии к Евразийскому интеграционному пространству // Евразийская экономическая интеграция. 2010. №3; Кулагин C.B. Эволюция концепции евразийства и перспективы ее реализации в международном сотрудничестве на постсоветском пространстве. М., 2001; Матвиенко Ю. О военных угрозах Евразийскому союзу. URL: http://www.fondres.ru/index.php/oborona; Омурбекова Н.Д. Международная миграция в Содружестве наций в условиях глобализации. Бишкек, 2008; Тюркин M.JI. Миграционная политика Российской Федерации: опыт и перспективы развития. М., 2009; Фирсова H.A. Политико-правовые проблемы миграции в условиях глобализации. Бишкек, 2010;Черкасов H.A. Доктрина развития Евразийского экономического сообщества в XXI веке. URL: http://www.ipaeurasec.org; Чернов В.А. Организация договора о коллективной безопасности как институт межгосударственной военно-политической интеграции на постсоветском пространстве. Бишкек, 2010|и др.
Азии в условиях глобализации // Вестник КРСУ. Бишкек, 2011. Т.П. № 5; Усманалиева Г.Б. Экономическая интеграция стран Центральной Азии: проблемы и перспективы. Бишкек, 2007; Центральная Азия: внешний взгляд: Международная политика с центральноазиатской точки зрения. Бишкек, 2009; Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам сотрудничества. М., 2008 и др.
Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 октября; Назарбаев H.A. Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация. Астана, 1994; Его же. Евразийский союз: Идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М., 1997.; Его же. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. Астана, 2000.
[3] Алчинов В.М. Политические проблемы международных экономических отношений. М., 2009; Дегтерев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М., 2010; Жолонбаева А.Ж. Возрастание роли государства в трансформационной экономике (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 2012; Иванов С.Г. Влияние внешнеполитических факторов на процесс трансформации экономики Кыргызской Республики. Бишкек, 2009 и др.
[4] Власов B.C. Стратегическое партнерство Российской федерации и Кыргызской республики: предпосылки и основные направления. Бишкек. 2012; Воропаева В., Джунушалиев Д., Плоских В.М. История кыргызско-российских взаимоотношений. Бишкек: КРСУ, 2000; Джекшенкулов А.Д. Россия - Кыргызстан: этапы развития межгосударственных отношений и их перспективы // Центральная Азия: внешний взгляд: Международная политика с централь-ноазиатской точки зрения. Бишкек, 2009; Джуманалиев А.Д. Политическая история Кыргызстана (становление политической системы кыргызского общества в 1920-1930-е гг.) / 2-е изд., испр. Бишкек, 2005; Какеев А. Ч. Философская мысль в Кыргызстане: поиски и проблемы. Бишкек: Илим, 1995; Рудое Г.А. Российско-кыргызские отношения: история и современность. М.; Бишкек, 2001; Хоролец ET. Научные связи Кыргызстана и России: исторический анализ становления и развития. Бишкек, 2007 и др.
[5] Айдаркул Каана. Международные отношения кыргызов и Кыргызстана: история и современность. Бишкек, 2002. Иманалиев М. Очерки о внешней политике Кыргызстана. Бишкек, 2002; Его же. Сборник статей о Центральной Азии. Бишкек, 2008; Его же. Центральная Азия в системе совместной безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 2 (62); Его же. Центральная Азия: Обновление легенд. 11.08.2009. URL: http://www.ipp.kg/ru/; Омаров Н.М. Гуманитарные аспекты безопасности Кыргызской Республики в XXI веке: вызовы и ответы. Бишкек, 2001; Его же. Международные отношения в эпоху глобального развития. Бишкек: Наука и образование, 2003; Его же. Внешняя политика Кыргызской Республики и эпоху «стратегической неопределенности». Бишкек, 2005 и др.
[6] Джекшенкулов АД. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М., 2002; Политическая трансформация: опыт Кыргызстана в мировом контексте / Под ред. А. Элебаевой. Бишкек, 2002; Джоробекова А.Э., Момошева Н.К. Хроника внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики (1991-2002). Бишкек, 2003;Момошева Н.К. Основные аспекты становления внешней политики Кыргызстана в 1991-1995 гг. // Вестник КГНУ. Труды молодых ученых ЦМАНОП. Серия 5. Вып. 1. Бишкек, 2001 и др.
[7] Аширов Б. Ч. Становление и перспективы экономического сотрудничества Центральной Азии // Центральная Азия и культура мира. 1998. №1 (4); Идинов К. Кыргызстан в системе международных экономических отношений. Бишкек, 1997; Койчуев Т. К концепции экономической интеграции стран Центральной Азии. Бишкек, 1997; Некрасов В. Влияние современной таможенной системы на развитие межгосударственных экономических отношений. Бишкек, 2010; Чыналиев В. Внешнеэкономические связи Кыргызстана. М., 2000 и др.