Одна из задач учителей средней общеобразовательной школы – дать учащимся качественное образование. А научные понятия являются основным компонентом системы научных знаний. Значит, формирование у школьников основных научных понятий считается важной компетентностью учителя. В статье излагаются результаты исследований по подготовке будущих учителей физики к формированию физических понятий у школьников.
Ключевые слова: подготовка учителей физики, научные понятия, методическая система, компетентность, формирования физических понятий.
One of the tasks of teachers of secondary school obscheobrazavatelnoy – give students a quality education. A scientific concepts are the main component of the system of scientific knowledge. Hence, the formation of students' basic scientific concepts considered important teacher competence. The article describes the results of a study on the preparation of future teachers of physics in the formation of physical concepts in schoolchildren.
Keywords: teacher training, scientific concepts, methodical system, competence of teachers of physics, the formation of physical concepts.
Современная школа требует специалистов, призванных работать в меняющихся условиях нашего общества. Это связано и с изменением объёма учебного времени, отводимого на изучение многих учебных дисциплин, реализацией курса на введение профильного обучения в современной школе, регионально-национальными особенностями и т. д.
Одна из задач учителей средней общеобразовательной школы – дать учащимся качественное образование. А научные понятия являются основным компонентом системы научных знаний. Значит, формирование у школьников основных научных понятий считается важной компетентностью учителя.
Изучение и анализ литературных источников по психологии, общейдидактике и методике обучения показывают, что проблеме формирования научных понятий у учащихся учеными-педагогами уделяется серьезное внимание. Результаты исследований дидактов, методистов, а также результаты анализа состояния преподавания физики в общеобразовательной школе показали серьезные недостатки в формировании у школьников физических понятий. В некоторых работах (В. В. Панкратов, А. В. Петрова, С. П. Гордеева, Г. И. Гранатов, А. М. Зайцева, Н. Г. Ованесов, П. Н. Рабинович, А. И. Смагин, И. Е. Карнаух, В. В. Закотнов, С. В. Коржакова) доказывается, что учителя обязаны формировать научные понятия у школьников, однако, авторы этих работ не ставили специальной целью обучать студентов – будущих учителей приемам их формирования.
Мы считаем, что низкий уровень усвоения учащимися физических понятий является следствием недостаточной теоретической, методологической и методической подготовленности учителей физики. Недостатки в подготовке учителей физики к работе по формированию понятий отрицательно влияют не только на уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и на эффективность работы по формированию их научного мировоззрения, что снижает воспитательную и развивающую значимость обучения физике.
Чтобы правильно организовать и управлять процессом формирования физических понятий у школьников, учитель должен знать основные особенности и закономерности формирования понятий. Хотя в школьных программах и учебниках физики повышены требования к формированию у школьников физических понятий, из-за неподготовленности учителя, они не в состоянии реализовать их в учебном процессе. В этом процессе встречается ряд трудностей. Эти трудности в значительной мере обусловлены возникновением определенных противоречий между объективными требованиями школьной практики и уровнем дидактической подготовленности учителя к данной деятельности.
Проявление этих противоречий объясняется следующими причинами: неподготовленность учителей к формировнию мышления у школьников через формирование научных понятий, которое является основной задачей учителя; неразработанность спецкурсов по подготовке будущих учителей к формированию научных понятий; не исследованность в научных работах методических аспектов подготовки учителей к данному виду деятельности и т. д.
Э. Мамбетакунов, уделяя внимание общей подготовке и психодидактической подготовленности учителей, предложил модель подготовки учителей физики в университете. Рассматривая подготовку учителей как систему, он указал ее следующие основные компонеты: социально-экономическая и культурная подготовка; научно-теоретическая подготовка; психолого-педагогическая подготовка; профессионально-методическая подготовка.
На рис. 1 приведены дисциплины, предусматривающие успешную подготовку учителей физики и формы обучения в Кыргызском Национальном университете имени Ж. Баласагына. Здесь мы выделили один из основных видов методической подготовки – деятельность по формированию у школьников физических понятий. Наш опыт показал, что необходимо подходить к этому вопросу не эпизодически, а системно.
Наряду с другими умениями, мы рекомендуем в компетенции учителей физики добавить компетентность по формированию у школьников физических понятий.
В ее состав входят: 1) знание современного научного содержания понятия; 2) анализ результатов научных фактов, наблюдений; 3) определение общих и существенных признаков изучаемого предмета или явления; 4) определение понятия; 5) уточнение существенных признаков понятия; 6) отличить новое понятие от ранее усвоенного сходного понятия; 7) определение связи и отношений между понятиями; 8) применение понятия на практике; 9) систематизация понятий; 10) обогащение понятий.
Разработаны технологии подготовки будущих учителей к формированию у школьников физических понятий. Ее основу составляет разработанная нами методическая система (рис. 2). Все структуры методической системы участвуют в подготовке будущих учителей к формированию у школьников физических понятий.
С целью вооружения будущих учителей психолого-педагогическими знаниями по формированию физических понятий у школьников разработан спецкурс «Психодидактические основы формирования у школьников физических понятий». За его основу приняты результаты исследований А. В. Усовой и Э. Мамбетакунова. В ходе исследования доказано, что спецкурс является основным стержнем методической системы подготовки студентов к формированию у школьников физических понятий и поэтому к его организации мы подошли комплексно.
Основными критериями по усвоению студентами теоретических знаний считается выполнение индивидуальных практических заданий. Студентам после первой лекции предлагается тематика практических заданий. Содержание этих заданий включает изучение понятий по разделам физики (механика, молекулярная физика и т. д.) или по объемным темам (кинематика, газовые законы, тепловые явления и т.д.), предусматривается применение студентами полученных на лекциях теоретических знаний на практике. Все задания требую от студентов творческого и поискового подхода. В то время, когда предлагаются практические задания, студенты только начинают получать теоретические знания по формированию понятий, а практические занятия проводятся в соответствии с учебной программой курса с анализом и выполнением практических заданий. На практике это дало хорошие результаты, так как, во время лекционных и практических занятий студенты стараются полностью и глубоко понять смысл своего задания. Это в свою очередь, становится мотивационной и стимулирующей основой получения знаний и овладения компетентностями.
Во время педагогической практики студенты смогли эффективно использовать полученные теоретические знания и усвоенные умения по формированию физических понятий на психодидактических дисциплинах и спецкурсах. Наиболее глубокие самостоятельно выполненные задания, рефераты переросли в курсовые и дипломные работы. Тематика курсовых и дипломных работ дана студентам перед педпрактикой и они во время практики проводили своего рода педагогические наблюдения по выбранной теме. В результате проведенных исследований мы предлагаем следующие практические рекомендации:
- Преподавателям при преподавании всех дисциплин, изучаемым в вузе необходимо уделять особое внимание формированию научных понятий и учитывать разработанные по этой проблеме теоретические, практические рекомендации.
- Систематически использовать в учебном процессе общие и частные требования к усвоению содержания физических понятий.
- При разработке рабочих программ, подготовке текстов лекций и практических занятий, а также при разработке учебно-методических пособий необходимо руководствоваться психодидактическими закономерностями формирования понятий.
Наше исследование, направленное на методическую подготовку учителей физики в системе университетского образования, не охватывает все аспекты проблемы улучшения системы методической подготовки. Но мы приложили усилия, для решения проблемы подготовки студентов к формированию у школьников понятий, которое является основным компонентом физических знаний. Практика показала, что результаты исследования можно использовать не только при подготовке учителей физики, но и при подготовке учителей всего естественнонаучного цикла.
Рис. 1. Психопедагогические дисциплины и формы подготовки учителей физики на факультете физики и электроники Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына
Методическая система подготовки студентов к формированию у школьников физических понятий |
Цели и задачи |
Содержание |
Методы |
Средства |
Формы организации |
Оценка знаний и умений |
Вооружение студен-тов компетенциями по формированию у школьников физичес-ких понятий |
Дициплины: Логика, педагогика,психология,теория и методика обучения, психолого-дидактические основы формирования понятий и т.д. Курсовые и дипломные работы, педпрактика |
Общие методы и средства, приме-няемые в обучении. Работа c “обобщен-ными планами” усвоения понятий. Методы выполнения самостоятельных работ. |
Учебники, методи-ческие и дополни-тельная научно-популярная литера-тура, дидактическая литература, схемы, графики, таблицы, технические сред-ства, компьютерная техника |
Лекции, практи-ческие интерак-тивные занятия, конференции, семинары, лабораторные занятия, педпрактика |
Задания по формиро-ванию понятий, подго-товка и презентация рефератов, план-конс-пектов, решение методических задач, контрольные работы, тесты, защита курсовых и дипломных работ и.т.д. |
Результаты |
Знание природы и структуры понятий: содержание и объем, связи и отношения, способы, структура и правила определения понятий, классификация понятий |
Знание психологодидактических основ формирования понятий: сущность, критерии и уровни усвоения, типичные ошибки в усвоении, условия успешного усвоения |
Знание технологии формирования: правильный выбор способов формирования понятий, система упражнений, методические задачи по формированию понятий |
Рис 2. Методическая система подготовки студентов к формированию у школьников физических понятий
Литература:
1. Гончарова, Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 5.
2. Мамбетакунов, Э. М. Факторы, способствующие повышению качества образования в вузе / Э. М. Мамбетакунов. – Бишкек, 2006.
3. Мамбетакунов Э., Исаева Р. Основные виды деятельности учителя по формированию у школьников физических понятий // Вестник ИГУ им. К. Тыныстанова. – Каракол, 2003. – С. 89-94.
4. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образования и наука. – М., 2004. – №5. – С. 4-15.
5. Усова, А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебное пособие к спецкурсу. – Челябинск, 1986. – 85 с.
6. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции как компетент личностно-ориентированной парадигмы // Нар. обр-е. – 2003. – №2. – С. 60.