В статье рассматриваются вопросы методического аспекта разработки заданий в тестовой форме, определения уровня сложности тестовых заданий в соответствии с их назначением.
При разработке тестовых заданий очень важно понять, как определить уровень сложности задания. Сложность заданий определяется в два этапа. Сначала сложность заданий определяет сам составитель. Второй этап – сложность заданий проходит проверку, и затем – на стадии экспертной оценки – с участием экспертов.
На первом этапе при разработке заданий в тестовой форме он изучает их структуру, т. е. ход решения заданий. Выявляя содержащиеся в нем элементы знания, операции и т. д., располагает их по возрастающей сложности, отвечая на вопросы: как выражается этот результат по завершению обучения, каким образом учащиеся должны демонстрировать ими усвоенный материал?
Для подхода к определению уровня сложности тестового задания, обратимся В. А. Красильниковой, которая приводит по уровням сложности тестовые задания к общепризнанной таксономии Блума (таблица 1).
Как видно из таблицы 1 сложность тестовых заданий зависит от той совокупности деятельности мыслительной обучающегося, которая потребуется для его выполнения. Данная схема отражает связи между планируемыми уровнями усвоения учебного материала и структурой заданий, выявляющих соответствующий уровень, то есть связь между теоретическими и эмпирическим. По сути, она является моделью создания заданий в соответствии с их назначением.
Возможности заданий первого (простого) уровня сложности: тестовые задания первого уровня сложности позволяет провести оценку минимального уровня подготовленности обучающегося. Тестовые задания можно представить в форме вопроса или форме высказываний с необходимостью ввода обучающимся ответа в открытой или закрытой форме. Первый уровень сложности заданий характеризует воспроизведение знаний и умение применить знания по образцу. Этот уровень носит репродуктивный характер мыслительной деятельности. От учащихся требуется воспроизвести основные понятия, отдельные важные положения учебного материала, например, некоторые алгоритмы решения линейных, квадратных уравнений, вычисления производной, пределов и т. д.
Таблица 1
Уровни познавательной деятельности
Познавательный уровень (категория) |
Познавательный процесс (интеллектуальные умения) |
Часто употребляемые ключевые слова/вопросы для построения тестовых заданий |
Знание |
Узнавание фактов, терминов, условий, понятий, определений принципов |
Определите, перечислите, идентифицируйте, назовите. Кто? Где? Когда? Какой (что)? |
Понимание |
Объяснение, интерпретация знакомого учебного материала |
Объясните, предскажите, интерпретируйте, суммируйте, преобразуйте, переведите, приведите пример, вычислите, перескажите. |
Применение |
Использование понятий или принципов для решения проблемы (задачи) в знакомых и конкретных ситуациях |
Примените, решите, докажите, покажите используйте, измените, продемонстрируйте, вычислите |
Анализ |
Деструктурирование системы на ее составляющие части для выявления отношений и иерархии, организация связей между частями |
Дифференцируйте, сравните, отличите Z1 от Z2 , свяжите Z1 с Z2 , почему работает Z1 с Z2 . |
Синтез |
Создание чего-то нового, оригинального из составных частей (элементов, слов, др.) |
Спроектируйте, сконструируйте, разработайте, сформулируйте, вообразите, создайте, измените так, чтобы, др. |
Оценка |
Формирование суждения, основанного на предоставленном наборе критериев |
Спроектируйте, сконструируйте, разработайте, сформулируйте, вообразите, создайте, измените так, чтобы... Что было лучше? |
Задания, соответствующее этому уровню также характеризуют применение знаний в типичных ситуациях, т. е. задания этого уровня предполагают умение осуществить практические и умственные действия по образцу, непосредственного применения усвоенных знаний без существенного преобразования, решать типовые задачи. Заданиями этого уровня могут быть такие формы тестовых заданий, как задания на установление алгоритмической последовательности, установления соответствия. Причем система заданий низкого уровня должна быть составлена с учетом достижения образовательного минимума знаний.
Примеры: Обвести кружком номер правильного ответа.
|
|
||
|
a) квадратичная функция b) линейная функция c) обратно-пропорциональная функция d) степенная функция |
Возможности заданий второго уровня сложности: Предлагаемый тип заданий рекомендуется применять при: проверке знаний и понимания составления единого правильного ответа из разных составных частей; умений упорядочить по определенной классификации объекты или совокупность операций, составляющих определенное действие; позволяет проверить способность анализа и установления причинно-следственных связей между событиями или объектами; выполнять математические и логические операции. Относится к заданиям закрытого типа.
Второй, средний уровень сложности предполагает использование заданий, характеризующих выявление умения в применении знаний в знакомой ситуации. Этот уровень характеризуется продуктивной умственной и практической деятельностью, предполагает интенсивную работу мышления. От ученика требуется знание содержания и объема понятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать при выполнении действий в знакомых, но отличающихся от образца ситуациях.
Обвести кружком номер правильного ответа. 3. Прямая , где с — некоторое число, касается гиперболы в точке с отрицательными координатами. Найдите с. а) 3 б) 2 в) -12 г) 18
Выберите все правильные ответы. Пример 4. На реке Нарын находится ГЭС: 1) Атбашинская 2) Курпсайская 3) Токтогульская 4) Учкурганская Пример 5. К функциям относятся 1) У=2х2-10х 5) у= 9) У= 2) У=32х-53х+6 6) у=log2(x-3) 10) у=lnx 3) У=arccosx 7) у=cos2x 4) У=ex 8) у= |
Возможности заданий третьего уровня сложности:
Предлагаемый третий тип заданий рекомендуется применять при проверке знаний, умений и навыков. Предлагаемый тип тестового задания имеет высокие дидактические возможности для постановки тестовых и обучающих заданий, дает возможность тестировать разные виды творческой деятельности. Таким образом, система заданий третьего уровня сложности должны носить элементы творчества. Она характеризует широкий перенос имеющихся знаний и умений в незнакомые, новые подчас неожиданные ситуации, и требует от учащихся сформированности умений, исследования учебно-познавательных проблем. Задания такого уровня предполагают более сложную умственную деятельность, чем задания второго уровня. В каких умениях и действиях проявляются элементы творческой деятельности? Это, прежде всего умение найти новую проблему в привычной ситуации, видение новой функции знакомого объекта, умение самостоятельно увидеть элементы рассматриваемого объекта в их взаимосвязи, видение альтернатив, вариантов решения, комбинирование ранее известных способов. В систему таких тестовых заданий включаются задания проблемного характера, призванные раскрыть перечисленные проблемно-познавательные действия учащихся.
Пример 6. Прямая проходит через точку . Угловой коэффициент этой прямой равен 3,5. Запишите уравнение этой прямой. Ответ:________________ Пример 7. Формула объема - ___________. |
Таким образом, при разработке уровня сложности тестовых заданий необходимо сделать акцент на компоненты и элементы результата обучения, которое должно быть наиболее полно представительно в соответствующих программах учебных предметов, в виде требований к знаниям и умениям учащихся. Они должны быть представлены в программах в виде результатов обучения по конкретным темам и разделам.
Следует обратить внимание на то, чтобы тестовое задание было валидным, объективным и обеспечивало надежность и эффективность измерения, оно должно отвечать ряду требованиям и удовлетворять определенным принципам. В работах В. С. Аванесова, М. Б. Челышковой, А. Н. Майорова, Г. В. Ельниковой, С. К. Калдыбаева находим ряд правил касающихся по разработки различных тестовых заданий.
Литература:
- Аванесов, В. С. Основы теории разработки заданий в тестовой форме [Текст] / В. С.Аванесов. – М., ИЦПКПС, 1989. – 187 с.
- Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий [Текст]: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей/ В.С.Аванесов. – 2 изд., переработанное и расширенное. – М., 2005. – 156 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/ А. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В.П. Беспалько. – М., 1987. – 189 с.
- Калдыбаев, С. К. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе [Текст]: практико-ориентированная монография / С. К. Калдыбаев, Д. М. Ажыбаев, М. М. Бекежанов. – Бишкек, 2007. – 136 с.
- Калдыбаев, С. К. О роли результата обучения на современном этапе развития высшего образования [Текст] / С. К. Калдыбаев // Высшее образование Кыргызской Республики. – Бишкек, 2014. – №2/24. – С. 13-18.
- Красильникова, В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография [Текст] / В. А. Красильникова. – М.: Дом педагогики, 2009. – 333 с.
- Ельникова, Г. В. Совершенствование контроля и учета знаний учащихся в средней школе [Текст]: дис…. канд. пед. наук: 13.00.01./ Г. В. Ельникова. – Харьков, 1983. – 201 с.
- Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования [Текст] / А. Н. Майоров. – М: Народное образование, 2000. – 351 с.
- Рамочный национальный куррикулум среднего образования Кыргызской Республики [Текст]. – Бишкек, 2009. – 32 с.
- Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст]: учебное пособие / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002. – 432с.