В статье рассмотрена роль положительного эмоционального фона в учебном процессе. Способы создания положительного эмоционального фона на уроках физики.
Ключевые слова: эмоция, мимика, эмоция, эмоциональный фон, процесс обучения.
The article considers the role of a positive emotional background in the educational. Methods for creating a positive emotional background in the physics lessons.
Key words: emotion, emotional background, physics, positive emotional background.
Известно, что эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса у студентов и учащихся. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников. При этом, создание положительного эмоционального фона в процессе обучения не дополнение к уроку, а необходимое условие для получения знаний, ибо эмоционально преподнесенные факты запоминаются учащимися прочнее на более длительный срок и что, конечно, способствует и более интенсивному процессу развития ученика. В учебной деятельности большую роль играют эмоции.
Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников. Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути. Например, в обучении физике тоже необходим и восторг, и вдохновение. Часто они побуждают ребят к высказываниям, к активному участию в событиях урока, увеличивают напряжение их сил, положительно влияют на внимание. Это требует применения разнообразных и часто нетрадиционных видов и форм учебной работы, позволяющих создавать положительный эмоциональный фон урока и тем самым управлять вниманием учащихся, увеличивать их трудоспособность. Создание положительного эмоционального фона на уроках, которое повышает эффективность занятий, содействует пониманию ребятами изучаемого учебного материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении курса физики. Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. При изложении учебного материала можно опираться на поэтические образы. Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не только обогащает учебный процесс, (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся, дает им представление о культуре и самобытности людей разных национальностей, а значит, способствует развитию интернациональных чувств. Например, выразительное прочтение стихотворных строк кыргызского поэта Алыкула Осмонова вызовет у учащихся явное представление о волнах:
Иссык-Куль иногда спокоен, когда он волнуется
Вместе с его волнами волнуюсь и я.
В жизни сколькими друзьями я обзавелся,
Не встретил настоящего как его волна.
Иссык-Куль иногда спокоен, когда он волнуется,
Ударяется о скалы сверкающий молодости огонь.
Многими товарищами я обзавелся,
Сердечного друга в жизни не нашлось [1, c. 18].
Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не только обогащает учебный процесс, (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся, дает им представление о культуре и самобытности людей разных национальностей, а значит, способствует развитию интернациональных чувств.
Положительный эмоциональный фон на уроках физики можно создать разными способами. Одним из них является демонстрационный эксперимент. Именно удивление заставляет самостоятельно искать истину, порождает желание убедиться в правоте своих предположений. Только человек, умеющий сомневаться и удивляться, может активно, творчески мыслить.
Один из путей – объяснение нового материала как рассказ о научном открытии. В центре внимания – учёный, исследователь, описание его борьбы за научную истину, его поисков и сомнений, трудностей и побед. Слушая такой рассказ, учащиеся проникаются сочувствием к учёному, к его поискам, и это сочувствие перерастает в интерес к научной проблеме.
Например, когда изучаем тему «Строение атома» и идёт объяснение опытов, которые ставил Резерфорд, учащимся сообщается, что учёный над этой проблемой работал 5 лет. Удивление и сочувствие вызывает то, что опыты настолько просты, но и гениальны, а учёный затратил на это столько много времени.
Создание положительного эмоционального фона на уроках происходит с того момента, когда учитель входит в класс. Настроение учителя передаётся ученикам. Войдёте ли вы в класс с улыбкой на лице или суровым видом, от этого будет зависеть эмоциональный фон урока. Юмор – должен быть верным помощником учителя. Юмор помогает снять утомление, бороться со скукой. Именно в трудные минуты юмор – незаменимый помощник. Обычно мы видим физику строгой, официальной, последовательной, состоящей из опытов, наблюдений, рассуждений, выводов, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что нередко забывается, на что не обращают внимания, но что делает физику привлекательнее, гуманистичнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший материал: шутки, розыгрыши, парадоксы, смешные истории.
Интересные забавные эпизоды из жизни учёных-физиков, их умение шутить и воспринимать юмор формируют более правильное представление о них, как о людях, которым присущи обычные человеческие качества, достоинства и слабости, позволяют лучше понять ту обстановку, в которой работали учёные.
Известно, что многие учёные-физики шутить умели. При удобных случаях можно рассказывать забавные и поучительные истории. Например, когда изучаем рентгеновские лучи, сообщаю, что они первоначально назывались икс-лучами и однажды Рентгену, открывшему эти лучи, пришло письмо с просьбой прислать… несколько икс-лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к учёному у него не нашлось времени. Рентген был человек с юмором и ответил так «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще, пришлите мне вашу грудную клетку».
Или при изучении темы «Спектры» привожу в пример следующую историю. Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», – заметил он. «Что за польза от такого открытия? Ведь золото с Солнца не достанешь!» – возразил один из слушателей. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, вот я и достал золото с Солнца!» – пошутил он. Восприятие и осмысление шутки, юмористической ситуации связаны с активной работой мысли.
Таким образом, положительный эмоциональный фон на уроке способствует его успешному проведению, даёт возможность поддерживать интерес к предмету, создаёт доброжелательные отношения между учителем и учеником.
Литература:
- Осмонов А. Знаток Толубай (на кырг. яз.) – Фрунзе: Мектеп, 1979.
- Дэниэл Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М:, Альпина Бизнес Букс, 2005.