В данной статье рассматриваются актуальные проблемы обучения физики в высших учебных заведениях и средних школах. Написана история развития науки в Кыргызской Республике. Построена диаграмма по количеству обучающихся студентов и аспрантов в зарубежных странах. Также приведены примеры с использованием компьютерной технологии в обучении физике в ВУЗах и средних школах.
Ключевые слова: компьютерные технология, модель, конкурентоспособность, научно-техническая сфера.
Бул макалада ЖОЖдо жана орто мектептерде физиканы окутууда актуалдуу көйгөйлөр каралган. Кыргыз Республикасындагы илимдин өнүгүүсүнүн тарыхы жазылган. Чет өлкөлөрдө окуп жаткан студенттердин жана аспиранттардын саны боюнча диаграмма түзүлгөн. Ошондой эле, ЖОЖдо жана орто мектептерде физиканы окутууда компьютердик технологияларды колдонуу менен мисалдар берилген.
Ачкыч сөздөр: компьютердик технологиялар, модель, атаандаш жөндөмдүүлүк, илимий-техникалык чөйрө.
Если ты будешь думать так же, как те,
кто проблему создал ты ее никогда не решишь
Альберт Энштейн
Наука как отрасль призвана на решение созданных и не решенных проблем. Наука всегда стремится вырабатывать новые пути и методы для развития экономики, образования и социальных задач.
В Кыргызской Республике обучение физики в высших учебных заведениях и средних школах всегда была актуальной проблемой. К примеру, рассмотрим труды ученых Кыргызской Республики за 1945–1985 гг. Научные дела исследователей постоянно публиковались за рубежом, потому что зарубежные ученые всегда интересовались публикациями кыргызских исследователей. Академия наук вела тесную связь со странами Восточной Европы, Западной Европы, США, Канады, Японии. [1]
Перед началом реформ республика была достаточно развитым научно-техническим потенциалом и достигала эффективных результатов. Однако с начала 90-х годов XX в. наступил период развала самой науки, ее институтов. Произошел разрыв установившихся ранее связей, т. е. в условиях трансформации исчезли сформировавшиеся в течение десятилетий научные и производственные контакты.
В настоящее время Кыргызстан располагает прогрессивными технологиями высокого уровня, вполне конкурентоспособных по некоторым направлениям, но пока не востребованных из-за отсталости инвестиционного комплекса, слабой развитости внутреннего рынка научных полуфабрикатов, интеллектуальной собственности, изобретений и патентов.
В Бишкеке подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Кыргызской Республики и Международным научно-техническим центром, и Американским фондом гражданских исследований и развития США. Состоялась презентация кыргызского регионального отделения центра. Инвестиции центра получены такими организациями, как Кыргызско-Российский Славянский университет, Институт геологии, Институт физики НАН КР и др. Этот результат помогает росту интересов к научной деятельности молодежи. И в этом плане для преодоления негативного развития научно-технической сферы в Кыргызстане важна поддержка государства по предоставлению ей широких возможностей самофинансирования.
Руководствуясь принципами создания единого образовательного пространства с государствами ближнего зарубежья, Кыргызстан установил контакты с 11 государствами стран СНГ, заключил около 28 межведомственных и межправительственных соглашений о сотрудничестве с соответствующими министерствами. Только в 2000–2004 учебных годах в Российской Федерации в рамках обмена студентами обучалось более 600 студентов и аспирантов; в Таджикистане — 50 студентов, Узбекистане — 117, Казахстане — 90, на Украине обучается 18 студентов из Кыргызстана. Всего в странах СНГ сегодня получает образование более 700 студентов и аспирантов. Для маленького Кыргызстана это достаточно большая цифра за четыре года.
1 — диаграмма. Количество студентов и аспирантов за рубежом.
Образование зарубежом также идет к прогрессу. В ВУЗах и средних школах часто используют компьютерные технологии, размещяют задания и тесты в электронном виде на сайтах. А в нашей стране использование компьютерных технологии в учебном процессе является актуальной проблемой не только в современных школьных образованиях, но и ВУЗах. Преимущество применения компьютерных технологии — это возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. [2]
Как мы знаем физика — наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Почти многие физические явления и процессы трудно продемонстрировать [3]. Например, невозможно показать некоторые лабораторные работы из-за отсутствия приборов в физическом кабинете. Кроме того, многие средние школы до сих пор используют старые книги. Конечно государство помогает обрести новые книги, но их недостаточно.
Это всё приводит к тому, что некоторые студенты и школьники испытывают большие трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. А компьютерные программы позволяют создать анимацию физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс. Использование компьютерных технологии в обучении физики изменяет методику преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы преподавателя. [4]
К примеру посмотрите на рис.1, на котором изображена Солнечная система. При проведении урока физики нам было бы сложно объяснить этот процесс без компьютерной графики. Самой большой проблемой физики была нехватка информации или отсутствие моделей объясняемой вещи. В наше время это не проблема. [5]
Рис.1. Солнечная система.
На следующем рисунке как вы видете изображены малекулы, их тоже трудно разглядеть не вооруженным глазом, а объяснить тем более. А с помощью компьютерного моделирования это очень легко и удобно.
Рис.2. Строение молекул.
Для применения компьютерного моделирования учителям и преподавателям необходимо улучшить знания по технике и развить свои способности. Именно, техника будет нашим помощником во избежание отсталости от других стран.
Литература:
- Акматбаев У. Развитие науки в Кыргызстане и Германии.
- Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М., 2007.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
- Чирцов А. С. Информационные технологии в обучении физике // Компьютерные инструменты в образовании. — 1999. — № 2.
- http://shishkina.websib.ru/p14aa1.html.