Применение компьютерных технологий в изобразительной деятельности студентов художественных специальностей вузов является важным средством развития их художественных способностей, содействует проявлению творческого и интеллектуального потенциала развивающейся личности. Использование их в учебном процессе вуза требует проведения более глубоких исследований в области методик и преподавания большинства как общепрофессиональных, так и специальных дисциплин.
Определим основные условия применения средств компьютерной графики в процессе обучения студентов художественных факультетов вузов на примере специальностей «Изобразительное искусство» и «Дизайн».
Освоение студентами основ компьютерной графики имеет свою специфику по сравнению с традиционными видами изобразительной деятельности. В этой связи становятся актуальными разработка и совершенствование эффективной технологии обучения компьютерной графике с учетом специфики ее изобразительных средств и технических особенностей. Компьютерная графика, начиная с сороковых годов ХХ века, прошла сложный путь в своем развитии: от электронных абстракций до сложных композиций, созданных при помощи трехмерной графики. Развитие компьютерной графики на начальных этапах было связано с развитием технических средств и особенно дисплеев. Компьютеры и визуальные возможности изменили способы, используемые для создания и распространения изображений. Однако столь широко применяемые ныне мощные компьютерные системы существуют сравнительно недавно [8].
Сравнивая на правления обучения компьютерной графике в различных вузах страны, следует констатировать, что понимание роли компьютерной графики как дисциплины неоднозначно и зависит как от конкретных на правлений подготовки дипломированных специалистов, специальностей, в рамках которых эта дисциплина осваивается студентами, так и от уровня компетентности кадрового состава вуза [9].
В процессе обучения студентов технических вузов России особенно заметной становится роль компьютерной графики для автоматизации процесса проектирования, создания чертежей и конструкторской документации. Здесь в основе обучения компьютерной графике — освоение систем автоматизированного проектирования. В условиях развития художественно-графических факультетов и факультетов искусств разных вузов страны, открытия новых специальностей особенно актуальной является проблема использования в учебном процессе средств художественной компьютерной графики. В процессе подготовки специалистов в области графического, средового дизайна, художников-проектировщиков интерьеров и др. освоение студентами САПР и художественной компьютерной графики имеет равноправное значение.
С учетом существующих тенденций в обучении компьютерной графике условно можно выделить основные группы программного обеспечения, которые соответствуют на правлениям подготовки специалистов:
1) для технических и строительных специальностей — отечественные САПР и зарубежные AutoCAD, ArCon, Arhi CAD и др.;
2) для педагогических специальностей, художественных специальностей направления «Искусство» — Corel Draw!, Corel Painter, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Page Maker,3D Studio MAX, 3D Studio Viz Canvas, Flash и др.
Проанализируем особенности и назначение прикладных компьютерных программ, наиболее полно отражающих специфику художественных изобразительных средств компьютерной графики [7].
Наиболее широкое распространение в учебном процессе художественно-графических факультетов получили компьютерные программы создания и редактирования двухмерных векторных объектов и трехмерного моделирования. Самыми популярными являются та ие программы как Corel Draw!, Adobe Photoshop и 3D Studio МАХ. В последнее время в процессе обучения студентов активно используются технологии Flash при разработке обучающих компьютерных программ (специальность «Изобразительное искусство»), интерактивных энциклопедий, Web-страниц (специальность «Дизайн»). В то же время отсутствует методика обучения студентов художественной компьютерной графике с использованием изобразительных средств таких программ, как Corel Painter X, Adobe Streamline, Adobe Illustrator и др. [6]
Использование компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности студентов-дизайнеров не вызывает сомнений. Развитие современного графического дизайна, Web-дизайна, полиграфии невозможно представить без средств компьютерной графики [2].
В последнее время получило широкое распространение создание произведений искусства с использованием средств компьютерной графики, имитирующих традиционные художественные материалы. Однако отношение многих художников и художников-педагогов к художественной компьютерной графике не однозначно: одни считают ее вредной, другие — принципиально новым направлением в искусстве. С одной стороны, процесс создания любого произведения искусства подчиняется единым законам и правилам. Принципы композиции, цветовые отношения, образная вы разительность, эстетическая ценность и др. — критерии, по которым оценивается творчество художника независимо от средств, при помощи которых он отображает замысел. Исторические сложившиеся в обществе каноны красоты объединяют различные виды и на правления изобразительного искусства. В полной мере они относятся и к произведениям, созданным средствами художественной компьютерной графики [5].
С другой стороны, компьютерная графика вносит в искусство новые изобразительные возможности при помощи только ей присущих средств:
– сочетания изобразительных материалов, невозможного в традиционных условиях (на пример, акварели и масла, графических материалов и мозаики);
– имитации материалов, которые не использовались до сих пор в изобразительном творчестве (жидкий металл и др.);
– эффектов освещения и свечения;
– пространственных спецэффектов;
– материальности;
– виртуального объема;
– эффект движения и др.
Отметим, что существующие в настоящее время творческие работы художников, выполненные при помощи средств художественной компьютерной графики, с учетом характера применяемых средств создания изображения условно можно представить следующим и группам и:
– имитирующие традиционные живописные материалы с дополнением специфических средств компьютерной графики (имитации не традиционных материалов, пространственных эффектов, свечения и др.);
– сочетающие живописные и графические изображения со специально обработанными фотоизображениями.
При обучении студентов художественных специальностей следует обратить особое внимание на принципы гармонии, которые являются основополагающими для всех видов искусств. Эти принципы находят выражение не только в чувственном восприятии, но и в логических закономерностях, получивших математические формы выражения. В связи с этим является актуальным использование современных инновационных образовательных технологий, среди которых информационные технологии занимают особое место. Необходимо проведение теоретико-методических разработок, которые являлись бы одинаково приемлемыми в каждой области искусства и способствовали дальнейшему усовершенствованию художественно-педагогического образования [1].
Приведение элементов композиции и целого к гармонии — это те моменты, те мгновения создания произведения, которые обязывают студента в полную силу включить знания и умения в процессы художественного творчества. Для этого он должен получить в полном объеме совокупность теоретических сведений о законах композиции, чтобы с опорой на чувство красоты визуально воспринимаемых форм или благозвучия аккордов контролировать все свои творческие действия. Это и есть процессы реализации художественной темы и художественного образа, во время которых, на отдельных этапах, может сказать «свое слово» информация, полученная электронным способом. Здесь особенно ценна возможность и результативность компьютерного представления сведений о художественных средствах композиции. Для изобразительного искусства и музыки они определяются одними и теми же понятиями: ритмичность, контрастность, тональность, функциональность, пластичность и так далее [8].
К настоящему времени компьютерные технологии имеют такие технические возможности, которые позволяют успешно адаптировать их к решению многих рутинных задач искусства, в том числе — обучения теории композиции. Однако в этом имеются трудности, которые все же преодолимы. Эти трудности связаны с возможной подменой творческого опыта «умелым результатом машины». В современном обществе человек так «оглушается» компьютером, лазером, что перестает чувствовать и понимать гармонии ненавязчивые, нежные, истинно человеческие. Передний край противостояния этих гармоний с «агрессивными» находится в вузе. Именно здесь студентам прививается художественный вкус, создаются условия такого личного творчества, через которое они лучше понимают различие в способах создания красоты. Они сами обретают способность проводить границы между ними, научаются использовать электронные технологии там, где они помогут создать гармонию [3].
Основы гармонии служат художнику и музыканту средством достижения красоты, а в художественном мышлении искусствоведа и музыковеда — ориентиром и критерием оценки произведения. Разработка отдельных композиционных закономерностей, а также их совокупности способствует раскрытию понятия гармонии. Так как функцией гармонии является скрепление, связь некоторого числа элементов, чтобы синергетически согласовать их друг с другом для выполнения общей задачи, то при обучении студентов изобразительному искусству и музыке с использованием информационных технологий в компьютерной графике и музыке, в соединении компьютера и искусства, большое значение приобретает раздел математики — теория групп Гармония, красота, содержательная простота как фундаментальные методологические принципы любой теории (философской, математической, естественнонаучной, художественной) выступают в роли «нити Ариадны» на пути к осознанию гармонии, созданию художественных произведений. Поэтому неслучаен, а вполне закономерен интерес великих музыкантов, художников к ведущим принципам, каноническим правилам, которые лежат в основе создания высокохудожественных произведений. Поскольку гармония заложена в самой природе, а художник и музыкант не только интуитивно, но и осознанно отображает ее в своих произведениях, появляется необходимость анализа понятия гармонии, который помогал и облегчал бы ее реализацию в информационной технологии как в музыке, так и в изобразительном искусстве. Нередко проявляется скептический взгляд художников, придерживающихся сугубо практического взгляда на творчество. Они утверждают, что числа — это одно, а гармония произведения — совсем другое, что важен только духовный «взлет», вдохновение, что именно оно и только оно владеет кистью художника, определяет воплощение замысла композитора [4]. Возможно это так. Но только отчасти. Живописец, композитор, зодчий «воспитан» не только на созерцании окружающей его действительности, но и на осмыслении опыта, художественной ценности произведений предшественников. Расчет сам по себе не создает красоты. Личность художника — его одаренность, интуиция, его видение мира и мастерство, обусловленное опытом личного творчества, жизнью и вкладом предыстории. Вместе с тем гармония достигается не только интуитивно, безотчетно, но также и сознательно. Величайшие художники пытались познать те принципы, те законы, те числа, те «гармоники», которые лежат в основе их собственных работ и которым подчинены шедевры, созданные их замечательными предшественниками. Здесь, прежде всего, следует отметить труды Леонардо да Винчи, А. Дюрера, Рафаэля и др., «механические опыты» с созданием «автоматических музыкальных композиций» К. Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др. (Известно, что Моцарт обстоятельно изучал возможности «автоматических музыкальных композиций»: через два года после его смерти (в 1793 г.) было издано приписанное ему «Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве…») [6].
Сегодня для исследования гармонии в музыке и изобразительном искусстве открываются новые возможности, связанные с использованием ЭВМ. Компьютерные исследования подтверждают подвижность границы между знанием и незнанием, между алгоритмическим описанием и «чистым» творчеством — тем, что не поддается алгоритмизации и совершается по интуиции. Интуиция опирается на объективно существующие, хотя еще сознательно не обнаруженные закономерности, и компьютерные модели, являясь мощным методом познания, способствует постижению глубинных, неосознанных закономерностей мышления и творчества.
Литература:
- Ажгихин, С. Г. Информационные технологии в дизайнерском творчестве С. Г. Ажгихин // Информатика и образование. — 2007. –
- Ажгихин, С. Г. Компьютерные технологии в изобразительной и дизайнерской деятельности студентов вузов / С. Г. Ажгихин // Искусство и образование. — 2014
- Кудин П. А., Горбунова М. В. Использование новых компьютерных технологий для проведения структурно-геометрического анализа художественно-графических композиций // Материалы международной научной конференции «Региональная информатика — 2000». — СПб., 2000
- Петровская Е. Методология и современное искусство. // Художественный журнал. 2003. № 48 (4).
- Турлюн Л. Н. Компьютерное искусство в мировой художественной культуре//ALMA MATER (ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ) 2011. № 11
- Турлюн Л. Н. Роль компьютерных технологий и компьютерной графики в формировании профессиональных компетенций бакалавра и магистра искусствоведения//ALMA MATER (ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ) 2012. № 8
- Турлюн Л. Н. Формообразование средствами компьютерной графики//ALMA MATER (ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ) 2014. № 7
- Турлюн Л. Н. Зарождение компьютерной графики в 50–60-х годах ХХ века // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 569–570.
- Турлюн Л. Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства/Л. Н. Турлюн.-Барнаул /:Алтайский государственный университет, 2014.-100с.