В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.
In the scientific article the ethno pedagogy’s aspects of the modern system of education and important role of development national spiritual qualities are examined in education of rising generation.
Ключевые слова: этнопедагогика, воспитание, мышление, знание, культура, традиции, духовность, творчество, глобализация, нация, семья, модернизация, личность, поколение, поведение, социальная среда.
В душе человека есть глубины, не измеримые никакими, самыми точными, самыми хитроумными аппаратами психологических лабораторий, не объяснимые до конца никакими категориями рассудка, непостижимые для простого и столь могучего в других областях мышления. Родные слова, обычаи и традиции, произведения устного поэтического и музыкального творчества, народное прикладное искусство — это самое дорогое, бесценное духовное богатство любого народа, накопленное веками, которое должно быть сохранено для будущего. Развитие и процветание любой страны обуславливается знанием народа и интеллектуальными ресурсами. Понятие интеллектуальная нация не является узким понятием, а это национальная основа, дух и бытие. На улучшение качества народа влияет не только улучшение состава «крови», но и воспитание чистоты духа. Роль национального воспитания очень важна для формирования интеллектуальной нации. Страна, стремящаяся к общности, сохранности первым делом уделяет внимание воспитанию подрастающего поколения. Мы являемся нацией, которая всегда уделяли особое внимание воспитанию детей. Развитие языка, привитие национальных духовных качеств народа формируются в процессе воспитания. А воспитание идет с молоком матери. А. Байтурсынов говорил: «Если нет народа, любящего дитя, откуда взяться дитю, который любит народ». [1]
В условиях глобализации мы должны противопоставить свои национальные, культурные ценности, гуманность нового поколения. То есть, мы не сможем быть той мощной силой, если не будем владеть глубокими знаниями, высокой компетентностью, профессионализмом, служить нации, не иметь чувства долга, не придерживаться духовных ценностей. Современная система образования основывается на способах развития интеллектуальной личности учащихся, развивая разносторонне способы воспитания и знания. В вопросах воспитания интеллектуальной нации одним из важнейших задач является здоровье нации. Здоровье является основным составляющим развития нации. Необходимо, получив образование в молодом возрасте, развиваться и совершенствоваться всю жизнь. Крепкое здоровье является залогом высокой производительности труда, а значит повышением уровня благосостояния. И из этого вывод, что ведение здорового образа жизни очень важно в формировании интеллектуальной нации. Для достижения этих аспектов процесс воспитания должен проходить в семье и должен быть тесно взаимосвязан с содержанием образования, и раскрыться в процессе обучения. Формирование интеллектуальной личности должно рассматриваться по уровням, например, таким как семья, дошкольное воспитание, школьное профессиональное и вузовское. [2]
На основе принципов глобализации, тесно взаимосвязанных с наукой, системой образования и инновацией, обеспечивается высокая компетентность, квалифицированность. Посредством модернизации системы образования будут достигнуты следующие цели, как подготовка высокопрофессиональной и интеллектуальной личности.
В современном мире формируется система образования, отвечающая требованиям времени. В его основе лежат традиции, подготовка духовно и интеллектуально сильных личностей, гражданская ответственность, интеллигентное общество, готовое служить нуждам народа, ответственных людей страны. В проекте «Интеллектуальная нация — 2020» Лидер нации Н. А. Назарбаев отмечал: «Нам нужны люди, которые знают, как работать в ХХІ веке. Профессионалы, прекрасно разбирающиеся во внутренних и международных процессах. Патриоты, ставящие государственные интересы выше частных». [4] Принципы, предложенные в проекте созвучны с идеей Абая Кунанбаева, который на примере своей жизни и деятельности показал, каким должен быть «полноценный человек». Все личностные качества человека (нравственное, религиозное, социальное, философское, духовное, этическое, моральное, мировоззренческое, политическое, эстетическое, педагогическое, юридическое, и т.д.) передающиеся в процессе формирования личности, должны сосредоточиваться в одном — в «эстетике служения», т. е. в становлении «полноценным человеком». [3] И показывать себя не только в познавательном, теоретическом плане, но и на практике. По видению Абая, «лучший человек тот, который приносит людям добро», духовно развитый полноценный человек — это творящий добро и пользу обществу, среде, народу, человечеству и всему миру человек. Полноценная личность Абая — социальная личность, социализированная личность. [5, С.38–39] В проекте отмечается духовное воспитание молодежи. Одним из негативных воздействий процесса глобализации является оторванность казахской молодежи от родной почвы, преобладание потребительского сознания, культивирования материального богатства, материалистического прагматизма.
Лидер Нации призывает противопоставить этим явлениям укрепление национально-культурных ценностей и нравственность молодого поколения. Как отметил Глава Государства «знания или профессиональные навыки не могут быть созидательной силой, если не основаны на национальных приоритетах, нравственных ценностях, понятиях общественного долга, социальной солидарности и преемственности поколений». [4]
Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. Воспитание осуществляется, исходя из дарований индивида, через творческое наследование всей доступной ему культуры. В воспитании человека активное участие должны принимать все: и стар, и млад, семья, школа, социальная среда. Основу народной педагогики составляет духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы. Во все времена, все народы, независимо от верований, культур, учили детей брать пример с родителей.
В созданных казахским народом и передаваемых из поколения в поколение пословицах и поговорках, легендах и сказках — огромное богатство. В них педагогическая культура народа. Народная культура, как база воспитания и обучения, играет всё более важную роль в формировании личности в условиях падения нравственных устоев в обществе. Народная педагогика — великая сила воспитания. Она формировала очень многие поколения наших предшественников. Современная художественная литература чрезвычайно сильна в своих нравственных исканиях и педагогических находках. Она народна по своей сути, но сильна её типично народно-педагогическая направленность.
Современная народная педагогика обогащается и современным фольклором, и современной литературой. Сохраняется также и всё старинное, древнее, — то, что оправдывает себя и служит прогрессу. У народа есть будущее, пока он помнит о прошлом. У казахов существовала своя система традиционного воспитания детей. Главной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь, в жизнь своих родителей. Родители заботились о всестороннем развитии детей, с раннего детства знакомили с нравственными и этическими понятиями, прививая соответствующие навыки в поведении, передавали знания об окружающей среде, ее богатствах и способах существования в ней, обучали трудовым навыкам. Все это вытекало из жизненного векового опыта предков и диктовалось жизненной необходимостью. Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она — часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как ни удивительно, но принципы народной педагогики на всех материках и у всех нас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. [6]
Народ отображал в своей многовековой истории все самое ценное в педагогическом отношении, в деле семейного воспитания и выразил его в форме поучительных афоризмов. По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности, своеобразие национального характера. [8]
Знание устного народного творчества, т. е. отражённого в нём народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие каждого ребёнка.
Литература:
- Байтұрсынов А. Ақ жол: Өлеңдер мен тәржімелер, публицистикалық мақалалар және әдеби зерттеу. — Алматы: Жалын, 1991.-340 б.
- Сейсенбаева Ж. А. Научное обоснование основных факторов формирования интеллектуальной нации в условиях высшей школы Республики Казахстан. Астана -2012.
- Кенжегараев Н. Д. Основные принципы методологии формирования интеллектуальной личности на основе концепции А. Кунанбаева «Полноценная личность» // Педагогика: традиции и инновации: Материалы II — Международной научной конференции. Челябинск 2012.
- Назарбаев Н. А. Выступление на встрече со стипендиатами Программы «Болашак». 2008. 5. Абай. Книга слов. /Перевод с казахского К.Серикбаевой, Р.Сейсенбаева. — Алматы, 1992. – 132 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М., 2000. — 383 с.
- Подласый И. П. Педагогика. — М., 2003.– 438 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. — т2. — М., 1988.- 483 с.