Реди́с (Raphanus sativus) — однолетние или двулетние растения из рода Редька семейства Капустные. Редис с точки зрения классификации — группа разновидностей вида Редька посевная. Съедобное растение и выращивается как овощ во многих странах мира. Его название происходит от лат. radix — корень. По происхождению различают европейскую, японскую и китайскую группы сортов. Редис был известен с глубокой древности; он разводился еще древними римлянами как любимый овощ [4].
Редис относится к растениям длинного светового дня, это означает, что для цветения и плодоношения ему нужен световой день более 12 часов [1]. Но мы употребляем в пищу его корень, поэтому и выращиваем весной, в условиях короткого дня. Селекционеры, учитывая эту особенность редиса, создают сорта, которые не образуют цветков в условиях длинного дня, поэтому их можно выращивать в течение всего лета. Мы решили проверить два сорта, «Кис-кис» и «Сладкоежка», на пригодность выращивания в июле, то есть в условиях длинного светового дня.
Цель эксперимента: наблюдение за вегетацией и образованием корнеплодов двух сортов редиса в условиях длинного светового дня.
Для своего наблюдения мы взяли семена редиса «Кис-кис» и «Сладкоежка». В каждом пакетике было по три грамма семян, это приблизительно 25–30 штук. 07 июля 2016 года посеяли два сорта редиса на двух разных грядках. Условия — освещенность, состав почвы, размеры грядок — одинаковые. Таким образом, два разных сорта редиса мы выращивали в совершенно одинаковых условиях. Это называется «правилом единственного различия» [3]. Соблюдение этого правила необходимо для проведения любого эксперимента для получения достоверных результатов. Посев в открытый грунт проводили на глубину 2 см, землю на грядках удобрили перегноем. Семена обоих сортов перед экспериментом не замачивали. Каждый вечер поливали. 15 июля 2016г, через неделю после посева, появились проростки. Практически все семена взошли. Сначала появились семядольные листья, через четыре дня — настоящие. У редиса мы наблюдали надземное прорастание семян. При таком типе прорастания семядоли семени выносятся в воздушную среду, зеленеют. Таким образом, до появления настоящих листьев функцию фотосинтеза выполняют семядольные листья [2].
После появления настоящего листа растения проредили. Регулярно поливали, проводили прополку и рыхление почвы. Растения продолжали расти, семядольные листики снизу темнели, у них появился фиолетовый оттенок. 22 июля 2016г растения продолжали развиваться, увеличивалась масса листьев в прикорневой розетке. У сорта «Кис-кис» листья длиннее (10 см) и их было больше, чем у растений сорта «Сладкоежка» (5 см).
После формирования розетки из 5–6 листьев у растений началось образование стебля. Это означало, что растения редиса перешли в стадию репродуктивного роста (цветение и плодоношение). Чтобы узнать, сформировались ли корнеплоды, мы выдернули несколько растений обоих сортов. Корнеплоды были ещё маленькие. У сорта «Кис-кис» корнеплоды мельче, а листовая масса больше, чем у сорта «Сладкоежка». Это означает, что растения тратили питательные вещества не на запасание в корнеплодах, а на формирование листьев и стеблеобразование. Было принято решение собрать урожай через неделю.
01 августа 2016г собирали первый урожай. Корнеплоды сорта «Кис-кис» округлые, а у «Сладкоежки» продолговатые. Корнеплоды сформировались довольно мелкие, особенно у сорта «Кис-кис». Это связано с тем, что редис — растение длинного дня. В июле, когда световой день длится 14–16 часов, растение вегетирует и цветёт.
Наблюдаемые нами растения хорошо наращивали листовую массу, готовились к цветению, поэтому органические вещества тратились на эти процессы, а не на образование корнеплодов.
Выводы:
- От момента посева обоих сортов до сбора урожая прошло три недели.
- Сорт «Сладкоежка» оправдал своё название. Его корнеплоды слаще, чем у сорта «Кис-кис». Вкус очень приятный, не слишком острый, мякоть нежная.
- Сорта «Кис-кис» и «Сладкоежка» непригодны для выращивания в июле. Они развиваются как типичные длиннодневные культуры: наращивают листовую массу, готовятся к цветению, поэтому образуют мелкие корнеплоды.
Литература:
- Артамонов В. И. Занимательная физиология растений. — М.: Агропромиздат, 1991
- Банникова В. П., Хведынич О. А. Основы эмбриологии растений. — Киев: Наукова думка, 1982
- Куцева И. К. Методические рекомендации к выполнению летних учебно-исследовательских заданий по ботанике для учащихся 5–6 классов университета Наяновой. — Ульяновск: Вектор-С, 2007
- Муронец И. Сад и огород. — М.: Колос, 1989