В настоящее время демографический кризис и проблема репродуктивного здоровья находятся в центре внимания специалистов различного профиля. Изучение репродуктивных мотиваций у беременных женщин связано с наличием психологических, социальных и экономических противоречий, переживаемых в российской семье и обществе. В связи с развитием ценностных установок, которые противоречат традиционным представлениям о роли матери и мотивации к деторождению, происходит трансформация репродуктивного поведения женщин. В связи с этим изучение мотивов сохранения беременности является весьма актуальным.
Значительный вклад в поддержание и развитие мотивации сохранения беременности могут внести медицинские работники женских консультаций.
Ключевые слова: мотивы сохранения беременности, мотивационный профиль
Эффективность репродуктивного процесса является главным фактором, обеспечивающим демографическую безопасность государства. Несмотря на то, что рождаемость в России в последние годы увеличивается, демографическая проблема остается весьма острой [1, С. 4].
За последние годы в системе ценностей российских женщин произошли серьезные изменения. Это не могло не отразиться на поведенческих реакциях и установках в отношении к материнству. В настоящее время наблюдается трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменились модели семейных отношений. Создание семьи стало откладываться на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, проблема выбора «ребенок или карьера» все чаще решается женщинами в пользу карьеры [5, 6].
Принято выделять несколько категорий мотивов деторождения: экономические, социальные, психологические [6, С. 91]. Эти группы мотивов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группы мотивов рождения ребенка
Группа мотивов |
Экономические |
Социальные |
Психологические |
Цели |
экономические |
следование существующим социально-культурным нормам |
индивидуальные (часто неосознаваемые) личностные цели |
Характеристика мотивов |
стремление к получению материальных благ, льгот, пособий, отношение к ребенку как к будущему «работнику и кормильцу» |
повышение социального статуса родителей, получение социального одобрения |
материнство как удовлетворение потребности в эмоциональной привязанности, материнство как выход из одиночества |
Анализ работ ряда авторов показал, что для репродуктивных мотивов характерен личностный смысл рождения ребенка для каждого конкретного родителя. Мотивы сохранения беременности и деторождения протекают как подсознательные процессы или могут быть осознаны, они обусловлены личностными установками женщины и нормами социальной группы, к которой принадлежит женщина. Данные мотивы не существуют в психике женщины в изолированном виде — они образуют систему, в которой один из мотивов является доминирующим, образуя иерархию мотивов [2, 6].
В 2016 году нами было проведено исследование мотивов сохранения беременности у женщин, находящихся на наблюдении в женской консультации г. Ступино. Объектом исследования являлись 30 беременных женщин, имеющих срок беременности 20 недель и более. При проведении исследования использовался метод анкетирования по опроснику Л. Н. Рабовалюк «Методика исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ)». Опросник состоит из «паспортной» и «диагностический» частей. «Диагностическая часть» опросника состоит из 78 утверждений, объединенных в 10 блоков, а так же графы для свободного ответа [4, C. 352–355].
Первый блок опросника посвящен определению степени желательности беременности, наличия у женщины сомнений в правильности решения сохранить беременность. Насколько беременность была неожиданной или же она планировалась заблаговременно. Второй блок выявляет субъективное отношение к материальным (финансовым) затруднениям. Высокие балы по данному блоку опросника могут свидетельствовать об эмоциональном напряжении, связанном с неудовлетворенностью финансовым положением женщины, о некоторой степени фрустрированности потребности в безопасности. Третий блок отражает истинное стремление быть матерью, как результат психофизиологической готовности женщины к материнству. Высокий бал по данному блоку опросника свидетельствует о конструктивных мотивах сохранения беременности. Четвертый блок выявляет субъективное ощущение ограничения свободы, эгоистические тенденции личности, а также приоритеты ценности ребенка и семьи или карьеры и учебы. Высокие баллы по данному блоку опросника могут интерпретироваться, как некоторая неготовность посвятить себя материнству в данный момент. Пятый блок опросника выявляет озабоченность собственным здоровьем и последствиями беременности. Шестой блок выявляет высокую тревожность к материнству, пессимистический настрой. Высокие баллы могут свидетельствовать о низкой мотивации к материнству, о деструктивных мотивах сохранения беременности. Седьмой блок свидетельствует о стремлении беременной женщины соответствовать социальным ожиданиям. Хотя данный блок опросника трудно отнести к деструктивным мотивам сохранения беременности, конструктивными данные мотивы назвать тоже сложно. Восьмой блок отражает стремление матери иметь ребенка, который воплотит нереализованные планы и мечты матери, невоплощенные надежды, стремление. самореализоваться с помощью ребенка. Девятый блок выявляет деструктивные мотивы сохранения беременности, как способа сохранения отношений и удержания супруга в браке. Десятый блок выявляет страхи и компенсации женщины [4, с. 350–352].
Таким образом, использование данного опросника позволяет получить мотивационный профиль женщины, отражающий структуру ее мотивации к деторождению. Пример такого профиля показан на рисунке 1.
Рис. 1. Пример мотивационного профиля
Для женщины, чей мотивационный профиль представлен на рисунке, беременность не является желательной. Это женщина 19 лет, студентка колледжа, в данный момент в браке не состоит, проживает с родителями. Очевидно, что ее беременность наступила случайно, и решение сохранить данную беременность вызвано отнюдь не конструктивными мотивами.
Изучение мотивов сохранения беременности в изучаемой группе позволило установить, что у большинства женщин преобладают именно деструктивные мотивы деторождения. На рисунке 2 представлена гистограмма, на которой отображено количество женщин, имеющих высокую выраженность того или иного мотива сохранения беременности.
Рис. 2. Преобладающие мотивы сохранения беременности в группе беременных женщин (30 человек)
Только 16,7 % женщин истинно хотят быть матерью ради самого ребенка. Для них характерны следующие утверждения: «хочу любить ребенка и заботиться о нем», «хочу ощутить радость материнства», «дети — это счастье», «в доме весело, когда есть дети». 56,7 % женщин обеспокоены материальным положением семьи, 43,3 % сохраняют свою беременность, стремясь соответствовать социальным ожиданиям, 36,7 % проявляют некоторую неготовность в настоящий момент посвятить себя материнству из-за угрозы учебе или карьере, нежелания вносить ограничения в свою жизнь. 20 % женщин испытывают обеспокоенность последствиями беременности для своего здоровья и внешности. Выявлено несколько женщин, которые используют свою беременность в манипулятивных целях как способ сохранить отношения с партнером, либо как способ компенсировать с помощью ребенка собственные страхи или решить личностные проблемы.
Несмотря на то, что в исследовании было выявлено преобладание деструктивной мотивации сохранения беременности, важно, что эти женщины приняли решение не делать аборт. Возможно, с рождением ребенка у части женщин произойдет трансформация мотивов в конструктивном направлении. В связи с этим, на наш взгляд, значительную роль в поддержании и развитии конструктивных мотивов беременности принадлежит первичному звену здравоохранения.
По мнению ряда авторов, в связи с высокой актуальностью проблемы рождаемости значительная роль должна отводиться культурно-нравственному воспитанию населения, а также проведению специальной работы с беременными женщинами по сохранению беременности [3, С. 18].
Основные меры, направленные на стимулирование рождаемости, осуществляются на государственном уровне: введение материнского капитала и нового формата ежемесячного пособия по уходу за ребенком; предоставление различного рода льгот; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, защита карьеры женщины; содействие занятости родителей, имеющих малолетних детей; развитие системы дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их доступности; поддержка молодых и многодетных семей; профилактика абортов; поддержка ответственного отцовства [1, С. 6].
На уровне женских консультаций возможны следующие направления работы:
- Формирование медицинской грамотности.
- Полный охват молодых женщин прегравидарной подготовкой. Т. е. определение состояния здоровья будущих родителей, подготовка организма каждого родителя к зачатию и женщины к беременности, определение оптимальных дней для зачатия.
- Использование возможностей отделений профилактики поликлиник, специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием для медико-гигиенического обучения молодежи.
- С учётом эффективности принципа «равный обучает равного» привлекать к медико-гигиеническому обучению школьников студентов старших курсов медицинских образовательных учреждений.
С 2012 г. в нашей стране с целью возможного сохранения беременности введен режим ожидания, так называемая «неделя тишины» перед абортом. В то же время необходимо обеспечение возможности использования современных эффективных контрацептивов, механизм действия которых, включая побочные эффекты, должен быть достоверно известен медицинским работникам, работающим с населением [3, С. 18].
Медицинские работники женских консультаций имеют широкие возможности по оказанию влияния на женщин в момент принятия ими решения о сохранении беременности. Для грамотного профессионального общения, осуществления индивидуального подхода к пациенткам и осуществления профилактической работы по профилактике абортов, медицинским работникам необходимо уметь ориентироваться в репродуктивных мотивах, характерных для беременных женщин.
Медицинская сестра, работающая в женской консультации, при общении с беременными женщинами на этапе принятия ими решения о сохранении или прерывании беременности может придерживаться следующих советов [2]:
- Помочь женщине осознать истоки своих страхов перед беременностью и родами (собственный опыт, опыт и рассказы матери, подруг, влияние СМИ и др.), поскольку, зная первоисточник проблемы, можно найти решение.
- Использовать макеты внутриутробного развития, позитивные красочные картинки, слайды, фильмы, для того чтобы «очеловечить» зачатого ребенка в сознании женщины. В данном случае рекомендуется использовать куклы как макет уже рожденного ребенка. При этом важным объяснять потребности ребенка, и то, что он может дать матери, поскольку часто в сознании женщин ребенок будет только «забирать» материальные, физические и иные ресурсы матери, ничего не отдавая взамен.
- Важно рассказать о том, почему все женщины по-разному относятся к процессу родов и к боли. В данных случаях крайне важно убедить женщину, что посещение занятий по подготовке к родам, различных спортивных секций для беременных (бассейн, аэробика) помогут изменить отношение к родам и снять многие страхи.
- Для усиления конструктивных мотивов беременности рекомендуется использовать информационные буклеты, цветные фото развития зачатого ребенка с описанием того, что он умеет, какие системы органов сформированы к тому или иному сроку беременности.
- Рекомендовать к просмотру видеофильмы о беременности.
- В речи важно употреблять слова «малыш», «ребенок», «ваш сын — дочь» и т. д. Задача всех этих методов работы «очеловечить» малыша в сознании женщины, придать ему статус личности, а не «сгустка клеток».
- Говорить на консультации о том, что у этого ребенка будут в будущем дети, а у его детей — тоже дети, и так выстроится целая династия.
- Обращаться к религиозности той части женщин, которые не являются убежденными атеистками.
Таким образом, во время консультации беременной женщины при выявлении любого конструктивного мотива сохранения беременности, важно делать на нем акцент, актуализируя его и выводя на первый план.
Литература:
- Аполихин О. И., Москалева Н. Г., Комарова В. А. Современная демографическая ситуация и проблемы улучшения репродуктивного здоровья населения России // Экспериментальная и клиническая урология. — 2015. — № 4. — С. 4–14.
- Куценко О. С. Аборт или Рождение? Две чаши весов: Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора // СПб. — 2011. — 375с.
- Максимова Т. М., Белов В. Б., Лушкина Н. П., Никитина С. Ю., Редина М. А. Проблема абортов и пути совершенствования анализа репродуктивного поведения женщин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-abortov-i-puti-sovershenstvovaniya-analiza-reproduktivnogo-povedeniya-zhenschin (дата обращения: 18.10.2016).
- Рабовалюк Л. Н. Методика исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ) [Текст] // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 350–356.
- Стоянова И. Я., Магденко О. В. Мотивации деторождения беременных женщин в ракурсе становления материнской идентичности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — № 3 (14). — URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 10.12.2016).
- Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В. Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины как к системному структурно-уровневому феномену // Вестник ТГПУ. — 2015. — № 9. — С. 89–94.