Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение всех участников образовательной пространства. Данная статья посвящена изучению отношения молодежи, как непосредственного представителя образовательного пространства, к инклюзивному образованию. В статье предоставлены результаты исследования по материалам анкетного опроса молодежи Архангельской области.
Ключевые слова: ОВЗ, инклюзивное образование, образовательная среда, молодежь
Современная государственная политика Российской Федерации в сфере образования направлена на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», что закреплено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Данный закон фиксирует право людей с ограниченными возможностями здоровья на специальные условия в образовании. В связи с этим, сегодня в России идет трансформация современного образования, способствующая успешной интеграции в социум людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Современное отечественное образование реализует следующие формы обучения учащихся:
1) Специальные (коррекционные) школы или наличие специальных (коррекционных) специальных классов в общеобразовательных школах;
2) Домашнее обучение — обучение, при котором процесс обучения происходит по индивидуальному учебному плану на дому;
3) Дистанционное образование — получение образовательных услуг через информационно-образовательную среду;
4) Инклюзивное образование [3, с. 138–139]. Это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [1, с. 8].
Таким образом, инклюзивное образование представляет собой создание безбарьерной среды для возможности получения образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Это совместное обучение разных людей в одном коллективе, а не в специально выделенной группе или школе.
Исходя из этого, можно говорить о том, что на успешность внедрения инклюзивного образования помимо готовности и оснащенности самого учебного заведения, необходим социально-психологический порядок и нравственная готовность общества. Таким образом, одним из важных условий успешной организации данной формы обучения является положительное отношение всех участников образовательной пространства, а также создание среды, не только содействующей адаптации и удовлетворению особых потребностей людей с ОВЗ и инвалидностью, но и не дискриминирующей права и потребности учащихся, не имеющих явных проблем со здоровьем.
Убеждение, что справедливое общество строится на предоставлении всем гражданам возможности пользоваться своими правами, а одно из основных прав человека это право на образование, сформулировало понятие «инклюзивное образование». Таким образом, все люди имеют право на образование, не зависимо от их черт и особенностей. Поэтому технология инклюзивного образования строится на восьми общепринятых принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Развитие включенного образования является одним из важных векторов в совершенствовании системы образования. Основная идея инклюзии в образовательном пространстве заключается в предоставлении возможности учащимся получать полноценное образование в учреждениях общего типа и, как правило, по месту жительства, что дает возможность отказа от помещения учащихся в учреждения специального интернатного типа, обеспечивая при этом постоянное взаимодействие с семьей, обществом и ровесниками, что в конечном итоге несет положительное влияние на процесс социальной адаптации и интеграции человека [1, с. 29].
Феномен интеграции в образовательном пространстве насчитывает не одно столетие. В истории педагогики имеются примеры совместного обучения и воспитания людей с отличающимися образовательными возможностями, но в основном данный опыт имел случайный и стихийный характер. Историческое развитие организации обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья всегда был связан с отношением к ним общества, с их положением в нем, религией и культурой актуальной для своего времени. Сегодня же процесс внедрения инклюзии в образовательную среду базируется на принципе гуманизма и толерантности, в связи с этим важным моментом в данном процессе является готовность общества и его отношение к трансформации традиционной системы образования.
Молодежь, как непосредственный представитель образовательного пространства, играет немаловажную роль в успешности внедрения инклюзии, ведь готовность, молодежи, ее положительное отношение и принятие трансформации устоявшейся в обществе образовательной системы, несет сильное влияние на продвижение инклюзивного образования. Так, для изучения отношения молодежи к инклюзивному образованию, был проведен анкетный опрос молодежи Архангельской области, в котором приняло участие 75 респондентов в возрасте от 14 до 35 лет.
В ходе анализ данных было выявленной, что большая часть молодежи имеет ограниченные представления об инклюзивном образовании (54,7 %), хорошо понимают особенности инклюзии в образовании 26,7 % респондентов, а 18,7 % отвечающих совершенно не имеют представления и не понимают сути инклюзивного образования. Таким образом, можно говорить о том, что большая часть опрошенной молодежи (81,4 %) имеет некоторое представления о сути и идее инклюзии в образовательном пространстве, что, несомненно, является показателем осознанности субъективного отношения к данной технологии образования. При этом положительное отношение к внедрению инклюзии в образование имеет 25,3 % опрошенных, а отрицательное 5,3 %. Что касается остальных ответов, то 38,7 % респондентов не имеют четкой позиции по отношению к образовательной инклюзии и не могут дать определённого ответа, раскрывающего их субъективное отношение, а 30,7 % хотели бы принять сторону инклюзии, но считают, что данная технология не совсем правильна для современного образования.
На вопрос о том, какую форму приспособления людей с особыми нуждами к жизни общества респонденты считают наиболее правильной, 68 % молодежи ответили, что такие люди имеют полное право развиваться и взаимодействовать со здоровыми сверстниками; 12 % считают, что людям с ОВЗ и инвалидностью следует развиваться в специальной среде, а один из респондентов (1,3 %) высказался, что «Люди с физическими расстройствами (по крайней мере, большинство из них) вполне могут развиваться в обычной среде. Но далеко не каждый человек с психическими расстройствами способен на это. Некоторые просто мешают учебному процессу (ходят по классу, кричат, спят и т. д.)». Так, на вопрос, посвященный комплектованию групп людей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития, большая часть респондентов (60 %) ответили, что не исключают возможности совместного пребывания здоровых людей и людей с ОВЗ, но придерживаются идеи комплектования групп с учетом состояния здоровья обучающихся, 12 % считают возможным совместное пребывание людей с различным состоянием здоровья и психическим развитием, а 21,3 % опрошенных считают, что группы следует комплектовать с учетом состояния здоровья и психического развития людей.
Что касается мнения о положительных и отрицательных сторонах инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса, то 77,3 % опрошенных считают, что здоровые ученики научатся помогать другим; станут более терпимыми к окружающим (65,3 %), а ученики с ОВЗ и инвалидностью будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни коллектива наравне со здоровыми учащимися (86,7 %); у них появятся широкие возможности проявить свои способности в различных видах деятельности, общения (66,7 %), а 6,7 % считают, что во внедрении инклюзии в образование нет никаких положительных моментов ни для одной из сторон образовательного процесса. Так, 69,3 % респондентов считают, что основными негативными последствиями инклюзии для здоровых учащихся заключается в смещении внимания преподавателей в сторону учащегося с особыми потребностями и рисками возникновения конфликтов в учебном коллективе (54,7 %). А препятствием для учащихся с особыми потребностями являются риски плохого отношения со стороны здоровых сверстников (66,7 %), также учебная нагрузка, рассчитанная на здоровых учащихся, усугубит физическое и психическое здоровье учащихся с ОВЗ (50,7 %), что в конечном итоге повлияет на снижение самооценки и уверенности в себе (64 %).
Среди основных препятствий образовательной интеграции людей с особыми потребностями в учебное заведение респонденты выделили отсутствие специальной мебели и приспособлений для людей и особыми потребностями (62,7 %); несформированность в обществе положительного отношения к людям с особыми потребностями (60 %); отсутствие подготовленных специалистов и персонала для работы с людьми с ОВЗ в группе (58,75); недоступность транспорта (57,3 %); несовершенство окружающей среды (архитектура и дизайн здания учреждения) (53,3 %).
Таким образом, обобщая данные, можно прийти к выводу, что молодежь в большей мере имеет положительное отношение к инклюзии и готова к трансформации современной системы образования, расширяющей возможности интеграции людей с особыми потребностями в обществе и социализации в нем. Негативное отношение молодежи к практике инклюзии в образовательном пространстве, как правило, связано в со страхом снижения качества образования, вследствие перемещения внимания преподавателей в сторону учащегося с особыми потребностями, также возникновения конфликтов в учебном коллективе и возможного ухудшения психического, психологического и физического состояния учащегося с особыми потребностями, вследствие повышенной учебной нагрузки. Вероятно, что данные позиции респондентов обосновываются их недостаточной информированностью и осведомленностью об идеях и принципах инклюзии, а также присутствующими в обществе стереотипами и предубеждениями в отношении людей с ОВЗ.
Поэтому, для более точного понимания молодежью идеи инклюзивного образования, важным является создание пространства для диалога молодых людей и людей с особыми потребностями, для понятия сторонами специфики самостоятельности особенных людей, ее возможностей и перспектив. Так, при грамотно построенных условиях, человек с особыми потребностями способен стать активным, самостоятельным, умеющим справляться с трудной жизненной ситуацией. Ведь, самостоятельность и социализация особых людей является основной целью инклюзия в общем [2. с. 11–12].
Литература:
- Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. [Электронный ресурс.]. — режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf дата обращения (29.01.2017)
- Рыбак Е. В., Мелкая Л. А. Подготовка детей и подростков с особыми потребностями к самостоятельной жизни // Диалог. (Минск), 2015. — № 10. С. 5 -12.
- Шенгальц Е. В. Инклюзивное образование как наиболее приоритетное направление образования для детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы VIII Международной научно-практической конференции: сб. Омские социально-гуманитарные чтения — 2015. Под ред. Л. А. Кудринской. — 2015. — С. 134–141.