Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 31.01.2017

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Свиридова, О. А. Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию / О. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39028/ (дата обращения: 15.11.2024).



Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение всех участников образовательной пространства. Данная статья посвящена изучению отношения молодежи, как непосредственного представителя образовательного пространства, к инклюзивному образованию. В статье предоставлены результаты исследования по материалам анкетного опроса молодежи Архангельской области.

Ключевые слова: ОВЗ, инклюзивное образование, образовательная среда, молодежь

Современная государственная политика Российской Федерации в сфере образования направлена на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», что закреплено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Данный закон фиксирует право людей с ограниченными возможностями здоровья на специальные условия в образовании. В связи с этим, сегодня в России идет трансформация современного образования, способствующая успешной интеграции в социум людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Современное отечественное образование реализует следующие формы обучения учащихся:

1) Специальные (коррекционные) школы или наличие специальных (коррекционных) специальных классов в общеобразовательных школах;

2) Домашнее обучение — обучение, при котором процесс обучения происходит по индивидуальному учебному плану на дому;

3) Дистанционное образование — получение образовательных услуг через информационно-образовательную среду;

4) Инклюзивное образование [3, с. 138–139]. Это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [1, с. 8].

Таким образом, инклюзивное образование представляет собой создание безбарьерной среды для возможности получения образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Это совместное обучение разных людей в одном коллективе, а не в специально выделенной группе или школе.

Исходя из этого, можно говорить о том, что на успешность внедрения инклюзивного образования помимо готовности и оснащенности самого учебного заведения, необходим социально-психологический порядок и нравственная готовность общества. Таким образом, одним из важных условий успешной организации данной формы обучения является положительное отношение всех участников образовательной пространства, а также создание среды, не только содействующей адаптации и удовлетворению особых потребностей людей с ОВЗ и инвалидностью, но и не дискриминирующей права и потребности учащихся, не имеющих явных проблем со здоровьем.

Убеждение, что справедливое общество строится на предоставлении всем гражданам возможности пользоваться своими правами, а одно из основных прав человека это право на образование, сформулировало понятие «инклюзивное образование». Таким образом, все люди имеют право на образование, не зависимо от их черт и особенностей. Поэтому технология инклюзивного образования строится на восьми общепринятых принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Развитие включенного образования является одним из важных векторов в совершенствовании системы образования. Основная идея инклюзии в образовательном пространстве заключается в предоставлении возможности учащимся получать полноценное образование в учреждениях общего типа и, как правило, по месту жительства, что дает возможность отказа от помещения учащихся в учреждения специального интернатного типа, обеспечивая при этом постоянное взаимодействие с семьей, обществом и ровесниками, что в конечном итоге несет положительное влияние на процесс социальной адаптации и интеграции человека [1, с. 29].

Феномен интеграции в образовательном пространстве насчитывает не одно столетие. В истории педагогики имеются примеры совместного обучения и воспитания людей с отличающимися образовательными возможностями, но в основном данный опыт имел случайный и стихийный характер. Историческое развитие организации обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья всегда был связан с отношением к ним общества, с их положением в нем, религией и культурой актуальной для своего времени. Сегодня же процесс внедрения инклюзии в образовательную среду базируется на принципе гуманизма и толерантности, в связи с этим важным моментом в данном процессе является готовность общества и его отношение к трансформации традиционной системы образования.

Молодежь, как непосредственный представитель образовательного пространства, играет немаловажную роль в успешности внедрения инклюзии, ведь готовность, молодежи, ее положительное отношение и принятие трансформации устоявшейся в обществе образовательной системы, несет сильное влияние на продвижение инклюзивного образования. Так, для изучения отношения молодежи к инклюзивному образованию, был проведен анкетный опрос молодежи Архангельской области, в котором приняло участие 75 респондентов в возрасте от 14 до 35 лет.

В ходе анализ данных было выявленной, что большая часть молодежи имеет ограниченные представления об инклюзивном образовании (54,7 %), хорошо понимают особенности инклюзии в образовании 26,7 % респондентов, а 18,7 % отвечающих совершенно не имеют представления и не понимают сути инклюзивного образования. Таким образом, можно говорить о том, что большая часть опрошенной молодежи (81,4 %) имеет некоторое представления о сути и идее инклюзии в образовательном пространстве, что, несомненно, является показателем осознанности субъективного отношения к данной технологии образования. При этом положительное отношение к внедрению инклюзии в образование имеет 25,3 % опрошенных, а отрицательное 5,3 %. Что касается остальных ответов, то 38,7 % респондентов не имеют четкой позиции по отношению к образовательной инклюзии и не могут дать определённого ответа, раскрывающего их субъективное отношение, а 30,7 % хотели бы принять сторону инклюзии, но считают, что данная технология не совсем правильна для современного образования.

На вопрос о том, какую форму приспособления людей с особыми нуждами к жизни общества респонденты считают наиболее правильной, 68 % молодежи ответили, что такие люди имеют полное право развиваться и взаимодействовать со здоровыми сверстниками; 12 % считают, что людям с ОВЗ и инвалидностью следует развиваться в специальной среде, а один из респондентов (1,3 %) высказался, что «Люди с физическими расстройствами (по крайней мере, большинство из них) вполне могут развиваться в обычной среде. Но далеко не каждый человек с психическими расстройствами способен на это. Некоторые просто мешают учебному процессу (ходят по классу, кричат, спят и т. д.)». Так, на вопрос, посвященный комплектованию групп людей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития, большая часть респондентов (60 %) ответили, что не исключают возможности совместного пребывания здоровых людей и людей с ОВЗ, но придерживаются идеи комплектования групп с учетом состояния здоровья обучающихся, 12 % считают возможным совместное пребывание людей с различным состоянием здоровья и психическим развитием, а 21,3 % опрошенных считают, что группы следует комплектовать с учетом состояния здоровья и психического развития людей.

Что касается мнения о положительных и отрицательных сторонах инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса, то 77,3 % опрошенных считают, что здоровые ученики научатся помогать другим; станут более терпимыми к окружающим (65,3 %), а ученики с ОВЗ и инвалидностью будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни коллектива наравне со здоровыми учащимися (86,7 %); у них появятся широкие возможности проявить свои способности в различных видах деятельности, общения (66,7 %), а 6,7 % считают, что во внедрении инклюзии в образование нет никаких положительных моментов ни для одной из сторон образовательного процесса. Так, 69,3 % респондентов считают, что основными негативными последствиями инклюзии для здоровых учащихся заключается в смещении внимания преподавателей в сторону учащегося с особыми потребностями и рисками возникновения конфликтов в учебном коллективе (54,7 %). А препятствием для учащихся с особыми потребностями являются риски плохого отношения со стороны здоровых сверстников (66,7 %), также учебная нагрузка, рассчитанная на здоровых учащихся, усугубит физическое и психическое здоровье учащихся с ОВЗ (50,7 %), что в конечном итоге повлияет на снижение самооценки и уверенности в себе (64 %).

Среди основных препятствий образовательной интеграции людей с особыми потребностями в учебное заведение респонденты выделили отсутствие специальной мебели и приспособлений для людей и особыми потребностями (62,7 %); несформированность в обществе положительного отношения к людям с особыми потребностями (60 %); отсутствие подготовленных специалистов и персонала для работы с людьми с ОВЗ в группе (58,75); недоступность транспорта (57,3 %); несовершенство окружающей среды (архитектура и дизайн здания учреждения) (53,3 %).

Таким образом, обобщая данные, можно прийти к выводу, что молодежь в большей мере имеет положительное отношение к инклюзии и готова к трансформации современной системы образования, расширяющей возможности интеграции людей с особыми потребностями в обществе и социализации в нем. Негативное отношение молодежи к практике инклюзии в образовательном пространстве, как правило, связано в со страхом снижения качества образования, вследствие перемещения внимания преподавателей в сторону учащегося с особыми потребностями, также возникновения конфликтов в учебном коллективе и возможного ухудшения психического, психологического и физического состояния учащегося с особыми потребностями, вследствие повышенной учебной нагрузки. Вероятно, что данные позиции респондентов обосновываются их недостаточной информированностью и осведомленностью об идеях и принципах инклюзии, а также присутствующими в обществе стереотипами и предубеждениями в отношении людей с ОВЗ.

Поэтому, для более точного понимания молодежью идеи инклюзивного образования, важным является создание пространства для диалога молодых людей и людей с особыми потребностями, для понятия сторонами специфики самостоятельности особенных людей, ее возможностей и перспектив. Так, при грамотно построенных условиях, человек с особыми потребностями способен стать активным, самостоятельным, умеющим справляться с трудной жизненной ситуацией. Ведь, самостоятельность и социализация особых людей является основной целью инклюзия в общем [2. с. 11–12].

Литература:

  1. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. [Электронный ресурс.]. — режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf дата обращения (29.01.2017)
  2. Рыбак Е. В., Мелкая Л. А. Подготовка детей и подростков с особыми потребностями к самостоятельной жизни // Диалог. (Минск), 2015. — № 10. С. 5 -12.
  3. Шенгальц Е. В. Инклюзивное образование как наиболее приоритетное направление образования для детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы VIII Международной научно-практической конференции: сб. Омские социально-гуманитарные чтения — 2015. Под ред. Л. А. Кудринской. — 2015. — С. 134–141.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, образовательное пространство, положительное отношение, ограниченная возможность здоровья, потребность, образование, Архангельская область, конечный итог, непосредственный представитель, Российская Федерация.


Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования

В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...

Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы

В статье рассматривается проблема структурных изменений в сфере услуг, как основа для реализации предпринимательской инициативы. Автор характеризует многообразие видов бытовых услуг и факторы, стимулирующие их развитие. Акцент внимания автор делает н...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Эффективность инклюзивного подхода в рамках социальной адаптации и психолого-педагогической поддержки детей и подростков с онкологическими заболеваниями

В статье рассмотрен опыт инклюзии как наиболее эффективного способа социальной адаптации и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с онкологическими заболеваниями на примере реализации проекта благотворительного фонда «Нить добра» ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Современные междисциплинарные подходы и предложения в сфере информационно-правового просвещения несовершеннолетних как воспитательной модели поведения в киберпространстве

В данной статье рассматривается вопрос правового просвещения как юридической категории. В настоящее время правовое воспитание является самостоятельной частью государственной политики. Меры, реализуемые в системе правового образования, являются уникал...

Влияние иноязычной компетентности на положение специалиста на рынке труда Ставропольского края

Иноязычная компетентность влияет на положение специалистов на региональных рынках труда. Критериями этого положения являются конкурентоспособность и востребованность, которые характеризуют их взаимодействие с работодателями и работниками на поле спро...

Перспективы развития особого производства в гражданском процессе

Актуальность темы заключается в изучении особого производства в гражданском процессе посредством анализа содержания законодательства. Поскольку особое производство является подвидом гражданского судопроизводства, то встаёт вопрос по улучшению качеств...

Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования

В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...

Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы

В статье рассматривается проблема структурных изменений в сфере услуг, как основа для реализации предпринимательской инициативы. Автор характеризует многообразие видов бытовых услуг и факторы, стимулирующие их развитие. Акцент внимания автор делает н...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Эффективность инклюзивного подхода в рамках социальной адаптации и психолого-педагогической поддержки детей и подростков с онкологическими заболеваниями

В статье рассмотрен опыт инклюзии как наиболее эффективного способа социальной адаптации и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с онкологическими заболеваниями на примере реализации проекта благотворительного фонда «Нить добра» ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Современные междисциплинарные подходы и предложения в сфере информационно-правового просвещения несовершеннолетних как воспитательной модели поведения в киберпространстве

В данной статье рассматривается вопрос правового просвещения как юридической категории. В настоящее время правовое воспитание является самостоятельной частью государственной политики. Меры, реализуемые в системе правового образования, являются уникал...

Влияние иноязычной компетентности на положение специалиста на рынке труда Ставропольского края

Иноязычная компетентность влияет на положение специалистов на региональных рынках труда. Критериями этого положения являются конкурентоспособность и востребованность, которые характеризуют их взаимодействие с работодателями и работниками на поле спро...

Перспективы развития особого производства в гражданском процессе

Актуальность темы заключается в изучении особого производства в гражданском процессе посредством анализа содержания законодательства. Поскольку особое производство является подвидом гражданского судопроизводства, то встаёт вопрос по улучшению качеств...

Задать вопрос