В статье освещены особенности лицензионной деятельности в России. Рассмотрены проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий в сфере транспорта.
Ключевые слова: лицензирование, контроль, транспорт, лицензия, государственная власть, деятельность
В России длительное время существовала чрезмерная регламентация деятельности всех участников экономической и социальной жизни общества. Централизованное управление и ограничения предпринимательской активности вызвали социально-экономический кризис. Уверенность в том, что «рынок сам все расставит на свои места», вызвала разрыв хозяйственных связей, появление на рынке предоставления транспортных услуг значительного количества нелегальных перевозчиков, повышение уровня аварийности и увеличение количества ДТП. В то же время развитие рыночных отношений способствовало появлению в сфере функционирования автомобильного транспорта новых видов полезной деятельности, освоению новых услуг, стимулированию инициативы. Однако государство не заинтересовано в хаотичном развитии этих отношений, поэтому нужно их официальное признание и регулирование.
В современных условиях динамичного развития автотранспорта общество встречается со многими негативными явлениями, для предупреждения и пресечения которых государство использует специальный административный инструментарий, составляющих средства регулирования. Применение государством таких средств направлено на то, чтобы сделать процесс перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом подконтрольным по удовлетворению интересов обеспечения государственной и общественной безопасности, не предполагая отклонений от установленного порядка, предотвращая, выявляя и пресекая действия, наносящие ущерб охраняемым интересам. Для достижения этой цели устанавливается четкая регламентация порядка функционирования автомобильного транспорта, система выдачи разрешений (лицензий), что обеспечивает их необходимый учет и контроль, применение различных видов ответственности за нарушение правил, а также административных мер воздействия для предотвращения и пресечения нарушений установленных правил [1, С. 63].
Несмотря на то, что особенностям функционирования автомобильного транспорта уделялось немало внимания в работах ученых (Золкон С. А., Шварц Х. М., Ильчук М. С., Кондратьев В. Н., Быков А. Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Гижевский В. К., Демский С. Е. и др.). В их работах организация процедур контроля по соблюдению лицензионных условий перевозок автомобильным транспортом рассматривается фрагментарно, касаясь только отдельных аспектов, поэтому эта проблема еще не была анализирована комплексно.
В связи с этим, целью данной статьи является выяснение, проблем осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий при организации перевозок автомобильным транспортом.
Начиная с 1994 года, прослеживается четкая тенденция упорядочения порядка лицензирования и сокращения перечня лицензируемых видов деятельности аналогично другим странам. Основные и ключевые проблемы, с которыми столкнулись законодательная и исполнительная власть в Российской Федерации при введении первых общих правил лицензирования в различных видах деятельности, это, прежде всего:
- «Некачественное» законодательство: законодательству не хватало прозрачности и его трудно было исполнять. Получение лицензии на законном основании оборачивалось огромной потерей времени и средств.
- Противоречия между федеральными, региональными и местными законами и нормативными правовыми актами.
- Неурегулированость надзорной составляющей в лицензировании.
Реформирование автотранспортной отрасли, связанное с принятием Закона «Об автомобильном транспорте», дало толчок не только изменениям социально-экономических задач и функций, но и введению новой модели государственного контроля условий, содержания и результатов автотранспортного процесса. Государство, заботясь о своих национальных интересах в транспортной сфере, устанавливает обязанность для потенциальных перевозчиков получить специальное свидетельство (удостоверение, сертификат, разрешение, лицензия, справка, технические условия, свидетельство и т. п.), при условии соблюдения установленных законодательством требований предоставляет специальное право на занятие определенным видом деятельности [2, С. 19]. Учитывая, что перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом требует определенного порядка получения официальных документов, осуществления контрольно-надзорной деятельности, составления соответствующей статистики и т. д., можно говорить о разрешительной деятельности на автомобильном транспорте. Последняя, выступая как правоприменительная, заключается в проведении конкретных действий, имеющих юридическое значение, с целью принятия индивидуального акта, то есть разрешения (лицензии) на осуществление конкретного вида деятельности.
По нашему мнению, лицензионная деятельность — это урегулированный административно-правовыми нормами комплекс действий органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению мероприятий, связанных с предоставлением, прекращением, восстановлением, аннулированием лицензий (разрешений) и контролем соблюдения соответствующих требований и условий. Лицензионный контроль является методом государственного регулирования экономических процессов и представляет собой согласно Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность лицензирующих органов в пределах своей компетенции, направленную на осуществление контроля за соблюдением лицензионных условий [3, С. 63].
Любой процесс, в сфере функционирования автомобильного транспорта, является системой последовательных действий, то есть имеет стадийный характер. На наш взгляд, более удачным является определение стадии производства: относительно отделены, выделенные во времени и логически связанные совокупности процессуальных действий (процедур), которые отличаются кругом субъектов и закрепляются соответствующими процессуальными актами. Рассматривая административный процесс как некую совокупность административных производств, ученые выделяют в его структуре следующие стадии:
– стадию анализа ситуации;
– рассмотрение административного дела — фактически центральная стадия административного производства;
– стадию принятия решения по делу;
– стадию обжалования или опротестования решения по делу;
– стадию выполнения принятого решения.
К сожалению, сегодня, все нормативные акты, касающиеся порядка выдачи разрешений (лицензий) по организации перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, детально определяют порядок и сроки рассмотрения представленных документов, основания для предоставления и отказа в предоставлении положительного ответа, права субъектов обращение на участие в рассмотрении и оценке представленных ими документов. В лучшем случае определено только срок, в течение которого следует дать ответ субъекту обращения. Факультативной, но крайне необходимой для соблюдения режима законности лицензионной деятельности на автомобильном транспорте является стадия обжалования или опротестования решения по делу. К сожалению, сегодня ни в Законе РФ «Об автомобильном транспорте», ни в Лицензионных условиях на автомобильном транспорте даже не упоминается о праве заявителя обжаловать принятые по нему решение. Подобное положение дел, по нашему глубокому убеждению, требует скорейшего исправления. Лицензионное производство на автомобильном транспорте завершается на стадии выполнения принятого решения, то есть при выдаче соответствующего разрешения (лицензии, свидетельства, сертификата и т. п.). Например, на завершающем этапе организатор проведения конкурса на автобусном маршруте общего пользования заключает с его победителем договор. Говоря о совершенствовании деятельности, связанной с выдачей разрешений (лицензий) на автомобильном транспорте, нельзя не остановиться и еще на некоторых вопросах, которые имеют принципиальное значение.
Законом «Об автомобильном транспорте» определяются особенности лицензирования на автомобильном транспорте. Однако норма этой статьи содержит только цель, задачи и перечень видов хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов, на которые выдается лицензия. Поскольку упомянутый нормативный акт является базовым в деле регулирования отношений между автомобильными перевозчиками, заказчиками транспортных услуг, пассажирами, владельцами транспортных средств, в нем обязательно должны также найти место общие положения органов лицензирования, порядка предоставления, прекращения, восстановления, аннулирования лицензий (разрешений) и контроля соблюдения соответствующих требований и условий, обжалования решения по делу и тому подобное. Заметим, что упомянутым Законом также четко не определены содержание и характер дополнительных разрешительных документов, дающих право на деятельность в сфере автомобильных перевозок, в частности разрешения заказчика пассажирских перевозок или договора с заказчиком [4, С. 96]. Так, Законом РФ «Об автомобильном транспорте», предусматривается, что заказчиком автомобильных перевозок должны быть органы государственной власти или органы местного самоуправления, что не соответствует требованиям рыночной экономики, поскольку экономическая сущность понятия «заказчик» предусматривает осуществление с таким субъектом расчетов за полученные им товары и услуги.
По нашему мнению, целесообразным является разработка и принятие общего Положения о порядке выдачи разрешений субъектам хозяйствования по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Существенным пробелом Закона «Об автомобильном транспорте» является отсутствие в нем упоминания об ответственности лицензионных органов за безосновательный отказ в выдаче лицензии, незаконную выдачу лицензии или уклонения от выдачи лицензии. Составы этих нарушений обязательно должны найти место в Кодексе об административных правонарушениях. Но в Лицензионных условиях на автомобильном транспорте об этом даже и не упоминается. Указанные упущения законодателя требует срочного исправления.
Думается, что для оптимизации процедуры лицензирования на автомобильном транспорте целесообразно предусмотреть конкурсный порядок выдачи лицензий на право предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов. Целью такой мерой является создание конкурентной среды в сфере перевозки пассажиров автотранспортом, обеспечения прозрачности и создания условий для повышения эффективности выдачи лицензий и допуска субъектов хозяйствования к предоставлению соответствующих услуг и ускорение развития отрасли автомобильного транспорта, удовлетворение растущих потребностей населения в перевозках, повышение качества транспортных услуг [5, С. 58]. По этому поводу теряют смысл процедуры подготовки и проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, ведь лицензия и фактически документом, предоставляет субъекту хозяйствования (автомобильному перевозчику) разрешение внедрять деятельность в соответствии с лицензионными условиями на основе безопасного, качественного и эффективного перевозки пассажиров и грузов.
Вывод. Таким образом, осуществленный анализ правового регулирования и правоприменительной практики по осуществлению лицензионного контроля позволяет прийти к выводу, что лицензионный контроль, осуществляемый лицензирующими органами за соблюдением лицензионных требований и условий, является неотъемлемой (составной) частью государственного управления и представляет собой специфический административно — правовой метод государственно — управленческой деятельности и государственного регулирования. Следует отметить, что наличие правовых оснований по осуществлению процедур контроля перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом все же далек от оптимального, так как его реализации препятствуют вышеизложенные недостатки правового и организационного характера, устранение которых должно стать первоочередной задачей органов законодательной и исполнительной власти.
Литература:
- Грановский В. А. Лицензионная деятельность как фактор повышения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте / В. А. Грановский, Э. В. Когай // В сборнике: Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России: Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения. — 2014. — С. 62–65.
- Селиманова С.М Вопросы осуществления контроля за исполнением лицензионных требований и условий / С. М. Селиманова // Наука и Мир. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 18–20.
- Филиппова А. В. Лицензионный контроль деятельности хозяйствующих субъектов / А. В. Филиппова // Национальная Ассоциация Ученых. — 2015. — № 10–2 (16). — С. 63–64.
- Фомин И. П. Проблемы лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом / И. П. Фомин // В сборнике: достижения науки — агропромышленному производству материалы LIV международной научно-технической конференции. — 2015. — С. 95–99.
- Шишов М. А. Актуальные вопросы лицензирования отдельных видов деятельности / М. А. Шишов / Административное право и процесс. — 2013. — № 8. — С. 57–61.