Статья посвящена анализу ключевых утверждений «Всеобщей декларации прав человека», выражению и реализации их в российском обществе. Обозначена идея создания Декларации и трактовка её основных статей в законодательстве Российской Федерации. Основной целью данной статьи является раскрытие прав и свобод человека, которые должны быть явственно представлены каждому гражданину Российской Федерации.
Ключевые слова: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, правовая культура, Международный билль о правах человека, российская структура реализации прав человека
Современная государственная конструкция защиты прав человека является итогом продолжительного поэтапного исторического развития.
Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. именуют «выдающимся документом в истории человечества», «Хартией вольностей для всего человечества» 1. Таких высочайших оценок не получал ни один международный документ. Основание настолько беспримерного всеобщего признания надлежит искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную доктрину прав человека.
Всем гражданам стран-участников Организации Объединенных Наций, (далее — ООН), соприкасающимся с правовой культурой, знакомо название «Всеобщей декларации прав человека», документа, принятого на третьем собрании Генеральной Ассамблеи ООН, датированного от 10 декабря 1948 года и проведенного в Париже, Франция. Содержание Декларации представляет собой 30 статей, раскрывающих сущность прав, которыми обладают все люди, но во многих государствах частично или даже в большинстве могут не знать об этом. Идея создания такого рода документа была рождена вследствие острой необходимости, продемонстрированной в ходе Второй мировой войны. В связи с этим, в 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу совести, свободу слова, свободу от нужд и свободу от страха. Люди должны были знать, что деяния, умышленно направленные против их естественных прав, не являются нормой и должны быть закреплены на законодательном уровне. Государство призывается обеспечивать объединенную волю общества, гарантирует возможность пользования конкретными благами каждым индивидом, среди которых: политические, гражданские (также «личные»), социальные, экономические и культурные блага, в совокупности — неразделимые, обусловленные нормативными актами права человека. Помимо прав, в обществе признано наиболее самостоятельное самоопределение человека во множестве сфер социальной жизни, это — схожие во многих аспектах с правами и выражающиеся в свободе выбора, действия в соответствии с личными целями и интересами свободы человека игражданина.
В Конституцию РФ, принятую на референдуме 1993-го года, включен перечень наиболее главных и охраняемых законом прав и свобод личности, среди которых выделяютсяправа «первого поколения»: естественные,(право на жизнь, личную неприкосновенность — ст.3 Декларации; право на свободу и равенство с рождения — ст.1 Декларации), данные всем без исключения людям от рождения, вне зависимости от уровня развития цивилизации, национальности, пола, исключающие возможность отмены или отнятия у них этих прав, политические, (право на заключение законного брака по обоюдному согласию, на равенство в условиях брака, в его процессе и после расторжения, на создание семьи — ст.16 Декларации; право на доступ к управлению собственной страной, к устройству в органы государственной службы своей страны, право выбирать и быть выбранным в ходе политических голосований — ст.21 Декларации), появляющиеся у граждан по причине изменений в государственном устройстве либо относящиеся к данным от рождения и вступающие в силу после достижения совершеннолетия, и права «второго поколения»: социально-экономические, (право на обеспечение и поддержание возможности своего личностного развития в культурной, экономической и социальных областях — ст.22 Декларации; право на свободный труд, справедливую оплату труда и защиту от безработицы — ст.23 Декларации; право на отдых и нормированный рабочий день — ст.24 Декларации), обеспечивающие защиту прав и свобод индивида посредством справедливого суда от целенаправленного их угнетения или уничтожения 1.
Однако, наряду с правами, каждый гражданин наделен некоторыми обязанностями, закрепленными в положениях Конституции РФ и являющимися неотъемлемым условием реализации этих самых прав на территории государства. В отличие от эпохи СССР, количество обязанностей, возложенных на граждан, значительно сократилось, т. к. практически каждая свобода была обусловлена наличием той или иной обязанности, невыполнение или обхождение, которой каралось на государственном уровне.
В настоящее время к наиболее главенствующим обязанностям человека и гражданина относятся: соблюдение Конституции РФ и законов (ст.15 Конституции РФ); уплата нормативно закрепленных денежных сборов и налогов (ст.57); защита Отечества, обязательное участие в военной службе (ст.59); забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст.38); получение общего образования (ст.43); сохранение природы и окружающей среды, защита природных богатств (ст.58); сохранение историко-культурного наследия (ст.44) 2.
Не только раскрепощение прав и свобод граждан было проведено с переходом России в статус независимости и обособленности. С вступлением в 1996-м году России в Европейский Союз, россияне получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, что значительно расширило границы обеспечения главного условия существования законных прав и свобод каждого человека — их защиты. Но первопричина всегда происходит из корня системы, в данном конкретном случае — внутри целого российского общества. И, обозначая факт того, что основные права и свободы были признаны на территории России не так давно, справедливым будет сказать о том, что реализация и защита их от нарушений в том качестве, в котором это предполагала первоначально «Всеобщая декларация о правах человека» — неоспоримо то достижение, к которому еще только предстоит пройти длительный путь общественных преобразований, прививания правовой культуры личности, обеспечения безопасности граждан и их неотъемлемых прав от правонарушителей.
Таким образом, мы подходим к тому, какими же способами, посильными каждому человеку, общество может осуществить защиту своих собственных прав.
Главный инструмент правосудия и основной механизм, обеспечивающий неприкосновенность прав человека — независимый в своей деятельности, полновесно подчиненной закону, суд. Отсюда выходит первая, судебная форма защиты прав исвобод.
Суд призван быть беспристрастным в своих решениях, даже если дело касается совершенно неравновесных по своему существу субъектов: государства — могущественного по отношению к человеку явления, сравненного английским философом Томасом Гоббсом с библейским чудовищем Левиафаном, названного им «смертным Богом», и среднестатистического человека — индивида, на месте которого может оказаться каждый член общества на том или ином этапе своей жизни.
В данную систему в рамках РФ входят такие образования как: конституционные суды во главе с Конституционным судом Российской Федерации, арбитражные суды и суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.
Вторым, не менее важным, механизмом безопасности правомерности является административная система защиты. Данная система предполагает право гражданина на подачу жалобы на действие со стороны должностного лица или государственного органа в вышестоящие органы власти. В структуру административной защиты входит надзор за соблюдением законов всеми органами исполнительной власти.
Такая форма носит название прокурорского надзора и является особенно действенным средством защиты прав граждан от посягательств со стороны властей. Органы Прокуратуры обязаны проводить целенаправленную проверку по поступающим от граждан жалобам, но, соответственно, в рамках законодательства.
Равным образом в России осуществляются некие иные способы защиты. Процесс этот проходит через закрепленный в 1993-м году Конституцией РФ институт Уполномоченного по правам человека, а также через Комиссию по правам человека. В сущности, механизм циркулирует по схеме авторитетности вышеупомянутых органов, вследствие чего поданные гражданами жалобы о незаконных действиях государственных чиновников становятся не только услышанными в большинстве случаев, но и выполняемыми. Это обеспечивает проявление демократии во многих вопросах, решаемых между государством и обществом.
Всеобщая декларация прав человека первый универсальный международно-правовой акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на земле. В результате правозащитными органами международного сообщества наций достигнут значительный прогресс в разработке гражданских прав человека, прав женщин, инвалидов, ребенка, беженцев, лиц, лишенных гражданства, душевнобольных, заключенных, рабочих-мигрантов и их семей, коренных народов, религиозных и национальных меньшинств, прав на развитие.
Большое внимание уделяется разработке проблем защиты человека от явлений геноцида, рабства, пыток, всех форм дискриминации и других негативных явлений, грубо растаптывающих достоинство личности. В связи с правами народом на самоопределение в концептуальный аппарат так называемого третьего поколения прав человека введены: право на благоприятную окружающую среду, право на мир, право на доброкачественные продукты питания, право владеть общим наследием человечества и, прежде всего, как уже говорилось выше, — право на развитие.
Подводя итог, мы рассмотрели структурированную сущность прав и свобод человека и гражданина, а также их действие в реальности Российского общественного строя. Объединенный в Декларации материал, несомненно, является наиболее обязательным к ознакомлению и пользованию им гражданами, желающими жить в равноправии и справедливости, в государстве, подчиняющем свои действия закону и принципам демократии, в спокойствии за безопасность свою и всей культурной деятельности общества.
Литература:
- ООН. Всеобщая декларация прав и свобод человека: принята Генер. Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Рос. газета. — 1995. — 5 апр.
- Конституция Российской Федерации: Официальный текст с изменениями, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. — 96 с.