С 90-х годов прошлого века система российского образования подверглась значительным изменениям. Были провозглашены следующие принципы: приоритет человека, его прав и свобод, демократизация, гуманизация образования, его непрерывность и вариативность, уважение и учет региональных и национальных особенностей обучения, широкая автономия образовательных учреждений.
Уполномоченным по правам человека В. П. Лукиным было подчёркнуто, что современное образование должно способствовать формированию мировоззренческой устойчивости личности и общества на основе гуманизма и толерантности, а также стать действенным средством профилактики экстремизма.
Так, статья 43 Конституции Российской Федерации посвящена реализации права граждан на образование. Часть 1 данной статьи провозглашает право каждого человека на получение образования. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является общедоступным и бесплатным. При этом основное общее образование обязательно. [Конституция РФ, 2008, статья 43]
Гарантии гражданам при реализации права на образование конкретизированы в статье 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой установлено что:
‒ для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период учебы;
‒ лицам с отклонениями в развитии государство создает условия не только для получения образования, но и для коррекции существующих у них отклонений и последующей социальной адаптации;
‒ государство оказывает содействие в получении образования тем, кто обладает неординарными способностями, в частности, посредством предоставления им специальных государственных стипендий, в том числе, для обучения за рубежом.
Таким образом, основным и наиболее актуальным направлением реформы системы образования в России является так называемое «инклюзивное образование», выступающее в качестве единственного международно-признанного инструмента реализации права каждого человека на образование.
Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012, ст. 2]; оно основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования — воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.
Оно, являясь частью образовательной политики многих государств-членов международного сообщества ЮНЕСКО, рассматривается как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания. Высокое качество образования для всех — важнейшее требование образовательной инклюзии в международной практике.
Такой подход, как считает заместитель директора департамента образования и науки Приморского края Виткалова Н. А., позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем-то отличающегося от принятой нормы. Так же крайне важно, что инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства.
Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей. Это изменение системы и принятие ребёнка на уровне всей школы. Система обучения при таком подходе подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения английскому языку в общеобразовательных школах.
Здесь в первую очередь необходимо остановиться на обучении детей с ОВЗ. Так, например, некоторые школы берут на себя ответственность обучать английскому языку детей с синдромом Дауна. И результат, который они получают, превосходит все ожидания.
Урусова Г. А., учитель одной из таких школ, считает, что знание английского языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.
Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования — социализация детей с ОВЗ.
При реализации инклюзивного образования согласно наработкам Урусовой Г. А. на уроках английского языка рекомендуется:
‒ формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;
‒ использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком;
‒ создавать благоприятный психологический климат;
‒ использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD;
‒ формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.
Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения ребенок с особыми образовательными потребностями учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо. Разнообразие упражнений и игр помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке. [Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями, 2010, c. 14–20]
Ещё одним ярким примером внедрения инклюзивного образования в обучение английскому языку в отечественных школах является обучение слабовидящих детей в рамках общеобразовательных программ.
Слабовидящий или слепой человек, как и всякий другой, развивается, накапливает жизненный опыт, готовится и приспосабливается к жизни в соответствии со своими возможностями. Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга человека с дефектом органов зрения от мозга нормально видящего. [Гудонис В. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения, 2006, c. 78–82]
Но все же развитие слепых и слабовидящих несколько отличается от развития людей с нормальным зрением. Периоды их развития не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительны по времени. [Зарубина И. Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах, 2008, c. 4–13] Зная эти особенности и их причины, учителю иностранного языка необходимо создавать благоприятные условия для их правильного развития, чтобы предотвратить возможные вторичные отклонения.
Для их обучения необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы, необходимые для изучения английского языка. Данный комплекс мер подразумевает техническое оснащение образовательных учреждений и разработку специальных учебных программ для педагогов и других учеников по взаимодействию с ними. Кроме этого, необходимы специальные программы по их адаптации в общеобразовательном учреждении.
Однако, учителя, работающие с такими детьми, могут отметить, что для обучения слепых английскому языку в школе практически нет подходящих материалов или же они совсем недоступны. Поэтому, как считает российский тифлопедагог Гудонис В. П. основным доступным способом обучения слабовидящих детей является аудирование, поскольку для них восприятие на слух служит единственной возможностью получить образование и освоить английский язык. Конечно, обучение на слух английскому языку — задача довольно сложная, однако владение английским языком расширяет образовательные возможности таких людей, позволяя им стать частью глобальной образовательной среды и чувствовать себя социально адаптированными в обществе. Тем не менее, специалисты — инвалиды по зрению со знанием английского языка в России немногочисленны, и проблема обучения аудированию в таких условиях является исключительно актуальной.
Немаловажной задачей в условиях новых социальных требований к системе российского образования является также формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Она неразрывно связана с внедрением концепции инклюзивного образования, одним из приоритетных направлений которого является выявление одаренных детей и создание условий для развития и реализации их потенциальных возможностей. Так, введение в 2007–2008 учебном году обучения английскому языку со второго класса дало возможность выявлять наиболее одаренных и талантливых детей, в том числе к освоению языка, на младшей ступени обучения.
Как считают российские педагоги, планируя работу с одаренными детьми, необходимо учитывать черты, характеризующие одаренного ребенка: хорошая память, высокий уровень интеллекта, развитая речь, большой словарный запас. Но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём, а также нетерпимость. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. К тому же не все одаренные дети испытывают интерес к изучению иностранных языков, так как его изучение требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что нередко является для этой категории детей проблемой. Привлекая таких детей к изучению английского языка, вовлекая их в творческую деятельность, необходимо формировать и развивать у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их решения, планировать и анализировать свою деятельность, то есть формировать метапредметные умения и навыки. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Эффективной работой по развитию способностей одарённых и талантливых учащихся является организация проектной деятельности. Выполняя работу над проектами по английскому языку, они могут представлять свои творческие работы на различных фестивалях, вести блоги и общаться между собой на различных форумах, создавать буклеты и брошюры. Интересным для одаренного ребенка является его участие в мини-спектаклях, инсценировках, драматизациях на английском языке.
Главная задача педагога при работе с одарёнными детьми по изучению английского языка — привить ребенку вкус к серьезной работе. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Кроме работы с детьми с ОВЗ и одарёнными детьми, инклюзивное образование предполагает работу с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми детьми.
Учителю, работающему с такими учениками, приходится уделять повторению гораздо больше внимания. Так же для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений по английскому языку не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, то есть, нельзя переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию. В формировании и развитии учебно-познавательных умении большую роль играет алгоритмизация отработки умений, то есть, точные общепринятые предписания по выполнению в определенной последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач, принадлежащих к определенному типу деятельности. Предписание действий для детей с отклонениями в развитии и поведении, дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать правильные выводы.
Организация системы работы с трудновоспитуемыми и неуспевающими детьми на уроках английского языка строится по следующему алгоритму:
‒ подбор посильных индивидуальных заданий;
‒ разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов обучающихся;
‒ конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов работы, предупреждающих ошибки;
‒ совместное выполнение образцов заданий;
‒ предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности и путях их совместного (с учителем) преодоления.
Рассмотрев некоторые примеры обучения иностранному языку детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, необходимо отметить, что в нашей стране работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения английскому языку, но и в образовательный процесс в целом. Однако именно эта модель обучения видится как основной инструмент, способствующий оптимизации коррекционно-развивающего направления в работе с учениками с особыми образовательными потребностями на уроках английского языка. Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения английским языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008. № 7-ФКЗ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изм. От 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
- Школа, открытая для всех: пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми-инвалидами / ТОСБС; сост. Е.Н. Брешенкова; ред. А. И. Кардашина. — Тула, 2006. — 24 с.
- Ульенкова У. В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы / У. В. Ульенкова, Е. Е. Дмитриева // Коррекционная педагогика. — 2008. — № 4. — С. 5–12.
- Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч; пер. с англ. А. В. Рязановой // Аутизм и нарушения развития. — 2010. — № 3. — С. 50–56.
- Розенблюм С. А. Обучение детей с расстройствами аутического спектра в школе с углубленным изучением ряда предметов и гимназии (общие подходы и практический опыт) / С. А. Розенблюм, М. В. Моисеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 5. — С. 20–25.
- Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14–20.
- Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. — 1999. — № 4. — С. 59–64.
- Гудонис В. П. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / Гудонис В., Баркаускайте М.// Дефектология. — 2006. — № 3. — С. 78–82.
- Зарубина И. Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах / Зарубина И. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 5. — С. 4–13.