Международные зоны свободной торговли с участием России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 2932 раза

Библиографическое описание:

Филатова, С. Э. Международные зоны свободной торговли с участием России / С. Э. Филатова, М. В. Чумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39076/ (дата обращения: 18.12.2024).



Россия является участником двусторонних соглашений о ЗСТ со всеми 11 странами СНГ, а также Сербией и Черногорией (СиЧ) — бывшим Союзным государством Югославия. Последнее было подписано в августе 2000 г. и вступило в силу, но не было ратифицировано.

С участниками Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — режим свободной торговли осуществляется без изъятий на основе соответствующих многосторонних и двусторонних соглашений. В соглашениях с другими государствами СНГ и СиЧ существует ограниченный перечень изъятий (сахар, водка, спирт). С отдельными странами подписаны протоколы об их поэтапной отмене. В рамках ЕврАзЭС реализуются элементы единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, в т. ч. идет формирование Таможенного союза. Указанные двусторонние соглашения о свободной торговле соответствуют нормам и правилам ВТО (статья XXIV ГАТТ-1994).

Первым документом, регулирующим торгово-экономические отношения России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, подписанное в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.

Президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 г. действия договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) в отношении Украины. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации [1].

Указ подписан «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность России и требующими принятия безотлагательных мер».

«В соответствии с п. 4 ст. 37 федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах России» приостановить с 1 января 2016 г. действие договора о зоне свободной торговли, подписанного в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г., в отношении Украины», — отмечено в документе.

Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Формально союз начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).

Весной 2011 г. Киргизия официально обратилась с просьбой о присоединении к Таможенному союзу.

В сентябре 2013 года президент Армении Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза.

Российское правительство рассматривает возможность усиления экономического сотрудничества и создания зон свободной торговли со странами, находящимися за пределами постсоветского пространства, пишет газета «Известия» в понедельник, 20 июня.

«Так, если исторически соглашения о свободной торговле (ССТ) заключались с участием государств, близких территориально, то в настоящее время можно говорить о создании значительного числа кросс-региональных ССТ, объединяющих государства, не только не имеющих обшей таможенной границы, но и в ряде случаев расположенных на различных континентах», — сообщили изданию в Министерстве экономического развития.

В настоящее время российский кабинет министров оценивает перспективы и прорабатывает соглашения о развитии свободной торговли c 12 странами, среди которых Индия, Израиль, Египет, Китай, Индонезия, Иран, Камбоджа, Южная Корея, Венесуэла, Никарагуа, Перу и Чили [2].

Прорабатываемые соглашения о создании свободных торговых зон предусматривают глубокую взаимную либерализацию в сфере торговли и инвестиционного сотрудничества, способствующую стратегическим интересам национального бизнеса и экономики.

Отчет о перспективах соглашений о свободной торговле с этими странами будет подготовлен правительством в сентябре, отмечает издание. В нем будет произведена оценка баланса выгод и потерь от подобных соглашений, а также учтен весь комплекс интересов и рисков.

В России прекращается создание новых особых экономических зон (ОЭЗ), а из существующих 33 могут быть закрыты 10. Такое решение было принято на основе доклада главы контрольного управления администрации президента Константина Чуйченко: выяснилось, что всего с 2006 года на создание ОЭЗ было потрачено 186 миллиардов рублей, при этом таможенные и налоговые платежи от самих ОЭЗ составили лишь 40 миллиардов рублей.

Кроме того, оказалось, что 24 миллиарда выделенных средств не истрачены и попросту хранятся на депозитах, а на создание одного рабочего места в ОЭЗ в среднем было потрачено 10,2 миллиона рублей: этой суммы хватило бы, чтобы выплачивать среднюю российскую зарплату одному работнику в течение 25 лет.

В связи с этим и было принято решение отказаться от создания новых ОЭЗ «до разработки единых подходов». Также в докладе Чуйченко говорится о том, что работу 10 ОЭЗ можно прекратить досрочно в связи с их неэффективностью.

Приводятся и другие данные: так, ОЭЗ не используют 40 % выделенных им земель, в связи с ними заведено 5 уголовных дел (в частности — о хищении 509 миллионов рублей в Липецкой области).

При этом в Минэкономразвития утверждают, что нельзя говорить о провале программы ОЭЗ, так как они «волне конкурентоспособны» и нужно просто концентрироваться на том, чтобы избегать неэффективности.

В целом достаточно сложно определить, на каком уровне развития находится то или иное интеграционное объединение, в силу как отсутствия достаточной информации, так и возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями.

Развитие ЗСТ и ТС продолжается, в перспективах развития объединение большего количества стран, для упрощения международной торговли, а так же увеличения экспорта и импорта [2].

Таким образом, зоны свободной торговли и таможенные союзы являются неотъемлемой частью мировой экономики и одним из способов международных экономических отношений. Они способствуют большей интеграции между странами — участницами, устранению экономических барьеров и как следствие упрощению торговли.

Конечно же, есть и проблемы, так вследствие интенсивного процесса, происходящего последние три года, создания двусторонних зон свободной торговли в мировой экономике есть свои противники. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.

Но в конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать национальные экономики, расширение доступа к рынкам более развитых стран, рассматривают как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.

Для таможенного же союза на современном этапе развития мировой экономики возникает необходимость в регулирующих институтах.

В заключении хотелось бы отметить что начало функционирования Таможенного союза возродило в России и Белоруссии надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб России и Белоруссии. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската.

Внешняя торговля во все времена имела важное значение для экономической жизни всех стран, поскольку ее успехи оказывают серьезное воздействие на экономическое развитие. Опыт развитых стран показывает, что нельзя создать благополучную экономику, находясь в изоляции от остального мира. Международная торговля, а с ней международное разделение труда привносят в отечественную экономику ряд преимуществ и выгод, непосредственно влияющих на активизацию экономического роста.

Обращаясь к истории создания экономики в наиболее развитых странах можно прийти к выводу, что деятельное участие в мировой торговле принесли подъем производства, процветание и высокий уровень жизни населения этих стран.

Литература:

  1. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/
  2. Официальный сайт телекомпании ТВ ЦЕНТР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvc.ru/
  3. Официальный сайт комиссии таможенного союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/
  4. Информационный портал для студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org
Основные термины (генерируются автоматически): свободная торговля, Россия, Таможенный союз, Белоруссия, мировая экономика, Казахстан, соглашение, Евразийское экономическое сообщество, международная торговля, мировая торговля.


Задать вопрос