Транспортный налог является региональным и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Полученные от него денежные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога, согласно статье 357 НК РФ, признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства. Как прописано в статье 362 НК РФ, сведения о владельцах в налоговые органы направляют органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.
Объектами налогообложения признаются (ст. 358 НК РФ):
− автомобили;
− мотоциклы;
− мотороллеры;
− автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
− самолеты;
− вертолеты;
− теплоходы;
− яхты;
− парусные суда;
− катера;
− снегоходы;
− мотосани;
− моторные лодки;
− гидроциклы;
− несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно этой же статье 358 НК РФ, не являются объектом налогообложения:
− весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
− автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
− промысловые морские и речные суда;
− пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
− тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
− транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
− транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
− самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
− суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
− морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Установленный законодательством налоговый период — календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами Российской Федерации. Если они не были приняты законодательным органом регионального масштаба, они сохраняются в форме, указанной в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации по сравнению с указанными в пункте 1 статьи 361 НК РФ параметрами, но не более чем в десять раз.
Порядок расчета:
Размер налога = Ставка налога * Налоговая база* (Количество месяцев владения/12) * повышающий коэффициент
Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент.
Таблица 1
Легковые автомобили средней стоимостью |
Год выпуска легковых автомобилей |
|||||
от 2 до 3 лет |
от 1 года до 2 лет |
не более 1 года |
не более 5 лет |
не более 10 лет |
не более 20 лет |
|
от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
- |
- |
- |
от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
от 15 миллионов рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
То есть для нового автомобиля стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, повышающий коэффициент составляет 1,5. Этот коэффициент постепенно снижается до 1,1, пока не пройдет 3 года с момента выпуска. При расчете транспортного налога на автомобили этой ценовой категории старше 3 лет повышающий коэффициент не учитывается.
В случае же, если новый автомобиль стоит в пределах от 10 до 15 миллионов рублей, то, вплоть до 10 лет с момента его выпуска, повышающий коэффициент равняется 3.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России (п. 2 ст. 362 НК РФ). Перечень легковых автомобилей, средняя стоимость которых превышает миллиона рублей, публикуется каждый год до 1 марта на официальном сайте Минпромторга России http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от:
− мощности двигателя;
− тяги реактивного двигателя;
− валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства;
− один килограмм силы тяги реактивного двигателя;
− одну регистровую тонну транспортного средства;
− за единицу транспортного средства.
При этом законом предусматривается возможность установления дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Уплата налога для физических лиц производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Льготы предоставляются в том случае, если сумма начисленного налога на транспортное средство, которое имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. Налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы. Или в случае, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
Транспортный налог для юридических лиц уплачивается за каждое зарегистрированное на организацию транспортное средство.
По сравнению с нормами, действовавшими в 2014 году, в 2015 изменен порядок расчета и уплаты авансовых платежей транспортного налога для владельцев транспортных средств, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей. Теперь они рассчитывают авансовые платежи с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2.1 статьи 362 НК РФ, размер которого зависит от средней стоимости авто и срока, прошедшего с года его выпуска.
С 2016 года действуют следующие механизмы:
− уточненного порядка расчета коэффициента владения в отчетном (налоговом) периоде, описанного в пункте 3 статьи 362 НК РФ. Коэффициент при поступлении (выбытии) транспортного средства в этом периоде считают, как отношение числа полных месяцев владения к 12 месяцам (так как налоговый период равен календарному году). За полный принимается тот месяц, в котором транспортное средство было приобретено до 15-го числа или выбыло после 15-го числа;
− согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ, перечень автомобилей, превышающих стоимость в 3 миллиона рублей применим только к тому периоду, в котором он до 1 марта размещен на сайте Минпромторга, т. е. любое изменение этого списка не приводит к пересчитыванию и переначислению налога за предшествующие годы нет необходимости.
Отличием для налогоплательщиков-юридических лиц (по сравнению с физическими лицами) является расчет суммы налога самостоятельно. Ежегодно до 1 февраля они обязаны подать соответствующую налоговую декларацию. Организации должны уплачивать транспортный налог авансовым способом, если иной способ уплаты налога не определен в региональном законодательстве. Окончательная сумма транспортного налога, который надлежит уплачивать после 1 февраля года, следующего за отчетным, определяется как разность рассчитанного налога и сумм уплаченных авансов за этот налоговый период с возможностью применения вычетов.
Региональная практика.
Исходя из того, что каждый регион имеет право устанавливать ставки налога самостоятельно, при условии, что они не будут превышать ставки, описанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, объем налога в каждом регионе отличается по величине. Рассмотрим такие регионы, как Москва и Московская область, Ленинградская область, Пермский край, Оренбургская область и Республика Чечня в период на 2016–2017 год в сравнении со ставкой по РФ.
Сравнивать будем по следующим параметрам: ставка в рублях на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт), грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 80,9 кВт) включительно, на мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно.
Таблица 2
|
Ставка вРФ |
Москва иМосковская область |
Пермский край |
Оренбургская область |
Ленинградская область |
Республика Чечня |
Легковой авт. до 100 л. с. |
2,5 руб. |
12 руб. |
25 руб. |
0 руб. |
18 руб. |
7 руб. |
Легковой авт. свыше 250 л. с. |
15 руб. |
150 руб. |
58 руб. |
150 руб. |
150 руб. |
91 руб. |
Мотоциклы и мотороллеры до 20 л. с. |
1 руб. |
7 руб. |
10 руб. |
1 руб. |
10 руб. |
3 руб. |
Грузовой авт. до 100 л. с. |
2,5 руб. |
15 руб. |
25 руб. |
25 руб. |
25 руб. |
9 руб. |
Как мы видим в таблице, самая низкая ставка налога на легковые автомобили и мотороллеры в Оренбургской области (0 руб. и 1 руб. Соответственно), затем следует Республика Чечня с показателем 7 руб. и 3 руб. соответственно. После них следует Москва и Московская область, Ленинградская, и самая большая ставка, превышающая установленную по РФ ровно в 10 оговоренных в законе раз, в Пермском крае.
Ставка по налогу на легковые автомобили, чьи двигатели имеют мощность свыше 250 лошадиных сил в целом по регионам составляют максимальную величину, установленную в законе, однако в Пермском крае и в Республике Чечня этот показатель ниже в разы, чем в Ленинградской, Московской и Оренбургской областях. Возможно, это связано с тем, что в этих регионах зарегистрировано гораздо меньше машин с таким объемом двигателя.
Относительно ставки по налогу на мотоциклы и мотороллеры объемом двигателя до 20 л. с. ситуация повторяет разницу в ставках по налогу на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с.
Интересно, что в большинстве регионов ставка налога на грузовые автомобили с двигателем мощностью до 100 л. с. максимальна, тогда как в Республике Чечня она меньше в 2,8 раза, а в Москве 1,7 раза. Хотя большегрузные автомобили наносят наибольший вред дородному покрытию.
Литература:
- Закон РФ «О налоге на имущество» № 2003–1 от 9 декабря 1991 г. (в редакции от 22.08.2004 г.).
- Попова С. С. Использование понятий «имущество» и «имущественные права» в целях налогообложения // Налоги и налогообложение. — 2013. — № 12. — С. 927–938.