Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособностиотечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ инновационной деятельности в Российской Федерации. Представленная в статье оценка статистических данных об инновационной активности, позволила выявить основные инновационные направления, реализуемые на территории России, определить уровень востребованности российских технологий на мировом рынке. В статье предложен способ преодоления отсталости экономики Российской Федерации от стран с инновационно-развитой экономикой.
Ключевые слова: международная конкурентоспособность, активизация инновационной деятельности, приоритетные направления, инновационная активность, патентные заявки, мировой опыт
Зависимость от сырьевого экспорта — основная причина, препятствующая повышению международной конкурентоспособности России. Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим перехода от сырьевой модели хозяйствования на инновационный путь развития.
В настоящее время можно наблюдать только зарождение основ инновационной деятельности в российской экономике [1].
В создании системы государственного регулирования инновационной деятельности в России прослеживаются как стремления к сокращению государственного вмешательства, так и предложения по использованию правовых институциональных практик.
Переходный характер становления инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности [2].
Преимущественно эффективной инновационной деятельностью занимаются крупные промышленные предприятия.
Крупные предприятия в большинстве случаев имеют собственную исследовательскую базу и высококвалифицированный персонал, что обуславливает наличие у них высокого научно-технического потенциала, тем не менее, такие предприятия крайне редко разрабатывают крупные инновационные проекты.
На средних и мелких предприятиях организация инновационных процессов практически не ведется.
Внедрение инноваций в материально-техническую базу предприятия затрудняется неумением правильно управлять денежными средствами, как результат предприятие может позволить себе провести только ряд мелких инновационных мероприятий часто организационно-управленческого характера.
На сегодняшний день промышленные предприятия регулярно берут кредиты коммерческих банков для ведения бизнеса, в частности для покупки оборотных средств производства, и только малая часть из них использует взятые средства для финансирования инновационной деятельности.
Доля участия государства в инновационных затратах предприятий региона остается несущественной [3].
Среди факторов, ограничивающих инновационную активность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими, по-прежнему, оставались финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств (41 % предприятий), а также недостаток инвестиций (12 %), неприемлемые условия кредитования (16 %).
Недостаток инвестиций в развитие промышленных предприятий многие исследователи связывают с отсутствием в России развитого рынка ценных бумаг.
В то время как недостаток собственных финансовых средств связывается с основной ошибкой менеджмента на российских промышленных предприятиях: финансовая служба не взаимодействует с бухгалтерией в ходе работы.
Финансы предприятий среднего и мелкого бизнеса подвержены воровству ввиду сосредоточения всех прав и обязанностей по управлению финансами в руках одного человека — главный бухгалтер.
Таким образом, в настоящее время важнейшими проблемами активизации инновационной деятельности в России являются:
- Недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей инновационные процессы.
- Неразвитость кредитно-финансовой и инвестиционной инфраструктуры поддержки инновационной активности.
- Низкий уровень развития инновационной инфраструктуры.
- Слабое кадровое обеспечение инновационных процессов
- Неразвитость системы координации инновационной деятельности научно-исследовательских организаций, вузовской науки и государственных органов.
Россия занимает весьма скромное место среди других стран, вкладывая столько же средств в инновации как Италия, Канада, Голландия.
Рейтинг России среди показателей конкурентоспособности на мировом рынке можно считать весьма скромным, причем наблюдается тенденция к экономической неустойчивости и даже ухудшению.
В сравнении с зарубежными странами Российская Федерация выделяет на инновационную деятельность столько же финансовых средств, что и Голландия, Италия или Канада — порядка 1,06 % от всех выделяемых бюджетных средств.
Россия по данным 2015 года находится лишь на 52 месте из 113 стран, в которых исследовался глобальный индекс инновационной активности.
По результатам исследований 2015 года на развитие и поддержку инновационной деятельности на российских промышленных предприятий более 50 % всех предприятий направляет менее 8 % в год от всех затрат производства, в то время, как только 4 % предприятий от остальной части выделяет на это свыше 50 % от суммы всех годовых затрат.
В таблицы 3.1 приведены данные об инновационной активности организаций по субъектам Российской Федерации, а именно удельный вес технологических, организационных, маркетинговых инноваций в отчетном году, в общем числе организаций, участвующих в данном исследовании.
Таблица 1
Инновационная активность организаций по субъектам РФ
2013 |
2014 |
2015 |
|
Российская Федерация |
10,1 |
9,9 |
9,3 |
Центральный федеральный округ |
10,7 |
10,9 |
10,9 |
Северо-Западный федеральный округ |
10,7 |
10,3 |
9,6 |
Южный федеральный округ |
7,2 |
7,7 |
7,8 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
5,9 |
6,5 |
4,7 |
Приволжский федеральный округ |
11,7 |
11,4 |
10,6 |
Уральский федеральный округ |
9,6 |
8,9 |
7,9 |
Сибирский федеральный округ |
9,1 |
8,8 |
8,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
9,5 |
8,9 |
7,2 |
Крымский федеральный округ |
9,6 |
4,5 |
Россия занимает второе место по коэффициенту технологической зависимости, который исчисляется как отношение иностранных патентных заявок к национальным.
Российская Федерация торгует технологическими разработками со многими зарубежными странами преимущественно с США, Германией, Францией, Финляндией, Великобританией.
Соответственно и по коэффициенту самообеспеченности технологиями (соотношение национальных и всех поданных заявок в национальные ведомства) Россия (0,76 %) занимает второе место после Японии (0,84 %). Согласно данным Роспатента в таблице 3.2 показано Поступление патентных заявок и выдача охранных документов в России, а также число действующих патентов.
Таблица 2
Поступление патентных заявок ивыдача охранных документов вРоссии
|
2013 |
2014 |
2015 |
Подано заявок на выдачу патентов: |
|||
на изобретения — всего |
44914 |
40308 |
45517 |
на полезные модели — всего |
14358 |
13952 |
11906 |
на промышленные образцы — всего |
4994 |
5184 |
4929 |
на изобретения — всего |
31638 |
33950 |
34706 |
на полезные модели — всего |
12653 |
13080 |
9008 |
на промышленные образцы — всего |
3461 |
3742 |
5459 |
Число действующих патентов— всего |
272641 |
292048 |
305119 |
Экспорт российских технологий производится в частности в США и Казахстан, импорт — из Финляндии, Германии, Великобритании.
При этом ежегодно заключается порядка 1900 соглашений по экспорту, импортируется — около 1695. Данный факт свидетельствует о низкой инновационной активности российских промышленных предприятий, а также о том, что российские технологии востребованы на мировом рынке, зарубежные страны заинтересованы в их покупки.
Становится очевидным факт, что дальнейшее укрепление экономических позиций Российской Федерации на мировом рынке будет достигнуто только путем развития и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности.
На сегодняшний день Российская федерация находится в самом начале инновационного развития. Накопленный мировой опыт ведения инновационной деятельности должен быть использован для выработки собственной стратегии перевода экономики России на инновационный путь развития, которая в будущем станет залогом наступления социально-экономического благополучия российских граждан и долговременного устойчивого роста экономики страны.
Литература:
- Кузнецов В. В., Крайнюков А. Н. Концепции инновационного развития на базе системного подхода. // Инновационная деятельность — 2007. – № 4.
- Дежина И. Г., Киселева В. В. Институт экономики переходного периода // Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. — 2008.
- Козлова Ж. М. Проблемы становления национальной инновационной системы в России // Вестник Алтайской академии экономики и права — 2011. — № 2.