Описание бизнес-процессов коммерческого предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 2120 раз

Библиографическое описание:

Муранова, Т. Д. Описание бизнес-процессов коммерческого предприятия / Т. Д. Муранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39104/ (дата обращения: 18.12.2024).



Для обеспечения комплексного развития коммерческого предприятия необходимо провести обследование бизнес-процессов предприятия [1]. Внутри коммерческого предприятия существуют различные бизнес-процессы. Их можно описать с учетом поставленных перед процессом задач и с использованием различных способов и методологий. Рассмотрим и опишем некоторые виды бизнес-процессов коммерческого предприятия.

В рамках коммерческого предприятия можно выделить основные, сопутствующие, вспомогательные и обеспечивающие бизнес-процессы, а также бизнес-процессы управления и развития. К основным бизнес-процессам можно отнести процессы, позволяющие получить максимальный доход и ориентирующиеся на реализацию товара. К сопутствующим процессам относят процессы, ориентированные на реализацию товара и являющиеся дополнительными действиями к основным бизнес-процессам. Также в торговом предприятии можно выделить вспомогательные и обеспечивающие процессы, позволяющие обеспечить выполнение основных и остальных задач. С помощью бизнес-процессов управления и развития осуществляется управленческое воздействие и его прогрессивные действия в перспективе.

После определения главных бизнес-процессов коммерческого предприятия необходимо их описать. Существуют три основных способа описания: текстовый, табличный и графический. Текстовый способ представляет собой словесное последовательное описание бизнес-процессов и для анализа эффективности работы предприятия данный вариант не оптимален, также при использовании данного способа снижается качество принятых управленческих решений [4]. Табличный способ является более структурированным подходом к описанию бизнес-процессов. Данный способ более эффективен по сравнению с текстовым способом и часто применяется на предприятиях. В настоящее время наиболее интенсивно при описании бизнес-процессов используются графические подходы [2]. Они обладают наибольшим эффектом при решении поставленных задач.

Общий язык описания бизнес-процессов позволяет адекватно воспринимать текущие и окончательные результаты управленческих решений [3, 8], поэтому применяются специальные процессные схемы.

Классическими процессными схемами являются WFD и DFD. Схема WFD применяется на нижнем уровне управления и переводится как диаграмма потоков работ. На данной схеме появляются дополнительные элементы, которые позволяют описать бизнес-процессы. К ним относятся логические операторы, моменты начала и окончания процессов и элементы временных задержек.

Логические операторы (или блоки принятия решений) позволяют показать варианты протекания процессов по разным технологиям. Например, с помощью данных элементов можно описать бизнес-процесс, когда договор, стоимость которого меньше определенной суммы согласуется одной группой сотрудников, а договор с большей стоимостью согласуется по более сложной технологии или цепочке, в которой участвуют большее количество сотрудников [6].

Момент начала и окончания процессов в коммерческом предприятии выражается с помощью времени. Для оптимизации процессов коммерческого предприятия используют элементы задержки времени, которые показывают места, в которых между последовательно выполняемыми работами имеется временной разрыв. В данном случае последующая работа начинается только через некоторое время после завершения предшествующих действий.

В подходе WFD документы не отражаются, так как схемы используются для описания процессов нижнего уровня, содержащие детальные работы, по названию которых понятно, что является входом и что является выходом. Особенностью WFD схемы является то, что между операциями бизнес-процесса постоянно циркулируют потоки и временная последовательность выполнения работ.

На верхнем уровне управления применяется DFD-схема. Для описания бизнес-процессов разрабатывается дерево, в котором процессы классифицируются на основные, обеспечивающие и управленческие. Основными целями данного разделения являются упрощение выделения процессов, снижение вероятности пропуска главных процессов, наглядное представление выделенных бизнес-процессов, разбитых на небольшие группы. При построении окружения бизнес-процесса описываются входы и выходы. Вход и выход одного бизнес-процесса является выходом и входом для другого бизнес-процесса или внешнего субъекта, с которым взаимодействует организация. Взаимодействия между бизнес-процессами, составляющими дерево, показываются с помощью сети процессов.

Кроме классических схем описания бизнес-процессов существует еще методология IDEF0. Основным отличием данной методологии от классических схем является присутствие в языке дополнительной аналитики. Данный стандарт описания бизнес-процессов предлагает показывать не просто входы и выходы, как это делается в DFD–формате. Он предлагает ввести три типа входов. Первый тип входов назвали также входом, а два других входа назвали управлением и механизмами.

В стандарте IDEF0 c помощью входа показывают объекты — информационные и материальные потоки, которые преобразуются в бизнес-процессе. С помощью управления показывают объекты — материальные и информационные потоки, которые не преобразуются в процессе, но нужны для его выполнения. С помощью механизмов стали показывать действия, при помощи которых бизнес-процесс реализуется: технические средства, люди, информационные системы и т. д. [5]

Выход бизнес-процесса, описанного в стандарте IDEF0, полностью соответствует по смыслу выходу процесса, описанному при помощи DFD-схемы. Четыре типа объектов, применяемых для описания входов и выходов в стандарте IDEF0, и на схеме IDEF0 размещаются в строго отведенных местах относительно работ, которые называются функциональными блоками. Методология IDEF0 выглядит более сложной с точки зрения менеджеров коммерческих предприятий. Данная сложность часто приводит к тому, что менеджеры, особенно высшего уровня, которые должны принимать активное участие в проекте по описанию и оптимизации деятельности предприятия, «отказываются» от работы с IDEF0.

Рис. 1. Анализ несоответствий, их последствий и причин возникновения при реализации товаров низкого качества

Также описать бизнес-процессы в коммерческом предприятии можно с помощью диаграммы Исикава. Рассмотрим данную диаграмму в процессе анализа несоответствий, их последствий и причин возникновения при реализации товаров низкого качества (рис. 1).

Возникновение несоответствия может зависеть от многочисленных факторов. Причем некоторые из них могут влиять на другие, то есть быть связанными отношениями «причина-результат». Знание структуры этих отношений, то есть выявление полной цепочки причин, позволяет успешно решать проблемы управления, в том числе и проблемы управления качеством.

Диаграмма Исикавы позволяет проанализировать структуру причин и несоответствий и выявить наиболее полный перечень возможных причин для рассматриваемого несоответствия.

Таким образом, описание бизнес-процессов коммерческого предприятия позволяет наглядно представить основные операции, протекающие внутри организации. На основе данных операций совершенствуется и система управления предприятия в целом [8, 9].

Литература:

  1. Большакова И. В. Обеспечение комплексного развития коммерческого предприятия [Текст]/И. В. Большакова, Е. А. Галочкина, О. М. Гринева. — Н.Новгород: изд-во ННГУ, 2013. — 245с., С. 135–147.
  2. Ковалева И. В. Программные системы для описания бизнес-процессов [Текст]/ И. В. Ковалева, Р. И. Баженов // Решение. 2016. Т. 1. С. 138–140.
  3. Петрищева М. А. Описание основных бизнес-процессов управления проектами [Текст]// Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 22. С. 231–236.
  4. Подольская Т. О. Критерии выбора инвестиционного проекта: качественный аспект [Текст]/ Т. О. Подольская, Т. Д. Муранова //Стандарты и качество.2014. № 11 (929). С. 30–32.
  5. Семенко Т. Н. Разработка программного комплекса для автоматизации информационного обеспечения бизнес-процессов торговли [Текст]/ Т. Н. Семенко, Н. Т. Абатов // Теория и практика современной науки. 2016. № 4 (10). С. 642–648.
  6. Суходоев Д. В. Повышение качества предоставляемых торговых услуг [Текст]/ Д. В. Суходоев, Т. В. Стожарова, Л. Ф. Суходоева // Символ науки. 2015. № 7–1. С. 113–115.
  7. Трифонов П. В. Сравнительный анализ моделей описания бизнес-процессов в организации [Текст]// В книге: Новые подходы и исследования в операционном менеджменте / Под редакцией П. В. Трифонова, Ю. С. Лисичкиной. Москва, 2016. С. 30–37.
  8. Угрюмова Н. В. Совершенствование системы управления предприятием на основе описания и оптимизации бизнес-процессов [Текст]// Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 20. С. 152–155.
  9. Чкалова О. В. Управление развитием малого бизнеса на региональном уровне: организационно-экономический аспект [Текст]/ О. В. Чкалова, Д. Р. Хайруллина // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 21 (372). С. 11–18.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческое предприятие, WFD, DFD, описание бизнес-процессов, схема, момент начала, окончание процессов, причина возникновения, проблема управления, реализация товара.


Задать вопрос