На сегодняшний день переход к национальной модели образования предполагает наличие творческого педагога-исследователя, новатора, воспитателя новой формации, который освоил новейшие методы и приемы обучения и воспитания, инновационные педагогические технологии, психологическо-педагогическую диагностику, способного в короткие сроки избавиться от старых методов, сформировавшихся в педагогической работе, и склонного прокладывать собственный личный путь во время конкретной практической деятельности.
Детский сад — это первая ступень знания, которая формирует творческого, разностороннего гражданина с развитым мировоззрением, который в будущем будет править страной, владеть землей и водными ресурсами, содействовать процветанию страны и народа, поднимет авторитет страны.
Известно, что главным лицом воспитывающим подрастающее поколение, является воспитатель. Освоение им педагогических технологий, то есть его высокая «инновационная культура», является главным показателем его профессионализма. Здесь появляется необходимость раскрытия значения этого понятия.
ХІХ век — это время знания, инноваций и технологий в науке. Термин «инновация» появился в исследованиях в ХІХ веке и означает внедрение некоторых элементов одной культуры в другую.
Термин «инновация» был введен в науку только 100 лет назад. Первым в 1911 году определение понятию «инноватика» дал австрийский и американский экономист Й. Шумпетер. В 1930-е годы Й. Шумпетер и Г.Менш ввели термин «инновация» в научный оборот и дали ему определение «научная новость и технологический продукт». В первое время понятие инновации широко использовалось в экономике и технических науках в качестве новаторства. По прошествии некоторого времени, термин стал широко применяться и в социальных науках.
В 1960–1970-е годы термин «инновация» стал системно использоваться на предприятиях, фирмах для интенсивного производства, конкурентноспособности, повышения качества работы.
В конце 1950-х годов педагогические инновационные исследования стали актуальной темой в Западных странах, а 1980-х годах исследования стали проводиться в России.
ХХІ век является периодом формирования инновации, она используется как новый вид науки в научно-педагогических исследованиях в качестве новых технологий, процесса, развития образовательных учреждений, развития воспитания и образования.
А что касается, понятию «инновация» в Казахстане; у нас понятию «инновация» первым определение на казахском языке дал ученый, профессор Н.Нурахметов. Он указал, что «Инновация, инновационный процесс — это вид деятельности образовательных учреждений, связанный с созданием, освоением, использованием и распространением новшеств». Тогда как К.Кудайбергенова, определив «инновацию» как новый результат, выбранный в соответствии с конкретно поставленной целью, сделала несколько вариантов перевода: обновление, внедренное новшество, новый, новость, процесс обновления [1].
Главным показателем развития общества и государства в ХХІ веке является образование. Изменения в сфере образования Казахстана связаны с новаторскими инициативами на мировом уровне.
Исследование инновационных технологий интенсивно развивается в Казахстане в последние годы.Исследуя инновацию мы также рассмотриваем такие понятие как «педагогическая инновация», «педагогическая культура».
Педагогическая инновация — отрасль науки, к ее основным частям относятся создание новшеств, их внедрение, освоение, использование и распространение.
На сегодняшний день педагогическая инновация еще не сформировалась в качестве полноценной науки. Это молодая наука. При рассмотрении с данной позиции, это отрасль педагогики, которая все еще требует уточнения информации, составления принципов и проведения всесторонних исследований.
Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Словарь С. И. Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы [2].
А некоторые ученные считают что, педагогическая инновация — это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников [3].
Исходя из этого мы понимаем, что педагогическую инновацию надо еще изучать всесторонне. Как мы выше упомянули это новая отрасль, которая требует тщательного исследования.
Следующим основным понятием в нашей работе является понятие «культура». В словаре С. И. Ожегова культура объясняется как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [4].
Культура — движущая сила общества, с ее помощью общество прогрессирует, то есть культура личности и требования общества непосредственно взаимосвязаны. «Культура» — (лат. cultura) с латинского языка означала «возделывание земли, почитание, ухаживание», затем развившись, «культура» стала использоваться в переносном значении — почитание, улучшение телесных и духовных способностей и качеств человека.
По мнению Ш. Т. Таубаевой, культура учителя — это сложная системная единица, состоящая из совокупности практических навыков и способностей, моральных норм и правил, необходимых для профессионального труда в определенной сфере деятельности [5].
Так как рассматриваемый нами вопрос — это инновационная культура воспитателя дошкольного учреждения, нам необходимо остановиться на этом понятии, основываясь на вышеприведенном анализе. Инновационная культура — это процесс воспитания, обучения, направления, модернизации содержания образования в соответствии с требованиями общества, интеграции деятельности воспитателя и воспитанника в целях развития личности в соответствии с требованиями общества, увеличения способностей в педагогическом пространстве с социальной точки зрения.
Инновационная культура воспитателя означает то, что он является специалистом, сведущим в деле современного образования, отлично владеющим своей специальностью, умеет использовать на практике современные передовые технологии, постоянно повышает свою профессиональную компетентность, умеет внедрять новшества в свою профессиональную методику обучения.
Воспитатель с высоким уровнем инновационной культуры устанавливает отношения с воспитанниками как с личностями и умеет убедить их выполнить его требования. Воспитатель использует современные передовые технологии, осуществляет задания в сотрудничестве с детьми.
Формирование инновационной культуры будущего специалиста, прежде всего, связано с его личностными общекультурными качествами. К ним относятся: внутренний мир личности, гражданство и эрудиция.
Профессиональное формирование связано со следующими понятиями:
- Знанием предмета.
- Технологической культурой.
- Психологической культурой.
Инновационная культура является показателем уровня поведенческих норм, знания, компетентности, деловых навыков и отношений с детьми.
Инновационная культура проявляется, прежде всего, в отношениях воспитателя с воспитанниками. Отношение воспитателя к воспитаннику «на равных», как к коллеге, является прогрессивным образцом культуры, гуманности воспитателя. Если воспитатель знающ и компетентен, то он устанавливает отношения с воспитанниками «на равных», готовит задания в соответствии со способностями и возрастными особенностями детей, применяет на своих уроках новые технологии, эффективно использует интерактивные методы, осуществляет организуемые действия в сотрудничестве.
Инновационная культура — процесс развития ребенка как личности, увеличения способностей, модернизации содержания образования в соответствии с требованиями общества. Инновационная культура:
‒ поддержание воспитателем отношений с детьми, сидящими перед ним, «на равных»;
‒ отказ от старой традиционной системы;
‒ образованность, компетентность воспитателя;
‒ создание условий для развития воспитанника как личности;
‒ хорошее освоение им своей профессии;
‒ освоение новых технологий, использование их на практике.
Таким образом, изучив определения, предложенные учеными, можно сделать вывод, что инновация — это обеспечение решения проблем, исходящих из необходимостей общества, противоречий, возникших на практике и обеспечение образовательного процесса. То есть, достижение результата. А инновационный процесс — это создание, опробация и внедрение новшества.
Инновационная культура — это процесс освоения знаний, новшеств, целевого использования практики, создания новой практики, сохраняя при этом принцип взаимосвязи старого и нового, процесс формирования духовно развитой универсальной личности.
Итак, подводя итог нашей статьи, мы считаем, что воспитатель со сформированной инновационной культурой должен быть широко осведомлен о новостях, происходящих в современном образовании, сведущ в своем деле, умеет находить и использовать нужное для себя из передовой практики, это специалист, отточивающий свое профессиональное мастерство, умеющий прочувствовать новшество и смело внедрить его в свою практику методики обучения. Такой воспитатель на основании эффективного использования новых технологий в своей практике, в сотрудничестве осуществляет познавательную деятельность воспитанников.
Литература:
- Жұмабаев Н. Педагогика. Алматы. Ана тілі. 1992. 246 стр
- Самсонова И. В. Педагогическая инновация как научная категория. www.scienceforum.ru http://www.scienceforum.ru/2013/68/415
3. Педагогическая инновация. http://scicenter.online/. http://scicenter.online/pedagogika/pedagogicheskaya-innovatsiya-27875.html
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1989. — 924 стр.
- Таубаева Ш. Т,. Лактионова С. Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововедений в системе образования: научный фонд и преспективы развития (книга 1). Алматы. Ғылым. 2001. 296стр.