Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 26129 раз

Библиографическое описание:

Климова, Е. С. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции / Е. С. Климова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39115/ (дата обращения: 15.11.2024).



Рассмотрены кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции. Сначала раскрывается смысл таких понятий, как инвестиции, инвестиционный спрос. Затем представлено подробное описание теории инвестиционного спроса Дж. М. Кейнса, в центре которой лежит понятие предельной эффективности капитала. Далее рассмотрена неоклассическая концепция спроса на инвестиции. Согласно этой теории, основной целью инвесторов является достижение оптимального размера капитала. В конце статьи проводится краткое сравнение двух вышеназванных концепций. Отмечено, что неоклассическая теория более объективна, а кейнсианская теория менее эластична по ставке процента.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный спрос, предельная эффективность капитала, оптимальный размер капитала

Понятие инвестиции обозначает вложения как государственного, так и частного капитала на длительный срок в разнообразные сферы внутренней либо иностранной экономики, чтобы заработать прибыль либо достичь другого положительного результата. Макроэкономическая наука рассматривает инвестиции в качестве направления средств на создание потребительских благ, то есть сквозь призму реальных капиталовложений. Инвестиционный спрос охватывает две составляющие: спрос на обновление выработавших свой ресурс основных фондов и спрос на приращение собственного капитала [4]. Под инвестиционным спросом понимаются запланированные суммарные расходы компаний, направленные либо на увеличение производственного капитала, либо на его замену [2]. Это самый переменчивый элемент суммарного спроса, на который влияют как объективные факторы (состояние экономики), так и субъективные (выбор бизнесменов).

Ставка процента изменяется обратно пропорционально по отношению к общему количеству необходимых инвестиций, что находит свое подтверждение на кривой инвестиционного спроса. Однако, кроме процентной ставки, на капвложения влияют: возрастание ВНП, реформирование системы налогообложения, усовершенствование технологий, а также ожидания хозяйствующих субъектов. В этих условиях заметна трансформация инвестиционного спроса. Если имеет место увеличение ожидаемой рентабельности инвестиций, то кривая инвестиционного спроса сдвигается в правую сторону. Если же предполагаемая доходность капвложений отражает отрицательную динамику, то это вызывает перемещение кривой влево [4].

Взгляды Дж. М. Кейнса базируются на понятии предельной эффективности капитала. Под этим термином понимают ресурсы в финансовой форме, прибавляемые к средствам, которые уже есть у субъекта. Фундаментальные принципы этой теории при инвестировании требуют осознавать уровень риска и вероятный доход от вложенных ресурсов.

Процесс инвестирования характеризуется длительным временным горизонтом возврата инвестиционных издержек, поэтому особую важность имеет процедура приведения всех элементов денежного потока к сегодняшнему временному моменту [1]. Инвестиционный проект рекомендуется принять к осуществлению при условии, если суммарные дисконтированные денежные доходы потока превышают необходимые вложения в него.

Предельной эффективностью капитала именуется величина барьерной ставки, когда сумма приведенных доходов потока равняется требуемым инвестициям. Критерий доходности является важнейшим при выборе проектов в условиях инвестиционного спроса. Инвесторы предпочтут варианты с наибольшими значениями предельной эффективности капитала. Однако при увеличении капвложений снижается уровень их возможной рентабельности, следовательно, предельная эффективность капитала уменьшается. Это объясняется приоритетом инвестирования сначала в более перспективные направления. Последующие вложения ресурсов при этом станут менее выгодными для инвесторов.

Субъектам бизнеса, кроме расчета доходности, необходимо также определить величину риска, с которым сопряжено капиталовложение. Если уровень рентабельности больше дохода от сбережений, появляется смысл повышать расходы на инвестиции.

Ставка процента — существенный индикатор, определяющий поведение вкладчиков, и олицетворяет выгоду за отказ от сохранения имущества в форме денег. Ставка процента по вариантам, связанным с минимальным риском (например, гособлигации), принято считать нижней границей предельной эффективности капитала. Инвестиции производят, если предельная эффективность капитала превосходит процентную ставку. При этом спрос на инвестиции является убывающей функцией от ставки процента.

Предельная склонность к инвестированию выражает степень увеличения капвложений при снижении ставки процента на один процентный пункт. В условиях падения процентной ставки происходит увеличение предельной склонности к инвестированию.

Не существует единого мнения у иностранных экономистов относительно зависимости инвестиций от ставки процента. Кейнс и его сторонники полагают, что объем вложенных средств обусловлен не столько процентной ставкой, сколько величиной предельной эффективности капитала. В основе расчета предельной эффективности капитала лежит не реальная, а приемлемая рентабельность проектов, что дает основание отнести данное понятие к группе ex ante. Предельная эффективность капитала является внутренней нормой доходности. Этот показатель подвергается влиянию субъективных факторов [4].

В основе инвестиционной теории Кейнса лежит приоритет совокупного спроса. Кейнсианская модель «сбережения-инвестиции» в отличие от традиционного принципа («доходы-сбережения») определяет связь между доходами и спросом. Кроме того, особое внимание Кейнса привлекала политика образования цен, при которой они были практически неизменными. Причины данного явления можно объяснить следующим образом: во-первых, влияют на ценообразование тенденции к монополии; во-вторых, на рынке существуют правила контрактов, которые действуют между потребителями и поставщиками в долгосрочной перспективе; в-третьих, стабильность зарплаты, которая обеспечивается законодательством, препятствует регулированию цены на рынке человеческих ресурсов. В данной экономической модели показатель «цена» заменил понятие «объем продаж». Эта концепция утверждает, что капвложения оправданы, когда величина чистой прибыли оказывается не ниже ставки процента [1]. Кейнс в своих исследованиях рассматривал только автономные инвестиции. Он полагал, что процентная ставка значительно не влияет на сумму инвестиционных затрат, особенно в течение короткого периода, и разрабатывал свою модель определения дохода государства, опираясь на неизменность ставки процента [2].

Теория инвестиционного спроса неоклассиков основана на признанных положениях неоклассической концепции таких, как совершенная конкуренция, взаимозаменяемость факторов производства и полная занятость экономики. При полной занятости осуществить максимальный выпуск вероятно только при росте капитала. Увеличение объема капитала возможно, потому что допускаются различные сочетания долей факторов производства. Кроме того, закон Сэя гласит, что любое предложение рождает соответствующий спрос [3].

Согласно неоклассической концепции, бизнесмены инвестируют с целью достижения оптимального размера капитала [4]. Данная концепция основана на принципах микроэкономики. Таким образом, желание максимизировать свою прибыль является основной мотивацией для инвесторов при выборе того или иного инвестиционного проекта. Для получения большей прибыли следует больше производить. А чтобы больше производить, субъектам хозяйствования приходится наращивать объем используемого капитала, то есть требуется инвестировать. До какого же момента будет расти объем капитала? Микроэкономика дает ответ. Объемы производства будут увеличиваться, пока предельный продукт капитала больше предельных издержек на его эксплуатацию. Таким образом, процесс инвестирования завершится, когда стоимость предельного продукта будет равна цене предельных расходов. Желаемая величина ожидаемого выпуска является той величиной выпуска, когда предприниматели получают максимальную прибыль. А оптимальная величина капитала призвана обеспечить такой выпуск. Так как понятия «величина желаемого выпуска» и «оптимальная величина капитала» тесно взаимосвязаны, то последнее можно трактовать как объем капитала, при котором получается максимальная прибыль [3].

При совершенной конкуренции максимальная прибыль получается, если предельная производительность капитала равняется предельным расходам, включающим в себя норму амортизации и ставку процента по финансовым активам, которые являются альтернативными затратами использования капитала [4].

Предприниматели увеличивают размер своего капитала, как правило, поэтапно, так как инвестирование имеет долгосрочный характер. При этом они учитывают реальную ставку процента, что обусловлено инфляцией.

Инвестиционный спрос является возрастающей функцией от предельной производительности капитала и убывающей — от ставки процента (если величина нормы амортизации фиксирована).

Существует ряд факторов, которые способствуют росту оптимальной величины капитала. Некоторых из них могут проявляться в изменении процентной ставки или предельной производительности, а другие имеют собственный смысл [3].

В заключение стоит отметить, что неоклассическая функция инвестиций является более объективной в отличие от кейнсианской, потому что обусловлена технологией производства. Кейнсианская функция инвестиций обладает меньшей эластичностью по ставке процента, чем неоклассическая [2].

Литература:

  1. Инвестиции в кейнсианской модели — основные моменты экономической теории. http://prostoinvesticii.com/slovar-investora/investicii-v-kejjnsianskojj-modeli-osnovnye-momenty-ehkonomicheskojj-teorii.html
  2. Инвестиционный спрос. Неоклассический и кейнсианский анализ инвестиций. Модель сбережения — инвестиции (S — I). Парадокс бережливости. http://studopedia.ru/9_216439_investitsionniy-spros-neoklassicheskiy-i-keynsianskiy-analiz-investitsiy-model-sberezheniya--investitsii-S--I-paradoks-berezhlivosti.html
  3. Автономные инвестиции. Неоклассическая концепция. http://uchebnik.biz/book/401-makroyekonomika/20–62-avtonomnye-investicii-neoklassicheskaya-koncepciya.html
  4. Спрос на инвестиционные блага. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции. http://velib.com/read_book/vechkanova_galina_rostislavovna-vechkanov_grigorijj_sergeevich/makroehkonomika_kratkijj_kurs/glava_3_rynok_tovarov_i_uslug/33_spros_na_investicionnye_blaga_kejjnsianskaja_i_neoklassicheskaja_koncepcii_sprosa_na_investicii/
Основные термины (генерируются автоматически): предельная эффективность капитала, инвестиционный спрос, ставок процента, процентная ставка, инвестиция, максимальная прибыль, неоклассическая концепция, оптимальный размер капитала, инвестиционный проект, предельная склонность.


Ключевые слова

инвестиции, инвестиционный спрос, предельная эффективность капитала, оптимальный размер капитала

Похожие статьи

Развитие методики измерения интеллектуального капитала в соответствии с концепцией трансакционных и альтернативных затрат

В работе рассматривается методика оценки интеллектуального капитала — ИК (и его элементов) с позиций измерения отдачи от вложенных в него средств. Затраты на формирование элементов ИК сами по себе не образуют активы (капитал) до тех пор по-ка не хара...

Теория перспектив как основополагающий элемент поведенческой экономики

В статье рассматриваются фундаментальные труды известных ученых, позволяющих оценить риски не только с помощью классических методов, но и используя совершенно новые, экспериментальные методы и критерии. Особое внимание в статье уделено анализу «Теори...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Понятие, цели и задачи аутсорсинга в организации международного бизнеса

Одним из решений, которое может существенно повлиять на рыночное преимущество международных компаний, является аутсорсинг. Это ответ предприятий на постоянно меняющиеся условия функционирования в турбулентной среде и появление новых направлений и кон...

Конкурентные стратегии для улучшения и укрепления коммерческих секторов

Нынешняя экономическая модель, в которой открытость торговли и обмен товарами и услугами становятся все более интернациональными, требует от компаний и секторов, в которых они базируются, решения новых задач и адаптации к изменениям, которые влечет з...

Мотивы и источники финансирования сделок по слияниям и поглощениям

В данной статье анализируются мотивы сделок по слияниям и поглощениям, а также источники финансирования сделок М&A. Автор ставит проблемы осуществления сделок М&A в условиях макроэкономической нестабильности, спровоцировавшие снижение стоимости инвес...

Технология блокчейн. Криптовалюта: сущность и будущее

Блокчейн — это принципиально новая парадигма, которая позволяет организовать деятельность с меньшими усилиями, более эффективным способом и в большем масштабе, чем другие существующие парадигмы. В данной статье исследуется тема влияния криптоиндустри...

Использование технологий критического мышления на уроках английского языка

Актуальность данной работы заключается в одной из главных задач российского образования на данный момент — раскрытие творческого потенциала и полного спектра возможностей учеников, а также воспитание сильной, готовой к конкурентной борьбе личности. В...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Теоретические основы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

В современных рыночных условиях успешное функционирование и развитие предприятия требует разработки эффективной конкурентной стратегии, основывающейся на конкурентных преимуществах предприятия и учитывающей внешние условия его функционирования. В ста...

Похожие статьи

Развитие методики измерения интеллектуального капитала в соответствии с концепцией трансакционных и альтернативных затрат

В работе рассматривается методика оценки интеллектуального капитала — ИК (и его элементов) с позиций измерения отдачи от вложенных в него средств. Затраты на формирование элементов ИК сами по себе не образуют активы (капитал) до тех пор по-ка не хара...

Теория перспектив как основополагающий элемент поведенческой экономики

В статье рассматриваются фундаментальные труды известных ученых, позволяющих оценить риски не только с помощью классических методов, но и используя совершенно новые, экспериментальные методы и критерии. Особое внимание в статье уделено анализу «Теори...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Понятие, цели и задачи аутсорсинга в организации международного бизнеса

Одним из решений, которое может существенно повлиять на рыночное преимущество международных компаний, является аутсорсинг. Это ответ предприятий на постоянно меняющиеся условия функционирования в турбулентной среде и появление новых направлений и кон...

Конкурентные стратегии для улучшения и укрепления коммерческих секторов

Нынешняя экономическая модель, в которой открытость торговли и обмен товарами и услугами становятся все более интернациональными, требует от компаний и секторов, в которых они базируются, решения новых задач и адаптации к изменениям, которые влечет з...

Мотивы и источники финансирования сделок по слияниям и поглощениям

В данной статье анализируются мотивы сделок по слияниям и поглощениям, а также источники финансирования сделок М&A. Автор ставит проблемы осуществления сделок М&A в условиях макроэкономической нестабильности, спровоцировавшие снижение стоимости инвес...

Технология блокчейн. Криптовалюта: сущность и будущее

Блокчейн — это принципиально новая парадигма, которая позволяет организовать деятельность с меньшими усилиями, более эффективным способом и в большем масштабе, чем другие существующие парадигмы. В данной статье исследуется тема влияния криптоиндустри...

Использование технологий критического мышления на уроках английского языка

Актуальность данной работы заключается в одной из главных задач российского образования на данный момент — раскрытие творческого потенциала и полного спектра возможностей учеников, а также воспитание сильной, готовой к конкурентной борьбе личности. В...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Теоретические основы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

В современных рыночных условиях успешное функционирование и развитие предприятия требует разработки эффективной конкурентной стратегии, основывающейся на конкурентных преимуществах предприятия и учитывающей внешние условия его функционирования. В ста...

Задать вопрос