В настоящее время, большое внимание уделяется персоналу организации. На самом деле, такая позиция наиболее верная, так как именно человеческие ресурсы организации обеспечивают ее полное и, в идеале, эффективное функционирование. В этом вопросе, к сожалению, Россия намного отстала от Европы и Америки. В условиях отдаленности региона, предприятиям Республики Саха (Якутия) сложно угнаться даже за уровнем центральных городов России. Однако, нельзя отрицать старание нагнать высокий уровень управления кадрами. Предприятия Якутии за последние годы существенно развили свои механизмы управления персоналом, в том числе и немаловажное для Республики Акционерное Общество «Аэропорт Якутск». Одним из важных критериев управления персоналом является оценка кадрового состава организации. Именно с этой целью проводилось подобное исследование работников АО «Аэропорт Якутск» как одного из ключевых предприятий Республики Саха (Якутия), нижеизложенное в этой статье.
Ключевые слова: кадровый состав, эффективность, персонал, коллективный договор, кадровый резерв, карьера
Currently, much attention is paid to the staff of the organization. In fact, this position is the most faithful, since it is the organization of human resources ensure its full and, ideally, efficient operation. In this respect, unfortunately, Russia far behind Europe and America. Under the conditions of the remoteness of the region, enterprises of the Republic of Sakha (Yakutia) is difficult even to keep up with the level of the central cities of Russia. However, one can not deny the effort to catch up with the high level of human resource management. Enterprises Yakutia in recent years considerably developed their human resource management mechanisms, including and not least for the Republic of Joint Stock Company «Yakutsk Airport». One of the important criteria for personnel management is to assess the staff of the organization. With this purpose, it conducted a similar study of employees of JSC «Yakutsk Airport» as one of the key enterprises of the Republic of Sakha (Yakutia), the following terms in this article.
Keywords: cadre; efficiency; staff; collective agreement; personnel reserve; career
Управление кадрами является важной частью общего управления организацией в целом. Данный вид управления связан с людьми и их взаимоотношениями внутри предприятия и включает в себя планирование, наем, отбор персонала, также его обучение и переподготовку, планирование карьеры, формальные и неформальные связи, переговоры, консультирование и многое другое [1]. Ключевая составляющая всех перечисленных компонентов управления — это трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Причинами, обусловливающими необходимость анализа трудовых ресурсов, являются исследование состава кадров с целью выявления обеспеченности ими и причин текучести трудовых ресурсов, повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
АО «Аэропорт Якутск» — международный аэропорт в Дальневосточном федеральном округе на Северо-Востоке России. В 2010–2012г. было развернуто строительство нового терминала. Старое здание аэропорта «Якутск» предназначено для обслуживания пассажиров международных рейсов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 334-р аэропорт открыт для международных полетов и является единственным международным аэропортом в Республике Саха (Якутия). В 2014г. произошла значительная реорганизация в его структуре. 16 сентября 2014 года в аэропорту «Якутск» введен первый в республике автоматизированный паркинг на 200 мест и открыт обновленный Цех бортового питания аэропорта «Якутск».
В настоящее время из аэропорта «Якутск» свои рейсы выполняют 12 авиакомпаний, среди которых «Аэрофлот», группа компаний S7 Airlines, «ИрАэро», «Ангара», «Якутия», «Полярные Авиалинии» и т. д.
По количеству отправленных и прибывших пассажиров он занимает четвертое место среди аэропортов Дальневосточного федерального округа, по перевозкам грузов и почты — 11 место среди аэропортов России. Аэродром соответствует II категории ИКАО и способен принимать все типы воздушных судов.
По итогам работы в 2014 году международный аэропорт «Якутск» среди 300 аэропортов РФ занял по обслуживанию пассажиров 27 позицию (в Дальневосточном федеральном округе 3 место), по перевозке грузов 11 позицию (в ДВФО — 2 место), по загрузке почты 8 позицию (в ДВФО — 2 место). Кроме этого, по итогам работы в 2014 году АО «Аэропорт Якутск» стал победителем конкурса «Лучший аэропорт года стран-участниц СНГ» в номинации «Лучший аэропорт года стран-участниц СНГ» среди аэропортов с объемом пассажиропотока до 1 млн. человек. В 2015 году единственный в Республике Саха (Якутия) международный аэропорт Якутск включен в федеральный перечень аэродромов для базирования воздушных судов МЧС РФ. На сегодня коллектив международного аэропорта «Якутск» состоит из 1,5 тысяч штатных работников, которые обеспечены гарантированной социальной защитой.
Значение аэропорта «Якутск» для республики, которая имеет огромную территориальную протяженность и труднодоступные для наземного транспорта районы, трудно переоценить. На его долю приходится более 80 % всего пассажиропотока на воздушном транспорте Якутии.
Численность персонала АО «Аэропорт Якутск» по состоянию на конец 2016 года составила 1359 человек (укомплектованность кадрами составляет 96 % / 1423), в том числе руководители — 186 чел. (14 %), специалисты — 467 чел. (34 %), служащие — 104 чел. (8 %) и рабочие — 602 чел (44 %), из них женщин 587 чел. (43 %), мужчин — 772 чел. (57 %) (Таблица 1).
Таблица 1
Классификация персонала по категориям
Категории персонала |
2015 |
2016 |
Всего: |
1484 |
1359 |
Руководители |
170 |
186 |
Специалисты |
481 |
467 |
Служащие |
116 |
104 |
Рабочие |
717 |
602 |
ИЗ НИХ: |
||
Женщины |
701 |
587 |
Мужчины |
783 |
772 |
Структура работников АО «Аэропорт Якутск» по категориям характеризуется преобладанием рабочих, что связано с особенностями авиационно-технической деятельности Общества. Уменьшение численности в 2016 году по категории «рабочий» обусловлена переводом ряда рабочих профессий на аутсорсинг. Однако немаловажно отметить нездоровую тенденцию увеличения численности работников в категории «руководители», что считается нецелесообразным и неэффективным при снижающемся количестве работников по остальным категориям (Рисунок 1).
Рис. 1. Классификация персонала по категориям в 2016 году
В Обществе прослеживается тенденция омоложения персонала, что положительно сказывается на производственном процессе. Передача опытными специалистами знаний, профессионального опыта, мастерства молодому поколению (например, посредством наставничества) способствует быстрому распространению рационализаторских приемов труда и повышению его производительности.
Структура кадрового состава Общества по возрастным категориям оптимальна — 43 % (586 чел.) составляют работники в возрасте от 30 до 50 лет, которые являются наиболее трудоспособными и квалифицированными. Доля возрастной категории до 30 лет составляет 31 % (426 чел.), от 50 лет и старше — 26 % (347).
В 2016 году отмечен стабильный уровень образования по всем категориям персонала. Вместе с тем, остается высоким уровень персонала, не имеющего профессионального образования, в основном среди рабочей категории (Таблица 2).
Таблица 2
Образовательная структура персонала.
Образовательная структура персонала |
2015 |
2016 |
всего: |
1484 |
1359 |
Высшее |
364 |
352 |
Среднее специальное |
588 |
556 |
Среднее |
532 |
503 |
Обучаются в ВУЗах, СУЗах |
84 |
56 |
Также можно отметить снижение количества обучающихся по сравнению с предшествующим годом, что связано в основном с окончанием обучения, или уходом работника на военную службу.
Руководство Общества обеспечивает работникам необходимые и достаточные условия для поддержания и повышения уровня его профессиональной подготовки. Все работники, связанные с безопасностью полетов, имеют сертификат установленного образца. Вновь принятые сотрудники проходят первоначальную стажировку на рабочем месте. В целях исполнения процедур лицензирования и сертификации служб по основным видам деятельности, а также повышения профессионального уровня персонала, ежегодно составляется план прохождения курсов повышения квалификации, которые могут проходить как в центральных городах России, так и в самом Якутске (Рисунок 2).
Рис. 2. Образовательная структура персонала в 2016 году
Так, в 2016 году обучено 325 сотрудников по следующим направлениям: «Авиационная безопасность», «Перевозка опасных грузов», «Контроль загрузки и расчет центровки ВС», «Спасение и борьба с пожаром на ВС и объектах инфраструктуры предприятий ГА», «Подготовка приемосдатчиков коммерческого склада и докеров, участвующих в операциях по выгрузке/загрузке ВС», «Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей», «Работа в изолирующих аппаратах на сжатом воздухе в непригодной для дыхания среде», «Тракторист-машинист самоходных машин (внедорожных автотранспортных средств)», «Наземное обслуживание ВС А 330–200/300 на перроне», «Перронный контроль, обеспечение безопасности ВС при подготовке к вылету», «Охрана ВС и объектов аэропорта, предотвращение несанкционированного доступа в контролируемую зону аэропорта» [8].
С целью обеспечения повышения эффективности деятельности в Обществе сформирован кадровый резерв на замещение руководящих должностей [8]. Подбор специалистов в кадровый резерв производится, в основном, внутри Общества, из числа работников с высшим образованием, которые проявили себя в процессе работы и соответствуют предъявляемым квалификационным требованиям, умениям и компетенциям. Таким образом, замещение уволившихся или временно отсутствующих руководителей происходит мгновенно, без задержек трудового процесса, а также не «теряются» высококвалифицированные работники.
Немаловажным направлением развития аэропорта выступают отношения руководства с коллективом авиапредприятия, выраженные в согласованном мнении — в Коллективном договоре АО «Аэропорт Якутск». Основной задачей документа является социальная ответственность работодателя перед трудовым коллективом, выраженная в наличии гарантий и компенсаций, полностью соответствующих Отраслевому тарифному соглашению на воздушном транспорте Республики Саха (Якутия). Повышение уровня жизни работников является приоритетным направлением социальной политики АО «Аэропорт Якутск». Предприятием ежегодно проводится индексация заработной платы работников. За последние несколько лет размер среднемесячной заработной платы превысил среднеотраслевой уровень по Российской Федерации — 38 875 рублей. Среднемесячная заработная плата по предприятию за 2016 год составила 41 929 рублей.
Основными дополнительными гарантиями коллективного договора аэропорта являются: предоставление дополнительных отпусков, льготного авиационного проезда, выплаты материальной помощи, предусмотрена поддержка молодых работников. Работникам, имеющим государственные, отраслевые награды и почетные звания, установлена ежемесячная доплата к заработной плате. Производятся единовременные материальные выплаты по случаю юбилейных дат. При расторжении трудового договора в связи с выходом на пенсию, работнику выплачивается единовременное денежное пособие [9, 10].
Таким образом, благодаря верному подходу к управлению персоналом, скоординированная работа подразделений АО «Аэропорт Якутск» становится конкурентным преимуществом Общества, что обеспечивает наличие партнеров и инвесторов. Однако у Общества имеются и проблемы, как нецелесообразное увеличение количества персонала в категории «руководитель», что является неэффективным в условиях кризиса. Также заметно сокращение персонала категории «рабочий», что, хоть и обусловлено применением аутсорсинга, является неудовлетворительным в связи с особенностями авиационно-технической деятельности Общества.
Литература:
- Деркач А. А., Калинин И. В. Стратегия подбора и формирование управленческой команды. — М: Изд-во РАГС, 2009.- 471с.
- Кибанов, А. Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала / А. Я. Кибанов. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 80 c.
- Литвинюк А. А. «Управление персоналом. Практикум для прикладного бакалавриата» — М.: Юрайт, 2015. — с. 498.
- Петрова Н. Вначале самолеты… ну а энергия, характер, интеллект — потом (подбор и оценка персонала) // Управление персоналом. — 2012. — № 5. — С.46–49.
- Справочник кадровика. Журнал руководителя кадровой службы № 4, «Актион» — 2016 г.
- Справочник кадровика. Журнал руководителя кадровой службы № 9, «Актион» — 2016 г.
- Годовой отчет АО «Аэропорт Якутск» за 2015 год.
- Годовой отчет АО «Аэропорт Якутск» за 2016 год.
- Коллективный договор АО «Аэропорт Якутск» 2012–2015 год.
- Коллективный договор АО «Аэропорт Якутск» 2016–2019 год.
- Официальный портал АО «Аэропорт Якутск». Режим доступа: http://yks.aero/ (дата обращения 5.12.2016)