В статье рассматриваются вопросы о значении сотрудничества для России с международными организациями на основе международных и российских правовых актов, анализа общетеоретических положений и материалов средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания.
Ключевые слова: значение, сотрудничество, Россия, международные организации, анализ, общетеоретические положения, материалы, подходы
В XXI веке перед мировым сообществом возникают многие международные проблемы, связанные с устойчивым экономическим развитием стран и их союзов, изменением климата, загрязнением атмосферы и других видов окружающей среды, международными спорами между странами и конфликтами внутри отдельных государств, распространением оружия массового поражения, противодействием международному терроризму и т. д. Не менее важными и стоящими перед мировым сообществом являются вопросы о сотрудничестве государств и международных организаций, их взаимодействие с учетом экономических, политических, социально-гуманитарных, экологических и иных интересов.
Вопросам анализа сотрудничества России с другими государствами и международными организациями различного (универсального, регионального) уровня в научной литературе и материалах средств массовой информации (далее — СМИ) имеется немало работ [1], что не лишает автора высказать свое мнение по данной теме.
Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы, характеризующие значение сотрудничества для России с международными организациями на универсальном и региональном уровне, и является продолжением ранее опубликованных материалов о сотрудничестве России с международным сообществом и организациями — «Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом», «Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях», «Участие России в деятельности международных организаций».
Как известно, основными международными правовыми актами, определяющими вопросы сотрудничества между государствами и взаимодействия с международными организациями являются Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее — ООН), Декларация о принципах международного права (1970 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), Конвенция о правом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986 г.) и другие. Указанные международные правовые акты определяют как общие правила поведения субъектов международного права, развитие дружественных отношений между государствами, взаимодействие государств и международных организаций, обеспечение мира и международной безопасности, участие государств в международном сообществе, так и правила деятельности международных организаций.
По вопросам сотрудничества государств и международных организаций в различных сферах международных отношений принято множество международных договоров, как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях.
Исходя из указанных международных правовых актов, Россия, принимая общепризнанные принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что является частью международного сообщества. При этом правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции Российской Федерации и Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [2].
Россия сотрудничает с несколькими сотнями международных организаций (в специальной литературе называется более 300), которые можно условно подразделить на три группы: 1) органы и специализированные организации (учреждения) ООН; 2) экономические, политические, социально-гуманитарные и иные международные организации; 3) международные клубы, сообщества, союзы и т. д.
Как известно, Россия является государством-правопреемником бывшего СССР, а поэтому приняла на себя обязательства по соблюдению и исполнению ранее подписанных международных правовых актов и международных договоров. Как правопреемник СССР, Россия продолжила членство в ООН, а также постоянного члена в Совете Безопасности ООН.
На заседаниях Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, Россия активно участвует не только в обсуждении и принятии решений, но и часто инициирует резолюции по актуальным вопросам, направленным на поддержание и укрепление мира и международной безопасности, разрешение международных проблем.
Россия активно участвует по вопросам международного экономического и социального развития в деятельности Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН и Европейской экономической комиссии (ЕЭК), как региональной комиссии ЭКОСОС, а также по вопросам международной торговли и проблем экономического развития в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Не менее значимым является участие России в работе специализированных организаций ООН, а точнее в деятельности ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ООН по вопросам образования, науки, и культуры (ЮНЕСКО), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС); Всемирной метеорологической организации (ВМО), Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международной организации труда (МОТ), Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Продовольственной и сельскохозяйственной ООН (ФАО), Контртеррористического комитета (КТК) Совета Безопасности ООН, Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и других.
Важное значение для России имеет участие в межрегиональных международных организациях, клубах и союзах. В этой части Россия активно участвует в таких международных организациях, как Организация стран-экспортеров нефти (далее — ОПЕК, входят 13 стран-участниц — Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола, Индонезия), созданная в целях координации объема добычи, продаж и установления цен на сырую нефть, в которую Россия не входит в качестве страны-участницы, но достаточно активно участвует в координации объема добычи, продаж и стабилизации цен на нефть; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), преследующее цель осуществление сотрудничества по вопросам региональной торговли и либерализации капиталовложений, повышение экономического развития азиатско-тихоокеанского региона; в рамках пяти стран-участниц БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), которое направлено на экономическое сотрудничество и межгосударственную интеграцию; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и преследующая цель развитие многопланового сотрудничества по поддержанию и укреплению мира, безопасности и стабильности в регионе, противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, иным видам транснациональной преступности, а также взаимодействие в политической, оборонной, торгово-экономической, кредитно-финансовой, энергетической, транспортной, природоохранной, научно-технической, культурной, образовательной и других сферах представляющих интерес для стран-участниц.
Е. Андреева и А. Ратнер в статье «Потенциал БРИКС и ШОС» отмечают, что «…вскоре БРИКС из неформального международного объединения может превратиться во влиятельный межгосударственный блок. И это закономерный процесс, потому что в странах, входящих в БРИКС, наблюдается более быстрое экономическое развитие по сравнению со странами «семерки» [3, с. 114].
Представляют для России интерес и международные организации, которые получили название клубы, членство и условия вступления в них строго не оформлены, что не мешает им быть достаточно престижными.
В 1997 году Россия вступила в три такие клубы — Лондонский и Парижский клубы и в «Большую семерку» (G7). В «Большую семерку» входят промышленно развитые страны (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии), а поэтому вступление России в этот клуб образовал «Большую восьмерку» (G8) мировых стран. В 2014 году проведение саммита «Большая восьмерка» планировалось в России (г. Сочи), но учитывая ситуацию на Украине, он был заменен на саммит «семерка» в Брюсселе.
В этой части министр иностранных дел России С. Лавров отметил, что «… сообщение о возможном исключении России из G8, для Москвы трагедией не станет, «Большая восьмерка» это неформальный клуб, выгнать никто никого не может» [4].
Россия входит и в более многочисленный клуб «Большая двадцатка» (G-20) государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В «Большую двадцатку» входят 19 наиболее развитых государств (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония) и Европейский союз. При этом в международных СМИ отмечается, что G20 представляет две трети населения планеты, 85 % ВНП и 75 % мировой торговли.
Общепризнано, что для России имеет важное значение сотрудничество со странами-участниками Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), так как основывается на экономико-политической составляющей и многовековом общем пространстве.
Д. Кондратов отмечает, что взаимная торговля выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Исходя из программных документов СНГ, в том числе из Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, наращивание оборотов взаимной торговли выступает ключевым направлением экономической интеграции в рамках Содружества. Это влечет за собой расширение внешнеторговых связей между его участниками, что в свою очередь положительно сказывается на объемах внутреннего производства стран СНГ, росте ВВП и благотворно влияет на повышение уровня жизни населения стран-участниц данной международной организации [5, с. 59].
Россия в целях развития экономической интеграции и сотрудничества отдельных стран СНГ активно участвовала в создании, а в настоящее время и в функционировании новой международной организаций, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который был образован в 2014 году на базе Таможенного союза, Единого экономического пространства, Зоны свободной торговли и на основании международного договора, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, что позволяет странам-членам обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной и согласованной политики по ведущим отраслям экономик. ЕАЭС открыт для вступления в него любого государства, если разделяет его цели и принципы, и на условиях, согласованных странами-членами.
Представляет для России интерес и сотрудничество с международными организациями на пространстве Европы, как в части обеспечения мира и безопасности, так взаимодействия по экономическим, политическим, гуманитарным и иным направлениям.
Россия достаточно активно участвует по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ). При этом в ОБСЕ участвуют 57 стран из Европы, Северной Америки и Центральной Азии.
Как известно, на Европейском пространстве важное место в сотрудничестве европейских государств занимает Совет Европы, в который Россия вступила 28 февраля 1996 года, о чем был принят Федеральный закон от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» [6]. При этом Россия взяла на себя обязательства по соблюдению Устава Совета Европы (1949 г.), ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и протоколов к ней [7], а также других правовых актов. Естественно, такое положение является положительным, так как позволило гражданам России обращаться с индивидуальными (коллективными) жалобами на нарушения прав человека в Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ).
Правда возникли, и проблемы в части участия российских депутатов в Парламентской ассамблее Совета Европы (далее — ПАСЕ) и принимаемых им резолюций. Так, в отношении России ПАСЕ часто принимались антироссийские резолюции (например, по ситуации в Чеченской Республике, «осуждалась российская аннексия Крыма» и т. д.). За присоединение Крыма российские парламентарии были лишены права голоса в ассамблее, исключены из руководящих органов ПАСЕ, участвовать в миссиях наблюдателей и т. д., что действует и в 2017 году.
Не все так «безоблачно» и в части сотрудничества России с ЕСПЧ учитывая достаточно большую практику обращения граждан России и иностранных граждан в этот межгосударственный судебный орган, а поэтому возникли проблемы по исполнению и соответствию принятых решений ЕСПЧ Конституции России и решениям Конституционного Суда России. В качестве примеров можно привести решение ЕСПЧ по принятому в России «закону Димы Яковлева» (2012 г.), который запретил усыновление детей гражданами США [8], решение ЕСПЧ по жалобе обвиняемых в убийстве Немцова, которое обязало Россию выплатить обвиняемым 13 тысяч евро [9].
Представляет интерес для России и сотрудничество с Европейским союзом (далее — Евросоюз), которое является продолжением сотрудничества бывшего СССР, но на основе нового международного договора о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Россией (1994 г.), который вступил в силу с 1 декабря 1997 года.
Сотрудничество России с Евросоюзом осуществляется по экономическим и социально-гуманитарным вопросам, а также на парламентском уровне. В тоже время Европарламент в 2014 году по присоединению Россией Крыма и ситуации на Украине принял резолюции, в которых «решительно осуждает Россию за присоединения Крыма, ведение «гибридной войны» против Украины с использованием вооруженных сил и поддержкой незаконных вооруженных формирований» и т. д. Позиция Евросоюза и Европарламента в части отношения к России не изменилась и в настоящее время.
В 2014 году руководство США инициировало с целью международной изоляции введение экономических, индивидуальных и иных санкций, к которым присоединились государства Евросоюза, страны «Большой семерки» и некоторые другие страны. Указанные санкции против России обосновывались все теми же основаниями — присоединением Россией Крыма, военным конфликтом на Донбассе и провозглашением на части этой территории Донецкой и Луганской народных республик. На санкции США, Евросоюза и других стран, Россия ответила введением адекватных мер и санкций.
Россия осуществляет сотрудничество и с другими европейскими организациями, в том числе с Советом государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморским экономическим сотрудничеством (ЧЭС), которые были созданы с целью организации взаимодействия в экономических, политических, социально-гуманитарных, экологических и иных сферах.
Сотрудничает Россия и с иными международными организациями на других континентах и регионах, учитывая их значение и взаимные интересы и, что требует самостоятельного рассмотрения.
По мнению автора, для России имеет ведущее значение международное взаимодействие с ООН в лице ее органов — Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, ЭКОСОС и других, специализированных учреждений — ЮНИДО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, МВФ, МОТ, МАГАТЭ, ЮНЕП, ФАО и других, что позволяет решать глобальные проблемы современного международного сообщества. Большое значение для России имеет сотрудничество с межрегиональными международными организациями, клубами и союзами, например, с ОПЕК и ее странами-участницами, в рамках АТЭС и «Большой двадцатки» (G-20) и другими. Для России имеет стратегическое значение сотрудничество в рамках СНГ и ЕАЭ, имеющее многоплановое значение сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС, а также имеющее важное политическое, экономическое, социально-гуманитарное значение участие в Европейской (в Совете Европы и ОБСЕ, с Евросоюзом и иными организациями) и мировой интеграции. Во всех этих случаях Россия проводит последовательную, взвешенную, конструктивную и независимую политику с целью устранения однополярного мира, противостояния политическому влиянию США, НАТО и Евросоюза, активно осуществляет взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах с большинством государств и международных организаций, как на Европейском, так и на мировом пространстве.
Безусловно, участие в указанных и иных международных организациях предусматривает, как правило, внесение существенных взносов странами-участницами. Поэтому в официальных кругах России и отечественных СМИ ставится вопрос об эффективности и целесообразности, о сокращении финансовых расходов на участие в международных организациях.
Так, в бюджете России на 2015 год было запланировано по статье «международные отношения и международное сотрудничество» 213,1 млрд. рублей, а реально перечислено в различные международные организации и фонды 298,4 млрд. рублей, что примерно 4,6 млрд. долларов (например, в ООН перечислено 72560 тыс. долларов, ВОС — 22000 тыс. долларов, Совет Европы — 36700 тыс. долларов и т. д.) [10]. При этом как указывается в СМИ на 2016 год объем членских и других взносов в международные организации и фонды увеличился почти на 7 %, т. е. на 75,1 млн. рублей [10]. Сведений об объеме взносов в международные организации и фонды на 2017 год в открытом доступе не дается.
И здесь можно процитировать слова министра финансов России А. Г. Силуанова, который в части участия России в международных организациях отметил, что «… анализ эффективности целесообразности участия в большом количестве международных фондов и организаций мы считаем необходимым пересмотреть [10.16].
Вопрос о финансовой составляющей в части участия России в международных организациях и анализа эффективности этого участия требует внимательного подхода и ни в коей мере поспешных выводов о выходе из международных организаций, фондов, клубов и союзов.
Таким образом, проанализированы общетеоретические положения и некоторые материалы из СМИ, а также научные подходы о взаимодействии с международными организациями и предложено авторское понимание значения сотрудничества для России с международными организациями.
Литература:
- См.: В какие международные организации входит РФ? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-842181-v-kakie-mezhdunarodnye-organizacii-vhodit-rf (дата обращения: 31.01.2017); Мартьянов, В. Россия в меняющемся мире // Свободная мысль. — 2009. — № 12. — С. 139–148; Межгосударственные отношения России и Китая — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160904/1475893374.html (дата обращения: 31.01.2017); Место России в системе международных организаций — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://geographyofrussia.com/mesto-rossii-v-sisteme-mezhdunarodnyx-organizacij/ (дата обращения: 31.01.2017); Основные перспективы отношений между Азербайджаном и Россией — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vakmos.org/news/analytics/4169/ (дата обращения: 31.01.2017); Россия и международные организации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia.yaxy.ru/rus/base/team/645.html (дата обращения: 31.01.2017); Яковлев, П. П. Россия и Латинская Америка на фоне западных санкций — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/gos/rossija_i_latinskaja_amerika_na_fone_zapadnyh_sankcij_2015–03–10.htm (дата обращения: 31.01.2017) и др.
- Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9012279 (дата обращения: 31.01.2017).
- Андреева, Е. и Ратнер, А. Потенциал БРИКС и ШОС // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 4. — С. 111–114.
- Лавров, С. Российская дипломатия и вызовы XXI века: интервью // Международная жизнь. — 2012. — № 9. — С. 4–5.
- Кондратов, Д. Торгово-экономическое сотрудничество на пространстве СНГ: возможности расширения // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 59–64.
- Федеральный закон от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=15675 (дата обращения: 31.01.2017).
- Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения: 31.01.2017).
- Политика. 17.01.2017. Россия обжалует решение ЕСПЧ по «закону Димы Яковлева» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tass.ru/politika/3947384 (дата обращения: 31.01.2017).
- Москва, 30.01.2017. — РИА Новости. ЕСПЧ обязал Россию выплатить обвиняемым в убийстве Немцова 13 тысяч евро — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/incidents/20170130/1486793848.html (дата обращения: 31.01.2017).
- Международные организации обходятся России слишком дорого — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politrussia.com/world/mezhdunarodnye-svyazi-obkhodyatsya-918/ (дата обращения: 31.01.2017).