В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социально-психологической дезадаптации старших подростков, делается вывод об основных факторах влияния на данное нарушение взаимодействия подростка с социумом и самим собой.
Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация, социум, девиантное поведение, дегармонизация взаимодействия
The article is devoted to an analyze of meanings of an adaptation, a social adaptation, a socio-psychological disadaptation, it contains a specificity of a socio-psychological disadaptation of adolescents, its forms and causes. It reveals criterions and a structure of the socio-psychological disadaptation of the older adolescents. An author concludes the main factors of influence on an infringement of an interaction of the adolescent with society and with himself.
Keywords: socio-psychological disadaptation of older adolescents, adaptation, society, deviant behavior, degarmonizatsiya interaction
Деятельность педагога-психолога в образовательной организации часто связана с необходимостью совершенствования условий для обучения и развития подростков с высокой степенью конфликтности во взаимоотношениях с учителями, родителями и сверстниками, вербальной и другими видами агрессии в поведении, сложностью в построении дружеских отношений и учебного сотрудничества, нарушениями эмоционально-личностного отношения к учению, учебно-профессиональным планам, учителям, академической неуспешностью, в том числе обусловленной низкой дисциплинированностью, трудновоспитуемостью и пр. Это подростки, которые по различным причинам, из-за различных условий и под влиянием различных факторов не смогли адаптироваться к социуму, таким образом, входящие в группу риска социально-психологической дезадаптации.
Выделяются следующие уровни дезадаптации подростков С. А. Беличевой [2]: патогенная, психолого-социальная, социальная дезадаптация.
Патогенная дезадаптация, как правило, является следствием психических и нервно-психических заболеваний, причиной которых являются органические поражения центральной нервной системы. Психолого-социальная дезадаптация основывается на половозрастных и индивидуально-психологических особенностях подростка, обусловливающих его нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и специальной психолого-педагогической программы. Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали и права (педагогическая и социальная запущенность подростков) [10].
В старшем подростковом возрасте (14–17 лет) психологическая значимость взаимодействия со сверстниками обусловливает особую интенсивность эмоциональных контактов ребенка, его стремление к расширению социального опыта при еще неосознанности его средств, следствий, возможностей и опасности. По данным исследований [3; 7; 9 и др.] дезадаптация старшего подростка происходит в результате дегармонизации его взаимодействия личности не только с обществом, ближайшим окружением, но и с самой собой, которая появляется «во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения, взаимоотношений и деятельности» [6, 53]. Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации может иметь разный уровень и интенсивность, проявляться в различных формах и сочетаниях. Особенно актуальным является вопрос о его возникновении, развитии, протекании и завершении в сензитивный для социального взаимодействия — период старшего подросткового возраста.
По результатам исследований Б. Д. Менделевича и С. Я. Волгиной [8, 53] подростки с различным уровнем социально-психологической дезадаптации нуждаются в своевременном психологическом и психотерапевтическом сопровождении в связи с высоким риском формирования у них психической патологии.
В свою очередь, успешная социально-психологическая адаптация предполагает достижение удовлетворяющего личность социального статуса, взаимоотношения с окружающими, а также удовлетворенность этой средой в целом, тогда как неуспешная предполагает социальный регресс либо отклоняющееся поведение [3, 10]. Ряд авторов отмечают, что психологическая адаптация, ее легкость и скорость, обусловлена определенным уровнем развития личностных качеств и свойств интеллекта, сбалансированностью личностных свойств у подростка [4; 5; 6].
По Л. Н. Собчик и данным других авторов в качестве основных предикторов возникновения дезадаптации и доминирующего клинического синдрома выступают отдельные индивидуальные характеристики личности (например, выраженные психопатологические черты, грубость, лень, агрессия, замкнутость, низкая самооценка а также эмоциональная неустойчивость с повышенным нейротизмом и др.) [12, 40]. В числе многочисленных личностных черт социально-дезадаптированных подростков, которые отмечаются многими авторами, наиболее часто выделяются нечестность и жестокость. Нечестность, в асоциальном подростковом мире обман, ложь, лицемерие распространяются и поддерживаются. Жестокость — так же по большей части является продуктом криминальной субкультуры. Социально-дезадаптированные подростки проявляют агрессию, у них отсутствует активное сочувствие, они не могут и не хотят проявлять сострадание к слабым и беззащитным. При доминировании подобных качеств у подростка сама возможность социально-психологической адаптации может быть непосредственно обусловлена только оптимальным сопереживающим, поддерживающим микросоциумом [5, 72].
Система социально-психологической дезадаптации, критерии которой разработаны, соотнесены с показателями школьной дезадаптации подростка, д.м.н. Б. Д. Менделевичем, включает когнитивный (отставание в обучении, соответствующем возрасту и способностям ребенка и пр.), эмоционально-личностный (нарушения отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой) и поведенческий (повторяющееся нарушения поведения, в том числе отказные реакции, пренебрежение правилами, противопоставление себя сверстникам и взрослым) компоненты, а также невозможность установления позитивных контактов с ближайшим окружением [8, 50].
Анализируя структуру социально-психологической дезадаптации современного подростка, разработанную Л. Г. Агеевой [1, 63], можно отметить несколько другой подход к определению ее показателей — с позиций дефектов формирования и дефицитарности показателей развития ребенка. Так, она включает дефекты личностного развития (депрессивное состояние, псевдоактуализацию, дефицит внутренней поддержки, дисбаланс контроля и самомнения, дефицит эмоциональной устойчивости), дефицит познавательных интересов (дефицит стремления к познанию, снижение уровня интеллекта), дефект адекватности восприятия внешнего мира (нарушение восприятия целостности бытия), а также дефицит навыков социального взаимодействия (снижение межличностной чувствительности, дефицит гибкости поведения, дефицит коммуникативных навыков, выраженность негативных жизненных позиций личности, завышение или занижение уровня доверчивости).
Исследования, посвященные коррекции и профилактике социально-психологической дезадаптации старшего подростка показывают, что ее уровень, интенсивность и формы можно корригировать, осуществляя влияние на факторы и условия социализации ребенка, формируя мотивацию достижения, навыки саморегуляции, уверенности в себе, обусловливая сглаживание недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер ребенка, изменение отношения к себе и окружающим людям.
Источником социально-психологической дезадаптации могут являться также и нарушения в самом социуме, обусловливающие изменение поведения и самопроявления подростка [9]. Таким образом, социально-психологическая дезадаптация проявляется как у тех, кто не сумел найти «собственную нишу» в коллективе, выстроить гармоничные отношения в микросоциуме, а также у тех, кто асоциален или неудобен окружающим из-за нарушения самого социума.
Усиление процессов социально-психологической дезадаптации приводит к формированию у старших подростков отклоняющегося, а также одной из его форм — девиатного поведения. Отметим, несмотря на то, что в некоторых научно-практических работах дезадаптация и девиация рассматриваются как синонимы, существует отличие проявлений девиантного поведения и с проявлением социально-психологической дезадаптации. Стремление к автономности, к самоутверждению в развитии личности и становлении его индивидуальности может рассматриваться как «естественное состояние», как «положительная девиация», однако в случае асоциальности данного поведения подросток может быть даже опасен для общества.
Категории социально-дезадаптированных подростков можно представить следующим образом:
1) трудновоспитуемые подростки, у которых имеется уровень дезадаптации близкий к норме, обусловленный особенностями темперамента, нарушено внимание, наличие легких дисфункций мозга, существует недостаточность возрастного развития;
2) нервные подростки, которые неспособны самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, вызванных их взаимоотношениями с родителями и другими взрослыми (в связи с их возрастной незрелостью эмоционально-волевой сферы);
3) «трудные» подростки, которые не умеют решать свои проблемы должным образом, характеризуются внутренними конфликтами, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;
4) фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, наносящие вред их здоровью (употребление наркотиков, алкоголя, курение), вредящие духовному и нравственному развитию (сексуальные отклонения, домашнее воровство), ухудшающие их социальное положение (прекращение учебы, бродяжничество), подвергающие опасности самого факта их существования (склонность к суициду);
5) подростки-делинквенты, подростки находящиеся постоянно на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.
Наиболее подверженными влиянию вышеуказанных факторов и причин оказываются подростки из-за их физиологических и психологических особенностей, что в итоге приводит к нарушениям в формировании личности и адаптации к социальным условиям.
Не существует единого типа социально дезадаптированного подростка. У каждого ребенка — свои причины, которые привели к изменению личности, изменению в поведении. Их объединяет «неустойчивость»: одни должны развлекаться, другие попали в разряд «трудных» за компанию. У последних обычно отсутствуют собственные убеждения, четкие моральные принципы, они не могут себя занять и плывут по течению — идут на поводу у более самостоятельных сверстников [10]. Таковы подростки, называемые конформными.
Истероидные подростки поднимают вокруг своей персоны много шума. Они любят привлекать к себе внимание, заставлять говорить о себе и переживать. Эти подростки стараются всячески получить сверх внимание любым способом, идя на крайние меры (самоубийства, чаще — попытки суицида).
Эпилептоидые подростки в большинстве случаев страдают от жадности или чувства мести. Такие дети проявляют особую жестокостью в драках, повышенную агрессивностью.
Гипертимные подростки — лидеры в группах. Они становятся инициаторами драки, прогулов уроков, совершения краж и т. д. Их безудержная энергия, которая не находит применения, повышенные склонности к рискам и авантюрам заставляют подростков искать источники реализации своих планов.
Шизоидные подростки — отшельники. Перед тем как встать на асоциальный путь, они долго обдумывают этот план.
Выше перечисленные типы можно отнести к случаям, когда у подростка уже выраженные акцентуации характера. Важно отметить, что нарушения, отклонения в поведении, сложности в адаптации могут возникать так же при относительно гармоничном характере и социальной адаптации.
В связи с появлением «опытных» друзей или вступление в группу — необязательно асоциальную может закрепить или поспособствовать возникновению разных форм социальной дезадаптации.
Большинство подростков, которые усвоили с детства нормы морали, будут ориентироваться на оценки окружающих, опасаться осуждения и наказания со стороны родителей, учителей и тем более милиции. У таких детей возникает внутренний конфликт: с одной стороны, появляется желание принять участие в сомнительные развлечения и действия, с другой стороны — беспокойство о возможных последствиях. В таких случаях в результате колебаний одерживает верх вторая тенденция.
В настоящее время можно выделить ряд факторов, которые способствуют размыванию моральных норм и установлению асоциальных ценностей.
Разрушение общенациональной культуры, снижение духовных ценностей, экономические неурядицы в стране, выходящая из-под контроля миграция населения; деятельность средств массовой информации, которые допускают рекламу насилия — все эти факторы привели к распространению криминальной субкультуры, которая предлагает подросткам специфическую идеологию, оправдывает и поощряет преступный образ жизни. В результате этого подросток формируется механизм самооправдания и отсутствия ответственности после совершения проступка, который снимает психологический и нравственный барьер, который ему необходимо было преодолеть, чтобы совершить правонарушение.
В результатах многочисленных исследований психологов [по 11], от трети до половины подростков являются членами разнообразных субкультурных групп, но девиантное поведение подростков может вызвать и ситуации в семье, отношения с родителями. Побеги из дома, прогулы уроков, драки, кражи могут провоцироваться не сверстниками, а родственниками. Не только открытый конфликт, но и родительское безразличие и непонимание может привести к острой реакции протеста. Неблагоприятные семейные условия заставляют подростков, отрицать принятые в обществе нормы отношений и поведения, тем самым подросток становиться беззащитными перед влиянием криминальной субкультуры.
Бедность духовных потребностей и сильно выраженные примитивные потребности — специфическое для социально-дезадаптированного подростка, свойство личности. Недостаточность потребностей и интересов влечет за собой сужение круга общения подростка. Социально-дезадаптированные подростки не желают учиться, их времяпрепровождение бессодержательно и примитивно.
Еще одна черта социально-дезадаптированного подростка — ситуативность, проявляющаяся в праздности жизненного уклада подростка. Дети слоняются по улицам, сидят в подъездах, завязывают случайные знакомства, тем самым создавая условия и провоцируя конфликтные ситуации. Ситуативность — психологическая предпосылка для развития социальной дезадаптации подростка. В. Э. Чудновский писал: «ситуационность, которая стала свойством личности, делает человека игрушкой в руках судьбы — его поведение непредсказуемо: оно зависит от множества случайных обстоятельств».
Трудные жизненные ситуации, ошибки в семейном воспитании, низкий уровень культуры и образования окружающих оказывает влияние на многих подростков. Вместе с тем отрицательные психофизиологические предпосылки (психопатия, акцентуации характера и поведения) в свою очередь не становятся фатальными сами по себе (без взаимосвязи с социальными факторами) и не станут первопричиной, детерминантой социальной дезадаптации.
Специфика формирования морального сознания, присоединение к криминальной подростковой субкультуре, ограниченность и примитивизм духовных потребностей, размытость мотивов, ситуативность, нечестность, высокая агрессивность, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка — личностные особенности подростков развитие которых способствует возникновению социально-психологической дезадаптации. Кроме этого существенное значение имеют физиологические и психофизиологические особенности развития ребенка на этапе подросткового возраста.
Таким образом, социально-психологическую дезадаптацию подростка можно рассматривать:
– как процесс снижения адаптационных возможностей ребенка в условиях взаимодействия со сверстниками, родителями, учителями в классе, в школе в целом, в семье и другом значимом окружении;
– как нетипичное социально-психологическое поведение подростка в определенных условиях в связи с нарушениями или принципиальным изменением социальных норм в социуме;
– как неадекватное взаимодействие личности с собой и социумом — как комплексный показатель того, что поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, в ученой и др. видах) подростка не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него в данных условиях среды.
На личность подростка воздействует совокупность как объективных средовых факторов (нарушения в социуме, педагогической среды, ближайшего окружения и, главное, семьи), так и внутренне обусловленных, субъективных (биогенетические предпосылки, особенно при их патогенности, выраженность акцентуаций характера, дефициты эмоционально-волевой, познавательной и социально-коммуникативной сфер). Данные факторы могут обусловливать дегармонизацию его взаимодействия с обществом, ближайшим окружением, с самой собой, к несоответствию социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям социальной ситуации, т. е. к социально-психологической дезадаптации подростка. Последняя не обладает свойством необратимости, невозможности преодоления, особенно на этапе школьной дезадаптации, старшие подростки с социально-психологической дезадаптацией нуждаются в психолого-педагогической помощи и сопровождении.
Литература:
- Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины [Текст]/ Л. Г. Агеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 180 с.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. — М.: Социальное здоровье России, 1994. — 224 с.
- Бобылева Н. И. Социальная дезадаптация и девиация: нарушения поведения детей и молодежи [Текст] / Н. И. Бобылева, Е. В. Рыбак, Н. В. Цихончик; ПГУ имени М. В. Ломоносова / Отв. ред. Н. В. Цихончик. — Архангельск: Пресс-Принт, 2011. — 194 с. — С. 8–10.
- Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации — индивидуализации в онтогенезе: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. — М., 1998.
- Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика [Текст] / С. А. Ларионова. — Белгород, 2002. — 200 с.
- Литвиненко Н. В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: индивидуально-личностный подход [Текст] / Н. В. Литвиненко // Наука и школа. — 2007. — № 5. — С. 52–55.
- Маланченко Е. Школьная дезадаптация [Электронный ресурс]// Первое сентября. — 2007. — № 17. — URL: http://zdd.1september.ru/2007/17/7.html (дата обращения 26.01.2017).
- Менделевич Б. Д. Личностно-типологические особенности подростков с различной степенью социально-психологической дезадаптации [Текст]/ Б. Д. Менделевич, С. Я. Волгина// Неврологический вестник — 2010 — Т. XLII, вып. 1 — С. 49–53.
- Молодцова Т. Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы [Текст]/ Т. Д. Молодцова //Международный журнал экспериментального образования. — 2014. № 3–1. — С. 32–34.
- Овчаренко Л. Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде [Текст]/ Л. Ю. Овчаренко //Системная социология и социология. — 2015.–№ 3. — С. 44–56.
- Психология подростка / [Ж. К. Дандарова и др.]; под ред. А. А. Реана.– СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.– 480 с.
- Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности [Текст]/ Л. Н. Собчик. — М.: Институт прикладной психологии, 1997. — 469 с. — С. 40–42.