Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: процесс, способность, результат | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 1971 раз

Библиографическое описание:

Ильченко, А. М. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: процесс, способность, результат / А. М. Ильченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39163/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одним из требований, предъявляемых Министерством образования и науки Российской Федерации к современным вузам, является наличие международной деятельности, в том числе наличие обменных программ по обучению студентов из зарубежных вузов-партнеров. Однако, реализация обменных программ для иностранных студентов будет малоэффективной без разработанных и внедренных механизмов социально-психологической адаптации.

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов является необходимым звеном для успешного расширения сфер культурного взаимодействия. На процессы адаптации существенное влияние оказывают этнокультурные и личностные факторы. Личностные факторы — это этническая толерантность и социально-психологическая адаптация к инокультурной среде. Становясь частью нового учебного процесс, иностранный студент оказывается перед необходимостью принять организационные требования. Но это не только режим обучения и требования администрации вуза, регламентирующие процесс обучения. Речь идет так же и о всей совокупности социально-экономических условий. Иностранный студент вынужден вырабатывать новую линию поведения с учетом традиций, норм и правил, принятых в другой стране. Система социально-психологической адаптации призвана решать целый комплекс проблем. Именно поэтому психологическая наука и практика нуждается в детальном изучении этих феноменов.

Интерес к данной теме прослеживается по избыточному количеству литературных источников, в том или ином аспекте рассматривающем вопросы адаптации. Однако, многие авторы рассматривают только приспособление студентов-мигрантов к учебному процессу, хотя в ходе взаимодействия студента и учебной организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение студентов в новые профессиональные и социально-экономические условия.

Вновь поступивший на учебу студент включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе, как учащегося, подчиненного, члена коллектива общественной организации, в котором он обучается. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на учебу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними студент предъявляет определенные требования к организации: к условиям обучения и его мотивации.

Процесс взаимного приспособления, или адаптации, студента-мигранта и учебного заведения будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями всех участников обучения, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

В стороне остались вопросы успешности межкультурной адаптации психически здорового мигранта и роли психологической практики в этом процессе. Поддержание национально-культурных различий означает, прежде всего, признание базовой ценности самобытности культур, что должно провялятся не только в терпимом отношении к другим, но и в понимающем, принимающим и уважительном отношении к разнообразию человеческого существования.

Адаптационный период является для каждого нового мигранта объективно необходимым — и для каждого требуется свое время.

Приступив к учебе, студент оказывается в информационном вакууме, что влияет на объективные результаты его учебы, так и на его личную удовлетворенность.

Первые недели работы — это всегда стресс. По шкале стрессогенных факторов Холмса-Рея смена места учебы с переездом в другую страну находится на третьем месте по силе воздействия на человека после смерти близкого родственника или развода.

Психологи-консультанты утверждают, что в случае успешной адаптации студент начинает эффективно учиться уже через несколько месяцев, а в случае спонтанного развития — только после истечении года.

Помимо традиционной адаптации нового студента в учебном заведении целесообразно рассмотреть также адаптацию студента-мигранта к новым условиям обучения.

Успешность адаптации зависит от целого рада условий, главными из которых являются качественный уровень учебы по профессиональной ориентации и объективность оценки обучения.

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении мигрантом социально-психологических особенностей учебного заведения, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.

Социально-психологическая адаптация может быть осложнена в связи с обманутыми ожиданиями быстрого успеха, с недооценкой трудностей, проблемами в общении.

В российской психологической литературе анализируются три аспекта социально-психологической адаптации:

− собственно адаптация рассматривается как процесс,

− адаптивность — как способность к адаптации,

− адаптированность — как результат процесса адаптации.

Таким образом, под социально-психологической адаптацией принято понимать:

− процесс, обеспечивающий адекватную организацию микросоциального взаимодействия и достижение социально значимых целей.

− равновесие с социальной средой, задача которого обеспечить выживание и личностное развитие индивида.

− процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

− активное регулирование процесса взаимодействия со средой.

Специфика социально-психологической адаптации, в отличие от биологической, заключается в возможности осуществления не только приспособительной, но и преобразовательной деятельности, т. е. она является адаптивно-адаптирующей системой. Социально-психологическая адаптация не тождественна приспособлению.

Таким образом, социально-психологическая адаптация в настоящее время определяется как сложное образование, связанное с индивидуальными особенностями личности и с позицией личности в обществе. С одной стороны, это процесс взаимодействия личности и социальной среды, который направлен на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социума. С другой стороны, социально-психологическая адаптация является самоорганизующейся системой, основными элементами которой являются как структурные компоненты личности, так и особенности социального окружения [1].

При благоприятном течении процесс социально — психологической адаптации приводит личность к состоянию адаптивности. Адаптивность можно определить как способность личности оптимально реализовывать внутренние возможности, способности и личностный потенциал в значимых сферах.

Понятие личностного потенциала представляется значимым для многих исследователей социально-психологической адаптации. Несмотря на то, что авторы предлагают разные наименования для этого феномена: личностный потенциал (Маклаков А. Г.; Посохова С. Т.); жизненный потенциал (Медведев В. П., Зараковский Г. М.); адаптивный потенциал (Корель Л. В.), суть его заключается в том, что это интегральное образование включает в себя набор качеств и свойств, причем как биологических, так и социальных и психологических, которые актуализируются при изменении условий жизнедеятельности личности и позволяют ей осуществлять преобразовательную деятельность.

Результатом социально-психологической адаптации можно считать адаптированность личности, которая характеризуется следующими особенностями:

1) она способствует бесконфликтному и продуктивному выполнению ведущей деятельности;

2) она позволяет личности удовлетворять свои социально обусловленные потребности;

3) позволяет личности занять конструктивную позицию по отношению к тем социальным ожиданиям, которые предъявляются к нему социальной средой;

4) создает возможность для самореализации личности и творческого выражения ее личностного потенциала.

Анализ многообразия взглядов исследователей на проблему социально-психологической адаптации личности позволяет сделать следующие выводы:

− во-первых, социально-психологическая адаптация характеризуется двумя составляющими: процессуальной (взаимодействие личности и социальной среды) и результирующей (адаптированность), на основе которых формируются новые личностные свойства и качества (переход от состояния адаптированности к адаптированной личности);

− во-вторых, основу социально-психологической адаптации составляет взаимодействие личности и социальной среды, через анализ которого можно познать особенности взаимодействующих систем;

− в-третьих, личность в процессе социально-психологической адаптации характеризуется активностью: она может оказывать воздействие на среду с целью ее изменить;

− в-четвертых, адаптационные способности человека во многом зависят от совокупности психологических особенностей, качеств и свойств личности, составляющих личностный потенциал человека. Чем выше личностная зрелость, тем выше вероятность успешной социально-психологической адаптации.

Однако, помимо посильной помощи кураторов учебных групп в социально-психологической адаптации иностранных студентов в перспективе должны играть адаптационные центры, предназначенные к оптимизации взаимодействия между иностранными студентами и принимающей стороной.

По аналогии с адаптационными центрами для трудовых мигрантов [2] — адаптационные для студентов иностранцев должны осуществлять следующие вид деятельности.

− сопровождение групп иностранных студентов (юридическое, языковое, психологическое, информационное и т. д.) сотрудниками Центра «от границы до студенческого офиса принимающего вуза»;

− консультирование по трудовому и миграционному законодательству РФ;

− информационная, переводческая поддержка иностранных студентов;

− помощь в разрешении конфликтов с участием иностранных студентов;

− организация для иностранных студентов образовательных курсов (русский язык);

− организация психологической помощи и тренингов для иностранных студентов;

− организация культурно досуговой деятельности (экскурсии, музеи, выставки и т. д.);

− максимально объективное и достоверное информирование о социально-экономических, культурных и политических процессах региона, в котором находится принимающий вуз.

Литература:

  1. Азбергенова Г. А. Социально-психологическая адаптация личности в кросс-культурных условиях / Г. А. Азбергенова //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. — Т.16. — № 4. — С. 65–67.
  2. Якимова З., Шкодич И., Ибрагимова М. Проблемы социокультурной и правовой адаптации в Приморском крае трудовых мигрантов — беженцев из Украины // Общество и экономика. — 2015. № 3. — С. 144–155.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, социальная среда, личностный потенциал, студент, учебное заведение, благоприятное течение, взаимное приспособление, иностранный студент, преобразовательная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Социально-демографическая устойчивость региона: критерии оценки

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы стресса и механизмы поддержки

Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения

Девиантное поведение подростков: факторы формирования и преодоления последствий негативных событий

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социально-психологические проявления интернет-зависимости и ее сущность

Интернет-зависимость у студентов: связи с осмысленностью жизни и академической мотивацией

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации

Социальные проблемы российских семей в современных социально-экономических условиях

Похожие статьи

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Социально-демографическая устойчивость региона: критерии оценки

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы стресса и механизмы поддержки

Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения

Девиантное поведение подростков: факторы формирования и преодоления последствий негативных событий

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социально-психологические проявления интернет-зависимости и ее сущность

Интернет-зависимость у студентов: связи с осмысленностью жизни и академической мотивацией

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации

Социальные проблемы российских семей в современных социально-экономических условиях

Задать вопрос