Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 1584 раза

Библиографическое описание:

Холкина, Ю. А. Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации / Ю. А. Холкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39191/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящей статье рассматриваются основополагающие нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в период проведения выборов на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на территории муниципальных образований.

Ключевые слова: избирательное право, выборы, финансирование, избирательная кампания, избирательный фонд

Основополагающим нормативно-правовым актом в сфере правового регулирования избирательных кампаний и финансирования является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Настоящий федеральный закон устанавливает в пункте 1 статьи 58 прямую обязанность кандидатов и избирательных объединений создавать избирательные фонды в целях обеспечения финансирования своей избирательной кампании [1].

Избирательные объединения и кандидаты в целях финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам управомоченными на это избирательными комиссиями [2]. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает. Помимо этого, создавать избирательные фонды не в праве кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением. В настоящем федеральном законе детально рассматриваются не только обязанности кандидатов и избирательных объединений связанных с созданием избирательных фондов, но и предельные размеры избирательных фондов, источники финансирования избирательных фондов, предельные размеры финансирования избирательных фондов со стороны политических партий, граждан и юридических лиц.

Помимо положений вышеуказанного Федерального закона более детально вопрос финансирования регулирует специальное законодательство о порядке проведения выборов.

К примеру, Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» устанавливает тщательное регулирование формирования избирательного фонда кандидатов на пост Президента РФ. Одну из особенностей формирования избирательных фондов кандидатов на пост Президента РФ можно охарактеризовать тем, что избирательный фонд как источник финансирования избирательной компании может включать в себя собственные средства кандидата, которые в силу требования закона не должны превышать 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование — 15 процентов, средства, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией и которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата [3].

Предельные размеры финансирования избирательных фондов также оговорены и в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». При создании избирательных фондов избирательным объединениям необходимо учесть, что собственные средства политической партии в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, добровольные пожертвования граждан и юридических лиц не должны превышать в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. Обращает на себя внимание, что в указанную сумму денежных средств не включаются расходы из избирательных фондов региональных отделений политической партии [4].

В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» общая сумма денежных средств, аккумулированных в избирательном фонде кандидата, избирательного объединения не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в тысячу раз [5]. Представляется, что все вышеописанные ограничения предельных размеров формирования избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений направлены в первую очередь на обеспечение относительно равных возможностей для ведения предвыборной агитации, масштаб и успех которой зачастую зависит от имеющихся у кандидатов в распоряжении материальных благ.

Непосредственно порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации регулируется Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 10/86–6, в соответствии с которым кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда, а затем вплоть до дня представления документов для регистрации направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации реквизиты открытого специального избирательного счета по установленной форме. По общему правилу плата за услуги банка по открытию специального избирательного счета и проведению операций по этому счету не взимается, за пользование денежными средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты банком не уплачиваются, все денежные средства зачисляются на специальный избирательный счет в валюте Российской Федерации [6].

Аналогичное правовое регулирование устанавливает Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 апреля 2016 г. N 4/31–7 в отношении формирования избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [7].

Исключением из общего правила о необходимости создания специальных счетов для финансирования избирательной кампании и создания избирательных фондов служат лишь случаи проведения выборов в органы местного самоуправления при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

Особенностью финансирования избирательных кампаний на муниципальном уровне является возможность вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования, имеющими право участвовать в избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации на основании международных договоров и в порядке, установленном законом [1].

На уровне субъектов Российской Федерации законы субъектов, регулирующие вопросы финансирования кандидатов, избирательных объединений, в той мере, в котором они не противоречат федеральному законодательству и дополняют его содержание [8].

Решением Избирательной комиссии Приморского края от 08 июня 2016 года № 2405/323 была принята Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и о расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Приморского края и Губернатора Приморского края» в соответствии с которой кандидат, избирательное объединение, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования указанных средств [9].

Избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по единому избирательному округу, в соответствии с кодексом, могут формироваться только за счет собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения) и которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 10 процентов и 25 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата для каждого гражданина, юридического лица [8].

Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды в соответствии с положениями Избирательного кодекса Приморского края, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности, по наибольшему из указанных предельных размеров.

Литература:

1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 24. ст. 2253; 2015. N 14. ст. 2015 (с посл. изм. и доп. от 06.04.2015).

2. Точкин Д. В. Природа и понятие избирательного фонда при финансировании федеральных избирательных кампаний политических партий // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 10–15.

3. О выборах президента Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 2. ст. 171

4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 8. ст. 740

5. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер.закон от 26.10.1996 № 138-ФЗ // Российская газета. 1996. № 232

6. Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации: постановление ЦИК России от 12.05.2011 N 10/88–6 // Парламентская газета. 2011. N 25–26.

7. Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление ЦИК России от от 20 апреля 2016 г. N 4/31–7// Парламентская газета. 2016.

8. Избирательный кодекс Приморского края: закон Приморского края от 22.07.2003 № 62-КЗ // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2003. N 32; 2014. № 103

9. Об инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и о расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Приморского края и Губернатора Приморского края: решение Избирательной комиссии Приморского края от 08 июня 2016 года № 2405/323

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, избирательная кампания, избирательный фонд, фонд, избирательное объединение, политическая партия, специальный избирательный счет, Государственная Дума, местное самоуправление, Федеральное Собрание.


Похожие статьи

О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса

Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Основной упор сделан на рассмотрение состава базы нормативного правового рег...

Проблемы реализации правового статуса избирательных комиссий

В данной статье рассматриваются права и обязанности избирательных комиссий, их предназначение, а также элементы организационно-правового режима их деятельности. Создание системы избирательных комиссий предлагает распространить концепцию юридического ...

Методы совершенствования механизма правового обеспечения и реализация избирательных прав граждан

В нашем государстве традиционно проявляется готовность к совмещению выборов разного уровня. Специфической особенностью российского избирательного законодательства можно считать наличие Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гаран...

Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся финансирования избирательной кампании. Особое внимание уделено проблемам проведения выборов в России по вопросам формирования избирательного фонда кандидатов и его расходования.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на институты государственной власти по законодательству субъектов РФ (на примере использования символики субъектов Российской Федерации)

В статье рассматривается практика установления административной ответственности за ненадлежащее использование официальных государственных символов субъектов РФ. Анализируются законы субъектов РФ и особенности закрепления составов административных пра...

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также рассмотрено воздействие местного самоуправления как основы кон...

Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия

Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Похожие статьи

О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса

Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Основной упор сделан на рассмотрение состава базы нормативного правового рег...

Проблемы реализации правового статуса избирательных комиссий

В данной статье рассматриваются права и обязанности избирательных комиссий, их предназначение, а также элементы организационно-правового режима их деятельности. Создание системы избирательных комиссий предлагает распространить концепцию юридического ...

Методы совершенствования механизма правового обеспечения и реализация избирательных прав граждан

В нашем государстве традиционно проявляется готовность к совмещению выборов разного уровня. Специфической особенностью российского избирательного законодательства можно считать наличие Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гаран...

Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся финансирования избирательной кампании. Особое внимание уделено проблемам проведения выборов в России по вопросам формирования избирательного фонда кандидатов и его расходования.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на институты государственной власти по законодательству субъектов РФ (на примере использования символики субъектов Российской Федерации)

В статье рассматривается практика установления административной ответственности за ненадлежащее использование официальных государственных символов субъектов РФ. Анализируются законы субъектов РФ и особенности закрепления составов административных пра...

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также рассмотрено воздействие местного самоуправления как основы кон...

Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия

Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Задать вопрос