Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения. Ребенок должен владеть определенным уровнем интеллектуального, нравственного, волевого, эстетического и физического развития.
Ознакомление с великой и загадочной страной изобразительного искусства — одно из условий успешного обучения ребенка в школе.
Изобразительная деятельность способствует всестороннему развитию личности, о чем писали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци. Ф. Фребель и другие русские педагоги, психологи. В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности у детей углубляются знания об окружающем мире, о средствах и способах их отражения, передачи, «раздвигаются границы» познания.
Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки ребенка к письму: определенное положение рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский сказал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В процессе изобразительной деятельности развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация. При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. На занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Всему этому в большей степени способствует декоративное рисование: рисование по мотивам вышивок, росписей, растений и др. Используемые нами темы занятий: сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование по представлению, декоративное рисование.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях изобразительной деятельности происходит знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделять их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение, учится видеть конструкцию, схему. Эти приобретенные знания и умения способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в школе.
Рисуя, ребенок учится видеть мир во всем многообразии цвета, овладевает определенными эталонами цвета. В рисунке может определить средства изобразительности: цвет во всех его проявлениях (теплый -холодный, светлый — темный, глухой — звонкий, тяжелый — легкий); пятна, отличающиеся по форме, массе, цвету; штриховке всевозможного характера; ритму; масштабу; контрасту; перспективе.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок передает форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу. В лепке фигуры ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться передавать движение, возраст, характер и динамику действия героя. Дети учатся таким приемам лепки как откручивание, ощипывание, разрезание и надрезание стекой, раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, вдавливание, прижимание, примазывание, защипывание, сглаживание. При изготовлении поделок используются разные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный. Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические и выделить основную часть, соблюдая соотношения частей изображаемого. Направления занятий в ДОУ разные: лепка овощей, фруктов, посуды, лепка животных и человека, сюжетная и декоративная лепка.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы, учатся аккуратности, усидчивости, осваивают новые приемы вырезывания, правила работы с клеем. Проводимые занятия: аппликация из осенних листьев, из геометрических фигур, мозаичная аппликация, сюжетная аппликация.
Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого являются выразительные образы.
Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изодеятельности. Чем больше у детей развито восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности шестилетних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Ребенок узнает, что цвет не только обозначает предмет, но и вызывает определенное переживание внутри себя. Линия не просто ограничивает форму предмета — но ее характер вызывает отклик в душе.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируются также навыки работы в коллективе и для коллектива, формируется умение согласовывать свои действия с товарищами, умение слушать и запоминать задания, умение оценивать свою работу, укладываться в определенный отрезок времени, планировать свою деятельность, умение довести свое дело до конца.
Во время изобразительной деятельности формируются элементы учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу, что имеет большую важность при готовности к школьному обучению. Чтобы нарисовать, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности, умение контролировать свою работу поможет ребенку и при выполнении заданий в школе.
Изобразительная деятельность в свободное от занятий время, когда дети рисуют, конструируют, лепят по своему выбору, дают большие возможности для формирования таких необходимых качеств в школьном обучении, как активность и самостоятельность.
Уже в детском саду, во время изобразительной деятельности, мы формируем у детей навыки трудолюбия, чтобы в школе каждый ребенок мог сам готовить свое рабочее место, и чтобы он к этому был приучен, добиваться получения желаемого результата. Усвоение умений и навыков при обучении рисованию, лепке, конструированию связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.
Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Воспитание умения регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, умения отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя выполнять ту деятельность, которая необходима (заниматься, готовить домашние задания). Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях изобразительной деятельностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность не только дает возможность развития у воспитанников изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности, но и способствует овладению объемом знаний, навыков и умений в области рисования, лепки, аппликации, дети получают возможность успешного обучения в школе. На занятиях в детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.