Использование средств искусства в процессе повышения успешности социально-психологической адаптации пятиклассников в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Авраменко, Н. Н. Использование средств искусства в процессе повышения успешности социально-психологической адаптации пятиклассников в средней школе / Н. Н. Авраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 383-387. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39211/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: адаптация, учебная адаптация, пятиклассники, мотивация, условия обучения

Проблема адаптации является очень важной в исследованиях психологов всего мира. Довольно часто в литературе описывается адаптация детей дошкольного возраста при переходе к обучению в школе, а вопросам адаптации обучающихся пятых классов уделяется недостаточное внимание. Однако и при переходе из начального в среднее звено обучающиеся сталкиваются с рядом проблем, которые снижают их успеваемость и желание учиться. Это объясняется и особенностями возраста, и изменением продолжительности учебного дня, и введением новых школьных дисциплин, и появлением новых учителей. Всё это доказывает актуальность и необходимость изучения данной проблемы, так как именно от успешной адаптации в среднем звене школы зависит дальнейшее формирование личности ребенка, его интерес к обучению и последующий выбор профессии, а также психологическое хорошее самочувствие и физическое здоровье.

Кроме того, введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ставит остро вопрос о готовности детей к освоению содержания программы, о преемственности данного процесса с начальной школой. Это объясняется новым форматом образования — необходимостью формирования в основной школе метапредметности и универсальных учебных действий.

Изучением социально-психологической адаптации в отечественной психологии занимались А. А. Налчаджян, Д. А. Андреева, А. В. Петровский, И. К. Княжева и многие другие исследователи. Изучением физиологических механизмов социально-психологической адаптации занимались отечественные ученые Н. Е. Введенский, И. В. Давыдовский, И. П. Павлов, Л. М. Сеченов, А. А. Ухтомский и др.

Термин «адаптация» в психологии появился из биологических наук. В общем виде адаптация — это приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности. Психологическое содержание данного термина является более широким, так как включает в себя приспособление личности к новой социальной среде.

Ж. Пиаже пишет, что адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта [3, с. 68–69]. Именно Ж. Пиаже впервые стал рассматривать взаимоотношение человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешенное, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность.

Среди видов адаптации выделяют социально-психологическую адаптацию, включающую в себя дополнительно приспособление личности к существованию в обществе с учетом требований этого общества и собственных потребностей, мотивов и интересов человека [1, с. 23].

Учебная адаптация — это тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к новым условиям и требованиям обучения.

Во время периода адаптации детей в основной школе у пятиклассников имеют место два кризиса, называемые «внутренний» и «внешний». Первый связан со спецификой переходного возраста, а второй — с изменениями в школьной организации обучения. Среди причин медленной адаптации детей-пятиклассников можно выделить:

– разные требования со стороны учителей-предметников;

– большой поток новой информации, включающий неизвестные термины и слова;

– чувство одиночества, связанное с постоянным отсутствием первого учителя;

– привычка контроля, который был постоянным в начальной школе.

Искусство может быть одним из путей помощи в успешности процесса адаптации, ведь оно воздействует на мысли и чувства обучающегося. М. И. Фролова подтверждает, что искусство формирует моральный облик человека, его воздействие является более сильным, чем уговоры, разъяснения, указания, тренинги [5, с. 192–193].

Рассмотрим более подробно использование такого средства искусства для социально-психологической адаптации как арттерапия. Арттерапия («art» — искусство, «arttherapy» — терапия искусством) — это лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин упоминался в работах Хиллом в 1938 году при описании занятий с туберкулезными больными в санаториях. Арттерапия возникла в 30-е годы ХХ века. Первые методы арттерапии были использованы в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.

К задачам арттерапии относятся:

– поиск социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств;

– облегчение процесса лечения в качестве вспомогательного метода;

– получение материалов для психологической диагностики;

– проработка подавленных чувств и мыслей личности;

– установление контактов с клиентами;

– развитие самоконтроля;

– концентрация внимания на чувствах и ощущениях;

– развитие творческих способностей и повышение самооценки.

Арттерапия для детей проходит в свободной форме. Основой является творческая и игровая деятельность. Ребенок может одновременно получать удовольствие от занятия, раскрывать творческие способности, преодолевать психологические трудности. Адаптация учащихся при переходе в среднее звено будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций, предназначенных для учителей-предметников, психологов.

В 2016 году было проведено исследование в МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехард ЯНАО Тюменской области. В исследовании участвовали учащиеся пятых классов, всего 71 человек, из них: 5 «А» класс — 24 человека, 5 «Б» класс — 25 человек, 5 «В» класс — 22 человека. В начальной школе дети обучались по программе «Школа 2100».

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2016 года и включало в себя пять этапов:

  1. Организационный этап (знакомство с пятиклассниками).
  2. Проведение исследования с помощью выбранных методик (Социометрический тест, тест школьной тревожности Филлипса, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в пятых классах (Ч. Д. Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой), рисуночный тест «Дерево»).
  3. Анализ и интерпретация полученных результатов. Отбор экспериментальных групп.
  4. Работа экспериментальных групп по программе «Я — пятиклассник» с использованием методов арттерапии.
  5. Вторичное проведение исследования с помощью теста школьной тревожности Филлипса.

Проведенное исследование позволило выявить группу детей нуждающихся в дополнительном внимании со стороны школьного психолога, классного руководителя и родителей.

Затем была разработана программа занятий с методами арттерапии «Я— пятиклассник», идея которой заключается в снижении личностной тревожности учащихся и повышении своей успеваемости и социального статуса в классном коллективе за счет освоения умения адекватно выражать собственные непосредственные реакции на различные ситуации. Эти занятия могут помочь пятикласснику в период адаптации, снизить тревожность, научиться пользоваться поддержкой других, оказывать помощь другим, принимать себя и совершенствоваться.

Групповая форма занятий с методами арттерапии позволяет:

– создать доверительную атмосферу;

– оказывать взаимную поддержку;

– развивать социальные навыки.

Цель: повышение эмоционального фона и улучшение самочувствия учащихся 5 классов за счет снижения уровня личностной тревожности.

Задачи:

– изучить собственные границы детям, участникам группы;

– освоить навыки отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;

– научиться разрешать психотравмирующие ситуации, которые способствуют повышению личностной тревожности.

Целевая группа программы: младшие подростки, обучающиеся в пятых классах.

Ресурсы:

– занятия должны проводиться педагогом-психологом;

– тренинговая комната должна быть оборудована столами, стульями, доской или стендом, магнитной доской, настенными часами, а также свободным местом для работы в круге;

– продолжительность одного занятия составляет 40 минут, всего программой предусмотрены 10 занятий, которые должны проводиться один раз в неделю.

Подготовительная работа включает в себя формирование группы из пятиклассников, которое должно проводиться на основе результатов диагностики тревожности. Оптимальное количество участников группы — 5–7 человек, максимальное количество — 10 человек.

Занятие 1. В него входит:

– Упражнение «Снежный ком» (10 минут)

Это упражнение поможет участникам группы познакомиться. Для этого необходимо придумать для себя прилагательное, которое будет начинаться с той же буквы что и имя. Каждый последующий участник должен повторить прилагательное и имя впереди сидящих участников, а затем свое.

– Упражнение «Мой герб» (30 минут)

Для того чтобы узнать друг о друге больше, участникам предлагается нарисовать свой герб. Потом участникам предлагается по желанию рассказать о нем всем, а затем все работы участников вывешиваются на стенде, и каждый из участников может познакомиться со всеми работами после занятия.

Занятие 2. В него входит:

– Упражнение «Ассоциации с погодой» (5 минут)

Для того чтобы узнать, кто с каким настроением пришел на занятие, детям предлагается проассоциировать свое настроение с погодой.

– Упражнение «Осознавание собственных границ» (35 минут)

На листе формата А3 необходимо в центре оставить пустое поле размером с ладонь, а вокруг нарисовать мир, в котором живет каждый участник группы. Для этого можно использовать любые изобразительные материалы: краски, карандаши, мелки, ручки (10 минут). Затем предлагается нарисовать в центре себя, и как свое взаимодействие с этим миром (5 минут). По завершению работы проводится обсуждение (20 минут): «Теперь посмотрите на рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вы можете сказать о человеке, который нарисовал этот рисунок?»

Занятие 3. В него входит:

– Упражнение «Трусливый зайчик» (15 минут)

На руку одевается перчатка — кукла «Заяц» и разыгрывается эмоция страха (по очереди). Затем проводится обсуждение: «Кто кого боится? Когда ты чувствуешь себя трусливым зайчиком?»

– Упражнение «На что похож мой страх?» (25 минут)

Участникам предлагается нарисовать свои страхи и рассказать о них. Затем проводится обсуждение: «Так ли страшно тебе теперь, после того, как ты рассказал о нем?»

Занятие 4. В него входит:

– Упражнение «Радуга целей» (40 минут)

Участникам предлагается, нарисовать радугу своих целей, начиная с пятого класса. Затем задаются вопросы: «Вспомните прошлые цели, достигли ли вы их? Продолжите фразу: «В пятом классе я бы хотел…», «Когда закончу школу…».

Занятие 5. В него входит:

– Упражнение «Лепка животного» (30 минут)

Участникам предлагается слепить образ любого животного. После изготовления дети представляют свои работы, рассказывают кто это, что они испытывали при изготовлении образа животного. При желании можно дать название скульптуре.

– Упражнение «Ассоциации» (10 минут)

Участникам предлагается, передавая по кругу мяч, называть ассоциации к словам: ученик, учитель, школа, грусть, радость, удивление.

Занятие 6. В него входит:

– Упражнение «Место тревоги» (10 минут)

Каждый участник получает листок с силуэтом человека. Необходимо заштриховать те части тела, на которых отражается тревожность. В обсуждениях обобщается влияние тревожности на человека, обосновывается необходимость работы с ней.

– Упражнение «Тревожные ситуации» (10 минут)

Участник вытягивает карточку с тревожной ситуацией, и предполагает, как может чувствовать себя человек в данной ситуации. После этого остальные участники могут дополнить его ответ.

– Упражнение «Секреты спокойствия» (20 минут)

Составляется групповая памятка «Секреты спокойствия» (ватман на доске).

Занятие 7. В него входит:

– Упражнение «Маска — это я» (40 минут)

Участникам предлагается нарисовать маску, которая соответствует настроению автора на данный момент. После изготовления дети примеряют маски на себя. Всем желающим можно предложить побыть в роли персонажа, произнести звуки, посмеяться и т. д. Каждый участник рассказывает о своей маске: ее имя, какой характер, что любит, чего боится, с кем живет.

Занятие 8. В него входит:

– Упражнение «Человек-проволока» (40 минут)

Участникам предлагается при помощи трансформации проволоки создать скульптуру человека. При трансформации проволоки дети меняются сами. При этом куклотерапия помогает снять напряжение и построить адекватную защиту.

Занятие 9. В него входит:

– Упражнение «Рисунок во весь рост» (40 минут)

Это упражнение выполняется в парах. В паре один ребенок ложится на кусок обоев, второй обводит по контуру. Работу раскрашивают гуашью («Я-реальный, я-идеальный»). Затем каждый участник рассказывает свои положительные качества.

Занятие 10. В него входят:

– Упражнение «Ассоциации со временами года»

Проводится индивидуальная работа с подростками по разрешению какой-либо сложной ситуации в жизни.

Чтобы изучить, насколько эффективной была программа, по окончанию занятий снова был проведен тест школьной тревожности Филлипса. В таблице 1 представлены результаты обработки данного теста и соотношение первичной и вторичной диагностик школьной тревожности у пятиклассников.

Таблица 1

Результаты обработки теста школьной тревожности Филлипса

Уровень тревожности

Виды

тревожности

«Б»

(повышенный)

«В»

(высокий)

первичная

вторичная

первичная

вторичная

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Общая тревожность

16 чел.

22,5 %

3 чел.

4,2%

1 чел.

1,4 %

0 чел.

0%

Переживание социального стресса

19 чел.

26,8 %

4 чел.

5,6%

5 чел.

7 %

1 чел.

1,4%

Фрустрация потребности в достижении успеха

21 чел.

29,6 %

4 чел.

5,6%

0 чел.

0 %

0 чел.

0%

Страх самовыражения

14 чел.

19,7 %

2 чел.

26,8%

19 чел.

26,8 %

5 чел.

7%

Страх ситуации проверки знаний

17 чел.

23,9 %

3 чел.

4,2%

24 чел.

33,8 %

7 чел.

9,9%

Страх не соответствия ожиданиям окружающих

31 чел.

43,7 %

7 чел.

9,9%

10 чел.

14 %

3 чел.

4,2%

Низкая физическая сопротивляемость стрессу

14 чел.

19,7 %

3 чел.

4,2%

7 чел.

9,9 %

2 чел.

2,8%

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

25 чел.

35,2 %

5 чел.

7%

5 чел.

7 %

0 чел.

0%

Как видно из таблицы 1, все показатели каждого из видов тревожности во время вторичной диагностики снизились или исчезли совсем. Хочется отметить, что полной дезадаптации школьников выявлено не было ни во время первичной, ни во время вторичной диагностики.

Рис. 1. Результаты теста школьной тревожности Филлипса (ВДА — возможная дезадаптация, Д — дезадаптация)

Исходя из сравнительного анализа полученных данных (рис. 1), можно предположить, что проведенная работа оказала существенное влияние на снижение уровня тревожности. Ребята научились поддерживать друг друга, радоваться чужому успеху, сглаживать конфликты. Арттерапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем пятиклассников в период адаптации. Практика показала необходимость осуществления индивидуального подхода или работу с группой детей, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Литература:

  1. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — 4-е изд., доп. и испр. — М.: АСТ, 2008, — 868 с.
  2. Наумова М. Л. Развитие личности ребенка методами арт-терапии // Сборник конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — Выпуск 20. — С. 74–94.
  3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  4. Платонова А. В. Арт-терапия в работе психолога // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2014. — Выпуск 1. — С. 71–74.
  5. Фролова М. И. Формирование толерантности средствами искусства // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 52–4. — С. 190–196.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, минута, упражнение, участник, школьная тревожность Филлипса, социально-психологическая адаптация, участник группы, вторичная диагностика, класс, начальная школа.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников

В статье рассмотрено педагогическое управление адаптацией студентов-первокурсников, разработан алгоритм успешной адаптации первокурсников к новой среде.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому

В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.

Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема возможностей психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии учебной мотивации в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что разработанная программа по развитию учебной мотивации млад...

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы

В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников

В статье рассмотрено педагогическое управление адаптацией студентов-первокурсников, разработан алгоритм успешной адаптации первокурсников к новой среде.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому

В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.

Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема возможностей психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии учебной мотивации в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что разработанная программа по развитию учебной мотивации млад...

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы

В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Задать вопрос