Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для обучения детей наметился только в конце XIX века.
Ключевые слова: земство, народное образование, училище, гимназия, благотворительность
Введение. Сведения о начальной школе в России до XVIII века немногочисленны. Имеются лишь скудные данные о начальном образовании в древней Руси [32, 39]. Принятие христианства на Руси в X веке сопровождалось строительством культовых сооружений и распространением в первую очередь религиозных знаний. Центром духовной жизни стала церковь [11] Процесс укрепления христианства сопровождался и рождением на Руси большого отряда книжников и летописцев [37]. Однако их просветительских усилий оказалось недостаточно для осознания обществом необходимости создания государственной системы образования. Народное образование до XVIII века находилось исключительно в руках духовенства.
Начало государственному народному образованию в России положено Петром I в 1714 указами, согласно которым в стране создавались государственные духовные училища и цифровые школы [12]. Но из-за недостаточности материальных средств цифровые школы постепенно закрылись. Возрождение школ началось в 1786 году при Екатерине II. По плану в губернских городах открывались главные четырёхклассные народные училища, в уездных городах — малые двухклассные, а в селениях — одноклассные [7, 8, 20]. Но часть училищ к началу XIX века закрылась из-за отсутствия учителей или учеников [7]. Александр I в 1802 г. издает указа об учреждении министерства народного просвещения и о системе народного образования. Реформа Александра I предусматривала создание гимназий в губернских городах, в уездных городах училищ и приходских училищ в городах и селах [7, 8]. Кроме министерства народного просвещения училища могли создавать и другие ведомства. При Николае I продолжается открытие новых учебных заведений, но основные реформы были направлены на упорядочение системы образования и на повышение качества обучения в университетах и гимназиях [19]. Образование было сословным — крестьяне, а они составляли около 90 % населения страны, к обучению в гимназиях и университетах не допускались [6, 8, 19].
Отмена крепостного права в 1861 году и реформы Александра II затронули и систему образования. По реформе 1871 года все учебные заведения подчиняются министерству народного просвещения. Но главной целью училищ, как и в XVIII веке, остается утверждение религиозно-нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний [36]. Устанавливаются правила финансирования уездных и приходских школ — часть расходов берет на себя государство, а часть — земство. Постепенно доля расходов земств дошла до 15 % от общих расходов. В результате с 1870 года по 1885 расходы местных органов власти на образование выросли в два раза [21, 33]. Скорость роста числа учебных заведений возросла и, соответственно, стало увеличиваться и число детей, обучающихся в училищах и гимназиях. В результате мер, предпринимаемых правительством России на протяжении более ста лет, число грамотных граждан в стране выросло с 3 % в начале XIX века до 30 % от всего населения к началу XX века.
Количественные характеристики хода реформ в стране в XVIII — XIX вв. можно оценить на основе статистических данных по Архангельской губернии, опубликованных в открытых источниках: в изданиях министерства народного просвещения, в памятных книжках, в трудах статистических комитетов и других изданиях. Авторы ориентировались, прежде всего, на издания статистического комитета г. Архангельска [1, 7, 8, 26–31, 33, 40–44].
Народное образование вАрхангельской губернии вконце XVIII— начале XIX века. В конце XVIII века Архангельское наместничество как административная единица Российской Империи было преобразовано в Архангельскую губернию с административным делением на семь уездов с центрами в городах Архангельск, Холмогоры, Шенкурск, Онега, Кемь, Пинега, Мезень. По реформе Екатерины II в Архангельской губернии были созданы малые народные училища в Холмогорах и Мезени в 1787 году, в Онеге в 1788 году, и главное училище в Архангельске [7]. В главном училище были библиотека, состоящая из 76 томов книг пяти названий и 11 учебных пособий; и минералогический кабинет из 100 камней. Скудность финансирования и нежелание родителей учить детей в школе привели к закрытию училища в г. Онега в 1800 г. В 1786 году в училищах губернии училось 138 человек при 169772 жителях, а в 1802–152 ученика при 175080 жителях. На 1151 жителей губернии приходился один ученик. В общей сложности с 1796 по 1803 год в училищах училось 1432 ученика, а окончили курс только 52 [6].
В 1811 году главное народное училище в Архангельске было преобразовано в гимназию, а малые народные училища в Мезени и Холмогорах — в приходские училища. В дополнение к этому были открыты приходские училища: Онежское (1806 г.), Шенкурское (1810 г.) и Кемское (1822 г.); в 1811 году в г. Архангельск было открыто немецкое училище при Лютеранской церкви. Несмотря на недостаточность финансирования государственных училищ и гимназий и сложный ход реформ, число учащихся в губернии постепенно увеличивалось. С одного учащегося на 1230 жителей в 1786 году до одного на 756 жителей в 1828 году. Увеличился и фонд библиотеки губернской гимназии до 1243 экземпляров книг и 89 учебных пособий, до 600 образцов в минералогическом кабинете. В малых училищах губернии открылись библиотеки с общим фондом около 650 книг и 5 учебных пособий. К 1850 году в губернии было уже шесть трехклассных уездных училищ, в которых училось 270 учеников.
Министерство финансовв 1781 году открыло в Холмогорах мореходную школу для подготовки шкиперов и штурманов, но в 1804 году закрыло ее по причине отсутствия в них учеников [2]. В 1841 году подготовка мореходов была восстановлена на шкиперских курсах, открытых в Архангельске и Кеми. В Архангельске в 1801 г. на базе гарнизонной школы была создана военно-сиротская школа для детей от 7 до 15 лет, просуществовавшая до 1826 года [5]. В 1828 году в Архангельске приказом общественного презрения было открыло училище для детей канцелярских служащих [4], в которое принимались сироты и дети (10–12 лет) бедных родителей, финансировавшееся за счет государственного казначейства. Архангельская епархия детей церковных служащих для церковной службы готовила в духовной семинарии [34, 35]. В 1832 году было открыто Архангельское первое училище, в 1835 — Ненокотское, в 1839 — Архангельское второе, финансировавшееся за счет городских доходов, в 1839 — Кольское, в 1844 — Пинежское [6]. Всего шесть приходских училищ, при которых дополнительно было открыто пять приходских классов. В 1853 году во всех приходских училищах губернии училось всего 352 ученика.
Происходят изменения и в культурно-просветительском движении. В Архангельске в 1819 году начинает работать типография, в 1833 году открывается публичная библиотека. Библиотеки создаются в училищах, гимназии и семинарии. С 1838 стала издавать еженедельная газета «Губернские ведомости». В 1846 году в собственном здании открылся театр.
К 1850 году в Архангельской губернии были следующие учебные заведения 54 учебных заведения, в которых обучались дети всех сословий в духовных, уездных, приходских училищах и частных школах.. Осуществлялась подготовка специалистов для работы на флоте и в армии. Число учащихся на 1000 жителей выросло с 0.8 в 1802 году до 15 в 1850 году. Финансирование гимназии, женского училища и части приходских училищ осуществлялось за счет государственного казначейства, а училищ — за счет местных ресурсов и частных пожертвований. В общей сложности на государственное казначейство приходилось около 40 % всех расходов на образование. Небольшую поддержку сиротам и детям из бедных семей оказывало ведомство Императрицы Марии и возникшие в губернии благотворительные общества: Архангельское епархиальное попечительство бедных духовного звания (1822 г.), Александровский детский приют (1841 г.) и Константиновский приют (1848 г.) [3]. В приютах детей учили основам грамотности.
В Архангельской мужской гимназии в 1829 году училось 29 юношей, а 1835 прием был увеличен до 94 учеников. Семиклассной гимназия стала в 1832 году. В 1829 году в библиотеке гимназии было 1243 книги и 89 пособий (в 1853–3779 и 276). Город был промышленным и торговым. Городской думой при гимназии в 1841 году независимо от основной программы был учрежден реальный курс для обучения детей коммерческим наукам для последующей работы в торговых и портовых городах губернии.
Общее количество учащихся в губернии к 1851 году достигло 1.5 % от всего населения (3.5 % детей до 20 лет), а доля грамотного населения в городах увеличилась до 5 %. Наибольшее число учеников готовили Министерство народного просвещения (около 33 %) и ведомство императрицы Марии (около 20 %), которое осуществляло также поддержку сирот и детей малоимущих граждан по линии здравоохранения. То есть почти за 50 лет своего существования Министерства народного просвещения смогло взять по свой контроль только треть всех учащихся в губернии.
Гимназия, уездные и духовные училища для детей крестьян были, практически, закрыты. В приходских школах училось около 45 % всех учащихся губернии. Сословный состав населения Архангельской губернии в процентах от общего числа населения в 1850 и 1900 гг. отражен в таблице 1. За 50 лет он практически не изменился. Доля обучавшихся крестьянских детей составляла около 45 % от всех учащихся в губернии при 84 % населения. При этом в приходских училищах учили только основам грамотности. То есть один ученик приходился на 20 жителей «высших» сословий, а у «низших» сословий — один на 160 жителей.
Таблица 1
Сословный состав населения России в 1850 и 1900гг.
Сословия |
1850 (%) |
1900 (%) |
Дворяне и чиновники |
1.0 |
1.3 |
Мещане |
4.7 |
5.7 |
Военные |
5.4 |
6.7 |
Купцы |
0.3 |
0.1 |
Колонисты |
2.2 |
0.7 |
Духовенство |
1.1 |
1.0 |
Крестьяне |
85.3 |
84.5 |
Правила поступления вучебные заведения Архангельской губернии.
Архангельская губернская мужская гимназии. В гимназию принимались дети дворян, чиновников, лица свободного сословия: в первый класс в возрасте 10–12 лет, во второй — 13–14 лет, в третий — 14–15 лет, в четвертый — 16 лет. При приеме требовались документы о звании, о рождении и крещении, о здоровье. Поступающие должны были иметь установленный в соответствии с программой уровень знаний, необходимый для принятия в соответствующий класс. Прием документов осуществлялся в августе каждого года. Плата за ученика составляла 10 рублей серебром в год и вносилась за полгода вперед (килограмм мяса стоил 10 копеек, килограмм муки — 2 копейки.). Льгота в 50 % предоставлялась за второго, третьего и т. д. ребенка. Сироты и дети бедных родителей освобождались от платы.
Архангельское училище для образования дочерей чиновников, купцов и мещан, было открыто в 1848 году. В училище принимались девицы от 10 до 12 лет. Подчинялось училище по учебной части Министерству народного просвещения, а финансировалось из средств города из расчета 1650 рублей в год. Принимались и добровольные пожертвования. Годовая плата за обучение со стороны учащихся составляла 3 рубля в год. Сироты и дети бедного сословия, дочери преподавателей учились бесплатно. Училище снабжало учащихся книгами и иными предметами за плату. Учащимся из бедных семей учебные материалы предоставлялись бесплатно. Обучение было ежедневным за исключением воскресных и праздничных дней, каникул, и длилось четыре года. Училище считалось двухклассным со сроком обучения два года в каждом классе. Училище в 1874 году стало Мариинской женской гимназией г. Архангельска.
Для надзора за училищем назначались две надзирательницы, проживавшие постоянно в доме училища. Надзирательницы следили за посещаемостью занятий ученицами и учителями, отмечали успехи учениц и ежемесячно сообщали о них родителям. Наказание за неуспехи могло быть только устным выговором. Исключение из училища допускалось только по решению попечительского совета. По окончании учебного года, длившегося с 16 августа по конец июня, проводились внутренняя и внешняя проверки знаний. На внешнюю проверку приглашались родители и родственники, представители общественности. Выпускники награждались похвальными листами, эстампами, книгами и другими предметами.
Уездные, женские и приходские училища. В училища принимались дети всех сословий. В уездные училища — не моложе восьми лет, в приходские — не моложе семи лет. Для поступающих в уездные училища требовались знания важнейших молитв, первых четырех арифметических действий, умение читать и писать по-русски. При поступлении в приходские училища специальных знаний не требовалось. В уездных училищах давался небольшой объем знаний по естественным наукам, математике и русскому языку. В приходских училищах учили писать и читать по-русски и основам математических вычислений. Урок длился один час. В первом классе было 18 уроков в неделю, во втором — 21. Обязательным предметом бы Закон Божий и связанные с религией предметы.
Архангельское ремесленное училище. Училище было рассчитано на 20 учеников из бедных семей. Принимались дети от 13 до 15 лет. Остальные ученики всех сословий считались приходящими, их число определялось наличием мест и количеством преподавателей. С приходящих учеников взималась плата в 1 рубль в месяц. Прием приходящих учеников велся весь год. Полный курс обучения был рассчитан на четыре года.
Архангельское училище военного ведомства. В училище принимались дети дворян, чиновников, канцелярских служащих, священников, нижних чинов состоящих на службе и в отставке. Принимались дети не старше 16-ти лет. Солдатские сыновья сироты должны были быть не младше семь лет, солдатские дети — не младше десяти, дети остальных сословий — не младше 12-ти лет. Принимались подготовленные дети во все классы, а мало обученные чтению и письму или вообще не обученные поступали в подготовительный класс. Прием шел с 1-го января по 15-е мая. Все выпускники отправлялись на службу в писаря военного ведомства, а особо отличившиеся переводились в высшие училища военного ведомства. Обучавшиеся за счет казны должны были прослужить 12 лет (солдатские дети) или 10 лет (прочие сословия).
На 1850 год учебная программа трехлетних уездных училищ включала закон Божий, русский язык с грамматикой, арифметику и начала геометрии, географию, русскую и краткую всеобщую историю, чистописание, черчение и рисование. В училищах около 50 % занятий проводил священнослужитель. В гимназии 20 % учебного времени отводились священнослужителю, 40 % — русскому, немецкому и французскому языкам. Оставшееся время распределялось между географией, историей, физикой и другими предметами.
Народное образование вАрхангельской губернии во второй половине XIX века. Реформа Александра II системы народного образования 1863 года, несмотря на ее прогрессивный характер, отвечающий велениям времени, не повлияла существенно на темпы роста учащихся в губернии. Значительные изменения принесла реформа 1874. Все учебные заведения различных ведомств были подчинены министерству народного просвещения. Начальные народные училища становятся учебно-воспитательными заведениями для детей обоего пола, всех сословий и вероисповеданий.
Уровень грамотности в уездах губернии на 1874 год отражен на рис. 1 — 3. На рис. 1 — доля грамотных и неграмотных мужчин по отношению ко всему населению губернии, а на рис. 2 — аналогичная характеристика грамотности женщин. Отношение числа грамотных детей к числу неграмотных в соответствующей возрастной группе отражено на рис. 3. Как следует из этих данных, уровень грамотности в уездах был, практически, одинаковым. Число грамотных в зависимости от уезда изменялось от 15 % до 30 %. Грамотных среди мужчин было больше, чем неграмотных, а среди женщин грамотных было меньше, чем неграмотных (рис. 1, рис. 2). В возрастной группе детей 6–7-лет число обучающихся в силу, по-видимому, низкого уровня грамотности родителей, было меньше, чем в остальных группах (рис. 3).
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Изменение в губернии числа учащихся мужчин и женщин с 1873 года по 1903 отражено на рис. 4; динамика числа учеников в мужской и женской Мариинской гимназиях отражена на рис. 5, а динамика числа училищ и учителей — на рис. 6. Число учащихся за 1873 год принято равным единице. Изменение числа учащихся на 1000 жителей с 1786 по 1902 гг. отражено на рис. 7. В 1874 году расходы министерства народного просвещения на образование составляли 40 % от всех расходов, мирские расходы — 20 %, частные пожертвования — 18 %, расходы церкви — 2 %. Поддержку учащимся малоимущих граждан оказывали и благотворительные общества: общество для пособия бедным учащимся г. Архангельска: губернской мужской и Мариинской женской гимназиям, Братство Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова для помощи учащимся в духовных заведениях, приют-школа св. Петра, Мезенское общество помощи беднейшим учащимся мезенского двухклассного училища с женским отделением, Общество всепомощи недостаточным учащимся в городских учебных заведениях г. Онега, приют для крестьянских сирот в г. Пинега.
Как следует из анализа статистических данных (рис. 4–6) реальные результаты реформы 1874 года стали сказываться спустя 10 лет. Причем только после начала резкого увеличения расходов на образование: общие расходы на сельские училища: с 1874 по 1900 гг. выросли в 6 раз, а расходы местных органов власти возросли до 40 % от общих расходов на образование в губернии. Расходы на одного учащегося в сельских училищах уездов Архангельской губернии за 1900 год в целом по сельским училищам губернии приведены в табл. 2. Там же отражена доля учащихся, обучающихся в школах, относительно всех детей школьного возраста. И если по губернии на одного учащегося расходовалось около семи рублей в год, то в странах Европы расходы были значительно выше: в Ирландии — 16 рублей, в Шотландии — 24 рубля, во Франции — 35 рублей, а в США — 40 рублей [22, 25].
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Таблица 2
Доля учащихся детей ирасходы на обучение одного учащегося вуездах губернии (1900г.)
Уезд |
Доля учащихся школьного возраста |
Расходы на одного учащегося вгод, (рубли) |
Архангельский |
0.43 |
13.7 |
Холмогорский |
0.55 |
6.7 |
Шенкурский |
0.46 |
8.3 |
Пенежский |
0.54 |
8.6 |
Мезенский |
0.30 |
10.1 |
Онежский |
0.36 |
10.1 |
Кемский |
0.26 |
17.9 |
Губерния |
0.42 |
6.9 |
Таким образом, как следует из анализа статистических данных, в XVIII веке при низком уровне грамотности населения губернии создать систему образовательных заведений не удалось, несмотря на указы Петра I о «принудительном» обучении детей, и организационные мероприятия Екатерины II, направленные на создание системы государственных училищ. Это можно объяснить не только недостатком средств и отсутствием необходимости в аграрной стране повышать уровень грамотности граждан, но и слабым интересом самого населения к образованию своих детей. И только в 1830-е в царствование Николая I, спустя 100 лет после указов Петра I, начинается заметный рост числа учащихся в училищах (рис. 7). Следующий этап резкого увеличения числа обучающихся начинается в 1880-е годы (рис. 4–7) уже как следствие реформ Александра II и начала экономических преобразований в стране. В целом вторая половина XIX века характеризуется более высокими темпами роста основных показателей, связанных с народным образованием. В табл. 3 отражено во сколько раз увеличилось число училищ, учащихся, расходов на образование, литературных источников с 1861 по 1900 год по сравнению с ростом населения. Как следует из этих данных, темпы роста расходов на народное образование, числа учителей и учащихся в училищах и гимназиях были значительно выше, чем темпы роста населения. Перелом наметился в 1880-е годы прежде всего за счет резкого увеличение расходов государственного казначейства, расходов на народное образование местных органов власти и материального вклада населения. Органам управления и общественности губернии к концу XIX века удалось создать предпосылки для достижения в губернии всеобщей грамотности (табл. 3).
Таблица 3
Показатели роста с 1861 по 1900гг.
Показатель |
Во сколько раз увеличился |
Учащиеся (женская гимназия) |
9.0 |
Расходы на образование (все) |
6.0 |
Местные расходы на образование |
5.5 |
Учащиеся женщины |
4.5 |
Газеты и журналы |
4.1 |
Училища |
4.0 |
Учителя |
4.0 |
Учащиеся мужчины |
3.2 |
Учащиеся (мужская гимназия) |
3.0 |
Население |
1.4 |
Статистические данные, относящиеся к системе народного образования в России в XVIII — XX вв., немногочисленны, поскольку вплоть до 1870-х годов учебные заведения не были объединены под одним началом. Министерство народного просвещения стало публиковать отрывочные данные по своему ведомству, начиная с 1830-х годов в своих печатных изданиях. То есть учитывалось, как показано выше, 30–40 % учащихся. Поэтому число учащихся и число грамотных на 1000 жителей как в целом в России, так и в Архангельской губернии, было, скорее всего, больше, чем оценено выше. Недостаточно и данных по количеству учителей и уровню их подготовки. Даже среди священнослужителей, несмотря на более развитую сеть духовных учебных заведений, как отмечено в [34, 35], уровень образования был низким — часть священнослужителей в Архангельской губернии в XVIII веке и в начале XIX века не умела ни читать, ни писать. Данные за некоторые периоды, опубликованные в разных источниках, отличаются друг от друга. Все это, естественно, затрудняет дать качественный прогноз с использованием современных математических вероятностных [9, 10] и детерминированных подходов [13–18, 23, 24, 38, 45–52] для описания социально-экономических систем и демографических процессов о том, как скоро могла быть достигнута всеобщая грамотность среди молодежи. По данным же, приведенным выше, темпы роста учащихся в учебных заведениях губернии в XIX веке находились в пределах 4–6 % в год (из расчета на 1000 жителей). При сохранении этих темпов роста к началу ХХ века охватить обучением всех детей в губернии удалось бы только в 1920–1930-е годы.
Заключение. Эволюция системы народного образования в Архангельской губернии отражает общую картину развития системы образования в России. Стартовавший в 1720-е годы при Петре I первый этап создания государственной системы народного образования в России, не увенчался успехом. Созданные на этом этапе цифровые школы без централизованной материальной поддержки, в отсутствие в достаточном количестве отечественных учителей, без программ обучения и учебников, написанных на русском языке, просуществовали около 20 лет. Не помогли и «картельные» меры, направление на увеличение числа учащихся — монаршей волей создать школы в России не удалось. И только спустя 50 лет Екатериной II было организовано на государственном уровне уже планомерное создание системы народного образования в стране. Этот этап, уже без принуждения, с переменным успехом с открытием и закрытием училищ длился в Архангельской губернии около 50 лет. К 1830-ым годам в стране сформировались материальные основы системы образования — учительские институты, отечественные учебники, собственные здания для училищ. Рост числа учебных заведений и числа учащихся становится необратимым. Тем не менее, рождавшиеся в период до 1880 годов многочисленные решения, постановления, уставы и прочие организационные мероприятия радикально не изменяли скорость роста числа учащихся. И только существенное увеличение расходов на образование 1870–1880-е годы позволил значительно ускорить рост грамотности народа. Как показывает пример Архангельской губернии, успех достигался за счет усилий всех слоев общества.
Литература:
- Архангельский сборник. Архангельск: Губернская типография, 1863.
- Баскова, Л. Ю. Тенденции развития отечественного профессионального образования в первой половине XIX века (на примере архангельской губернии) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. — № 4. — С. 415–418.
- Благотворительность в России Том 2. Список благотворительных учреждений. Ч. 1. С.-Петербург: тип. Е. Евдокимова, 1900.
- Брутова, М. А. Социально-педагогическая поддержка детства в Архангельской губернии в XVIII-XIX веках // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 4. — С. 157–163.
- Буторина, Т. С., Смягликова Е. А. О призрении и воспитании детей-сирот на Архангельском Севере в XVIII—XIX вв. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. — № 4. — С. 415–418.
- Воронов, А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.‑Петербургского учебного округа с 1829 по 1855 год. СПб: тип. Якова Трея, 1854.
- Воронов, А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.‑Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. СПб: тип. Якова Трея, 1849.
- Григорьев, В. В. Исторический очерк русской школы. М.: тип. А. И. Мамонтова, 1900. — 587 с.
- Горыня, Е. В., Колпак Е. П. Математическая модель «сезонной» конкуренции // Современные методы прикладной математики, теории управления и компьютерных технологий (ПМТУКТ-2016). Сборник трудов IV международной конференции. 2016. С. 98–101.
- Екимов, А. В. К вопросу об эргодическом поведении полумарковского случайного процесса // Труды математического центра имени Н. И. Лобачевского. — 2013. — Т. 46. — № 11. — С. 185–186.
- История России с древнейших времен до конца XVII века / А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. — М.: ООО «Издательство АСЕ», 2002. — 576 с.
- Князьков, С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М.: Планета, 1991. — 772 с.
- Колпак, Е. П., Бронникова А. И., Полежаев В. Ю. Математическая модель стачечного движения в России в начале XX века // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 4–15.
- Колпак, Е. П., Гаврилова А. В. Математическая модель взаимодействия творческих субкультур // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 1–8.
- Колпак, Е. П., Кувшинова К. В. Костромская больница губернского земства в конце XIX века // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 9. — С. 60–63.
- Колпак, Е. П., Скороходова Т. В. Математическая модель роста числа учащихся в средней и высшей школах России // В сборнике: Синергетика в естественных науках. Восьмые Курдюмовские чтения материалы Международной междисциплинарной научной конференции с элементами научной школы для молодежи. Ответственный редактор: Лапина Г. П. — 2012. — С. 274–275.
- Колпак, Е. П., Французова И. С., Кувшинова К. В. Народное здравие в Костромской губернии в конце XIX века // Приволжский научный вестник. — 2016. — № 2 (54). — С. 91–100.
- Крылова, В. А., Колпак Е. П., Сыромолотова К. И., Воротова Т. А. Математические модели формирования спортивных групп // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 10–19.
- Лалаев, М. С. Император Николай I зиждитель русской школы. СПб. 1896. — 275 с.
- Лебедев Н. Об учреждении первого народного училища в России. Новгород: тип. Губернского правления, 1856. — 18 с.
- Левассер, Э. Народное образование в цивилизованных странах. Народное образование в России. СПб, 1898–1899.
- Левассер, Э. Народное образование в цивилизованных странах. Т. 1. СПб, 1898. — 452 с.
- Миндлин, Ю. Б., Колпак Е. П., Гасратова Н. А. Отличительные признаки кластеров и практика их применения в России // Политика и общество. — 2015. — № 5. — С. 666–675.
- Миндлин, Ю. Б., Колпак Е. П., Балыкина Ю. Е Проблемы использования кластеров в Российской Федерации // Вестник НГУЭУ. — 2014. — № 1. — С. 22–32.
- Озеров, И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века. Издание Д. С. Горшкова. М.: Тип. И. Н. Кушнерева, 1905. — 259 с.
- Отчет о действиях и занятиях Архангельского губернского статистического комитета за 1875 год, составленный исполняющим должность секретаря В. В. Михайловым. Архангельск: Тип. губернского правления, 1875.
- Отчет о действиях и занятиях Архангельского губернского статистического комитета за 1876 год. Архангельск: Тип губ. Правления, 1877.
- Отчет о деятельности Архангельского губернского статистического комитета за 1865, год составленный членом и секретарем совета П. Чубинским. Архангельск: тип. губернского правления, 1865.
- Отчет о деятельности Архангельского губернского статистического комитета за 1874 год. Архангельск: тип. губернского правления, 1875.
- Памятная книжка Архангельской губернии на 1865 год. Архангельск: тип. губернского правления, 1865.
- Памятная книжка министерства народного просвещения на 1865 год. СПб: тип. В. А. Рогальского, 1865.
- Преображенский, В. Х. Чему и как учились у нас в Древней Руси? С. Петербург: Тип. П.. Шмидта, 1887.
- Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. — 922 с.
- Санакина, Т. А. Духовное образование в архангельской епархии в XVIII- начале XX века: генезис, развитие, ликвидация // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 8. — С. 176–188.
- Санакина, Т. А. Зарождение и становление духовного образования в Архангельской губернии в XVII–XVIII веках // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 1. — С. 17–22.
- Свод постановлений об общественном воспитании детей мужского и женского пола в учебных заведениях Российской империи. Сост. Иван Пушкарев. СПб: тип. III отдела собств. Е.И. В. Канцелярия, 1840. — 323 с.
- Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 1. Л.: Наука, 1987. — 492 с.
- Смирнова, М. В., Колпак Е. П. Математическое моделирование снижения детской заболеваемости в России // В сборнике: Синергетика в общественных и естественных науках: Девятые Курдюмовские чтения Материалы Международной междисциплинарной научной конференции с элементами научной школы для молодежи. Ответственный редактор Лапина Г. П.. 2013. С. 222.
- Соболевский, А. И. Образованность Московской Руси XV — XVII веков. С. Петербург: тип. А. М. Вольфа, 1892 г. — 25 с.
- Справочная и памятная книга архангельской губернии на 1875 год и статистическое описание сельского населения и его промышленности в Архангельской губернии. Архангельск: тип. губернская В. Черепанова, 1874
- Справочная книжка Архангельской губернии на 1850 год. Архангельск: тип. губернского правления, 1850.
- Справочная книжка Архангельской губернии, изданная по распоряжению Начальника губернии князя Э. П. Гагарина. 1868 г. Архангельск: тип. губернского правления, 1869.
- Справочная книжка Архангельской губернии, изданная по распоряжению Начальника губернии князя Э. П. Гагарина. 1869 г. Архангельск, 1870.
- Справочная книжка и календарь Архангельской губернии с приложением адрес-календаря и плана г. Архангельск. Архангельск: губ. Типография, 1888.
- Старкова, Н. В. Возрастная структура населения и повозрастная интенсивность рождений как факторы изменения уровня рождаемости в Ленинградской области // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. — 2008. — № 3. — С. 98–106.
- Старкова, Н. В. Особенности демографического развития районов Ленинградской области // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. — 2007. — № 4. — С. 87–97.
- Старкова, Н. В. Особенности социально-экономического развития приграничных муниципальных районов ленинградской области // В сборнике: Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации Материалы международной научно-практической конференции. 2014. — С. 350–359.
- Старкова, Н. В. Современные особенности миграции населения Ленинградской области // В сборнике: Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации Материалы II международной научно-практической конференции. 2015. — С. 173–180.
- Старкова, Н. В. Тенденции и факторы миграции в странах Европы // В сборнике: География и геоэкология на службе науки и инновационного образования материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному Дню Земли и 100-летию заповедной системы России. 2016. — С. 154–157.
- Старкова, Н. В., Ложкинс А. Кластеризация стран Европы по демографическим признакам // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 418–426.
- Kolpak, E. P., Gorynya E.V Mathematical models of ecological niches search // Applied Mathematical Sciences. — 2016. — Т. 10. — № 37–40. — С. 1907–1921.
- Mindlin, Y. B., Kolpak E. P., Gasratova N. A. Clusters in system of instruments of territorial development of the Russian Federation // International Review of Management and Marketing. — 2016. — Т. — 6. — № 1. — С. 245–249.