В настоящее время в обучении художественному конструированию текстильных изделий стоит задача развить творческий потенциал заложенный природой в каждом студенте в области художественного проектирования текстильных изделий. Эту задачу как нельзя лучше решают современные педагогические технологии практической направленности, а именно метод проектов.
Преподавателю вуза необходимы методы обучения направленные на эффективную организацию учебного процесса, а также взаимоотношения между студентом и преподавателем. Важно оценить баланс в успешном формировании специалиста в художественном конструировании текстильных изделий. Для решения проблемы в обучении художественному конструированию текстильных изделий, а также развития интереса студентов к учебе и вовлечение в познавательную деятельность подходит метод проектов, позволяющий максимально показать творческий потенциал студента.
В «Российской педагогической энциклопедии» даётся такое определение метода проектов — это «система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов». [4]
Метод проектов — это комплексный обучающий метод, позволяющий проявлять индивидуальность в учебном процессе, дают возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей познавательной деятельности и творчество при выполнении учебного проекта.
Метод проектов может применяться на каждом курсе обучения в вузе. Метод проектов вобрал в себя в совокупности проблемные, исследовательские, поисковые, творческие методы. В проектной деятельности в области художественного конструирования можно выделить: информационный проект (максимальный сбор информации о проектируемом изделии); исследовательский метод (научное исследование проектируемого изделия); практико-ориентированный метод (решение социальных, планирования и финансовых задач); ролевой метод (студенты берут роль проектировщика текстильных изделий); творческий метод (нетрадиционный, свободный подход проектирования выбранного изделия).
Метод учебных проектов является одним из множеств методов обучения. Этапы работы над проектом:
- Этап планирования работы в проекте;
- Этап аналитический;
- Этап обобщения результатов;
- Этап представления результатов (презентации проектов).
В работе с проектом студент приобретает знания, которые не достигаются традиционными методами обучения. Проект дает возможность студенту проявить себя, показать свой творческий потенциал.
В работе над проектом студент проявляет самостоятельность, но направляющая функция преподавателя актуальна. Проект должен иметь практическую значимость в решении актуальных проблем проектирования, быть гибким в работе.
Преподаватель организовывает учебный проект, а студент самостоятельно принимает решения, отвечают за выбор и полученный конечный результат. Совместная деятельность преподавателя и студента в учебном проекте подчинена определенной логике. Систематизация действий преподавателя и студента можно предложить следующую деятельность:
- Преподаватель в стадии разработки проектного задания по художественному конструированию текстильных изделий отбирает приемлемые темы и предлагает студентам. Совместное обсуждение тем. В процессе обсуждения выделяются подтемы и преподаватель предлагает выбор для каждого студента, выбирая конкретные виды деятельности.
- Преподаватель формирует вопросы, определяющие задания, а студент в свою очередь принимает участие в разработке заданий и подборе нужной литературе по художественному конструированию текстильных изделий.
- Совместно обсуждаются формы итогов проектной деятельности, предоставление результатов исследовательской деятельности — портфолио, презентация, доклад, видеофильм.
- В процессе разработки проекта, преподаватель координирует действия и контролирует по возникшим вопросам в процессе поисковой деятельности и стимулирует работу студента.
- Результаты оформляются в соответствии с принятыми формами.
- Преподаватель оценивает выполненную работу, а также свою деятельность по педагогическому руководству.
В проектной деятельности студента максимально проявляется его самостоятельность в определении цели и задач исследования, поиске и анализе необходимой литературы, структурировании и синтезе. От него требуется самостоятельное применение уже известных знаний и умений по художественному конструированию текстильных изделий, а также приобретение новых.
Проекты художественному конструированию текстильных изделий можно разделить на:
- Индивидуальные проекты и выполняемые группой;
- По срокам деятельности выполнения;
- Текущие (в течении семестра) и итоговые.
Преподавателю для успешной организации проектной деятельности студента нужно продумать методическое и дидактическое обеспечение, цели, сроки и рамки проекта, все возможные источники получения информации.
Роль знаний, умений и навыков в обучении студенту помогает смешанный тип проектной деятельности в учебном процессе. Знания, умения и навыки перестают быть целью, а становятся средством образования, позволяют каждому студенту самостоятельно осваивать проектную деятельность в области художественного конструирования текстильных изделий. Например, рассмотрим учебно–исследовательский проект, проводимый на 3 курсе обучения художественному конструированию текстильных изделий в качестве примера на тему «Разработка конструкторско-технологической документации на женский жакет». Выбрана тема не случайна. Женский жакет является популярной единицей и составляющей различных комплектов женского гардероба. Проект актуален, потому что жакет проектируется для молодых девушек, которые показывают свою женственность и нежность, ведь самовыражение с помощью одежды в современном мире, полном разнообразных стилистических течений в мире моды.
Целями и задачами этого проекта являются изучение и разработка конструкторско-технологической документации, специальной литературы по композиции костюма, тенденциям моды, художественному проектированию, художественному конструированию, технологии текстильных изделий; выполнение проекта в материале. Время работы над данным проектом два месяца (рассматривается как курсовой проект).
Основной мотивацией является подготовка к дипломному проектированию, а также личный интерес студентов. Для выполнения проектов двенадцать человек (группа) разделили на три группы по четыре человека. В группе каждый из участников занимается определенной исследовательской и творческой работой. Это даёт возможность каждому проявить себя, а также способствует взаимодействию между студентами.
Один рассматривает объект проектирования как художественный творческий процесс создания формы целостного композиционного решения модели. Рассматривает цветовое решение подбора тканей; сочетание конструктивных и декоративных элементов; анализирует модные тенденции; составляет историческую справку об источнике творчества. Разрабатывает концепции фор — и творческих эскизов, гранд — проект.
Второй студент составляет описание внешнего вида; изучает и анализирует модель женского жакета; разрабатывает эскизный (разработка базовой и модельной конструкций) и рабочий (разработка основных, производных и вспомогательных лекал) проекты; проверяет конструкцию женского жакета в макете (макет выполняется из неотбеленной бязи); определяет рациональный пакет материалов для изделия; просчитывает расход материалов на образец изделия.
Третий участник группы выполняет технологическую часть проекта. А именно дает характеристику способов формообразования основных деталей женского жакета и ниточным соединениям. Выбирает оборудование и спецприспособления. Разрабатывает технологическую последовательность проектируемой модели.
Четвёртый студент выступает в роли экономиста. Оценивает рынок сбыта. Приводит конкурентный анализ и стратегию маркетинга. Рассчитывает стоимость материалов; себестоимость и цену нового изделия. Предоставляет организационный план и стратегию финансирования.
Учебный проект формируется на фактическом материале, полученном в результате изучения художественного конструирования и технологии изготовления женского жакета, творческой работы и на основе современной специальной научно-информационной литературе.
Актуальность учебного проекта подтверждается и экономической эффективностью. Конструкторско-технологическая документация разрабатывается с учетом — использования определенных современных материалов; — качества изготовления швейных изделий; — художественной и стилистической особенностями.
В результате проектной деятельности сделаны выводы экономической выгоды изготовления данной модели (женского жакета), разработан полный пакет конструкторско-технологической документации, отшит образец разрабатываемой модели.
Каждая группа готовит презентацию и выступает на научно-практической конференции защите своего проекта, отвечает на поставленные вопросы.
На этапе оценивания учебного проекта учитываются показатели работы, наиболее полно характеризующие каждого студента: активное участие в проекте, качество и объем выполненной работы, инновационная деятельность, креативность, потенциал продолжения темы, оформление подробного отчета результатов исследования.
Результаты исследований разработанной конструкторско-технологической документации наиболее интересного проекта рекомендовано апробировать на швейном предприятии.
Опыт работы в тандеме преподавателя и студента показывает, что знания студентов по художественному конструированию текстильных изделий становятся углубленными; расширяется кругозор; пробуждается познавательная деятельность; формируются практические умения и навыки художественного проектирования; открывается интерес к опытно-экспериментальной, исследовательской работе, умению находить решения различных проблем, возникающих в проектировании текстильных изделий; развиваются творческие способности.
Литература:
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004 -176 с.
- Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально — ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе/ Под ред. Сластенина В. А.-М.: Педагогическое общество России, 2005–192 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник.М: Гардарики,2004г.
- Кукушин В. С. Общие основы педагогики. М- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006 г.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993.-608с.
- Хрестоматия: Психология развития.-СПб.: Издат.дом»Питер»,2001–512с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.