Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска новых путей и эффективных методов организации деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС.
Цель: Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В статье рассматривается организация коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее всестороннее развитие и коррекцию воспитанников с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Ключевые слова: коррекционная работа, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование детей, коррекция обучающихся с ОВЗ
Keywords: remedial work, disabilities, inclusive education of children, correction of students with disabilities
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак
Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.
Дошкольное детство проходит быстро и педагогам совместно с родителями необходимо сделать это время более счастливым и ярким.
Стандарт дошкольного образования — это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Дошкольное образование является первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников.
Стандарт ДО даёт возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок может развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом. Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.
Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений — это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда.
Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.
Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ — это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование — равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность педагогов, родителей, детей.
Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Поменялась целевая установка мониторинга. Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
- повышение эффективности коррекционной работы с детьми.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
Во ФГОС написано, что «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.
Учитель-логопед строит свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы учителя-логопеда направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития.
Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.
Главная цель работы учителя — логопеда — развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:
– создания развивающей образовательной среды;
– учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
– непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;
– формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
– осознание того, что игровая деятельность — ведущая в дошкольном возрасте;
– единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
– разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В своей профессиональной деятельности учителю — логопеду необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ.
Этот способ основан на интеграции образовательных областей.
Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. С введением ФГОС свою практическую работу с детьми организую, используя деятельностный и проблемно-поисковыйподход.
Организую образовательную деятельность посредством создания разнообразных образовательных ситуаций, побуждающих детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Стараюсь не давать информацию в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети самостоятельно “открывали” новое знание, смело высказывали свои мнения или предположения. В ходе образовательной деятельности создаю ситуации выбора (практического и морального). Предоставление детям права практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для проявления ребенком активности, личного самовыражения и самостоятельности.
Такой подход обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности, воспитание активной личности.
Для создания проблемных ситуаций использую противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. В организованной образовательной деятельности создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
Работая в этом направлении, разработала систему занятий по лексическим темам, содержащих проблемные ситуации. Оформила и систематизировала картотеку речевых игр, включающих проблемные вопросы или сюжеты. Вот примеры некоторых игр, которые я использую в работе: Игра «Угадай кто я», «Хорошо-плохо», «Кто кем был, и кто кем станет?», «Закрытый стакан», «Диалог Зимы и Весны», «Диалог Белого и Бурого Медведей», Сценки «Сапожник», «У врача», Упражнения «Без чего не бывает зимы», игра «Что было бы, если бы …?» и т. д. Ситуативные игры-истории с элементами театрализации «Котик и Ежик». Активно использую разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, изографы, предметные и условно-графические модели.
В созданных реально-практических ситуациях дети приобретают опыт познания мира и учатся проявлять чувства заботливого, участливого отношения друг к другу, к другим людям, бережного отношения к природе, любви и уважения к Родине.
Образовательные ситуации «запускают» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, близкой детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Для проявления ребенком активности, личного самовыражения, творческих способностей организую работу «Творческой мастерской» с 2014 года — реализую педагогические проекты («Когда я вырасту я буду…», «Здравствуй сказка», «Мастерская Деда Мороза», «Игрушки для развития речи своими руками», «Пальчиковый театр»), а также развлечения, конкурсы, выставки. Начинаем работу обычно с задания вокруг слова, рисунка или предмета, воспоминаний детей. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Результатом работы в творческой мастерской является создание продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми — оформляем альбомы, книжки-малышки, дидактические игры, коллекции, разыгрываем игры-драматизации, сценки, игры-диалоги, просматриваем познавательные фильмы о жизни животных, оформляем книжный уголок.
Система воспитательной работы дает положительные результаты: приобретённые навыки дети используют в повседневной жизни — при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности, другими людьми. У воспитанников проявляются такие качества как инициативность, общительность, отзывчивость, дружелюбие, умение вести диалог. Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен систематически повышать свой профессиональный уровень.
Литература:
- Шевченко С. Г. Коррекционно‐ развивающее обучение: Организационно‐ педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно ‐ развивающего обучения. — ВЛАДОС, 2001. — 125с.
- http://logoportal.ru/statya-12940/.html
- douotradny14.minobr63.ru› Работа учителя — логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
- Методическая копилка — картотека разработанных игр, игровых ситуаций, проектов, реализуемых в работе учителя-логопеда Таштандиновой Ю. П., МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок».