В статье говорится о возможностях музыкального воздействия на эмоциональное состояние обучающихся. Также затрагивается вопрос о положительном влиянии прослушивания зарубежных песен на мотивацию при изучении иностранного языка.
Ключевые слова: музыка, мотивация, положительное влияние, эмоциональное отношение
В современном мире очень возросла роль иностранного языка во всех сферах деятельности человека. А это в свою очередь рекомендует искать новый подход к обучению иностранным языкам, пересматривать уже существующие методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, а также формировать новый взгляд на место зарубежной культуры в учебном процессе. «Образование, соответствующее требованиям современного общества, способствует развитию личности, создает условия для самореализации. Ускорение темпа жизни, необходимость экономии времени, объективная потребность в оперативном доступе информации обусловливает востребованность новых форм обучения» [4; 61].
Опираясь на опыт российских и зарубежных исследователей (В. В. Сафонова, Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Т. У. Тучкова, Б.Монка, Т. Б. Клементьева и др.), можно сказать, что обучение иностранному языку с ознакомлением обучающихся с культурой народа страны изучаемого языка является одним из основных продуктивных принципов обучения. Приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка сделает изучение иностранного языка более привлекательным для них, будет способствовать коммуникации между педагогом и обучающимися и более глубокому пониманию носителей изучаемой культуры.
Основой для успешной учебной деятельности является положительное эмоциональное отношение обучающегося к стремлению приобрести знания и возможность самостоятельного их поиска.
В исследованиях М. А. Ариян, И. А. Зимней, О. Г. Оберемко, В. В. Рыжова, Н. А. Саланович, А. Н. Шамова и других отмечается, что у современных обучающихся есть неоднозначное отношение к иностранному языку как учебному предмету и отсутствие достаточной мотивированности к его усвоению. Поиск наиболее доступного и продуктивного способа привлечь и мотивировать обучающихся и более лёгкого способа усвоения иностранного языка остается актуальным.
Мотивация обозначает систему факторов, которые определяют поведение человека, она вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т. е. продуктивное изучение иностранного языка.
Комплексное решение образовательных, практических, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание обучающихся, но и на их эмоциональную сферу. Для того чтобы сделать обучение иностранному языку более эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал на иностранном языке. Часто музыку считают одним из видов развлечений или отдыха, но песни являются великолепным педагогическим инструментом при обучении языку. В настоящее время все больше внимания уделяют аутентичным материалам — как при самом изучении языка, так и в ходе знакомства с культурой конкретной страны. Кроме того, прослушивание и пропевание песен на иностранном языке способствует развитию навыков произношения и восприятия на слух. Также песни помогают не только усвоить новую лексику, но и закрепить уже знакомую посредством повторения текста. Усваивание слов с музыкальным сопровождением может облегчить процесс, поскольку обучающиеся запоминают ритм, рифму, ударение и мелодию намного лучше, чем обыкновенное речевое исполнение.
Идея использования средств эмоционального воздействия на обучающихся в обучении иностранным языкам не новая. Необходимо внедрять в практику обучения материалы, которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучающихся. В нынешнее время отбор учебных материалов строится не только на лингвистическом, но и на коммуникативном, культуроориентированном, личностном подходе, что позволяет использовать более ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.
За последние десятилетия стали развиваться абсолютно новые подходы к работе с песенным и стихотворным материалом. Суть их заключается в том, чтобы «использовать художественные произведения не только как средство обучения, но и как способ выражения своих собственных мыслей, основываясь на своих переживаниях и опыте» [2]. И сами песни, и стихи могут применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Однако еще более ценными они становятся в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием прослушивания (пения) и коммуникативным использованием языка.
Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Музыка формирует эстетическое отношение к действительности, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать особую обстановку на занятии. С другой стороны, речь и музыка имеют почти одинаковые параметры: интонацию, паузы, ударение, темп, фразовое строение, высоту тона. Данное сходство можно объяснить тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление — звук. Еще один важный фактор указывает на необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка это один из эффективных способов запоминания лингвистического материала, т. к. представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует запоминанию изучаемого материала и его более быстрому воспроизведению.
Очень интересной и эффективной при овладении американским английским является авторская джазовая методика Carolyn Graham (Кэролин Грэм), профессора Нью-Йоркского университета; она преподает в американском Лингвистическом институте в Гарварде. Надо заметить, что она сама является выдающейся пианисткой и джазовой певицей, а все ее «chants» (напевы) озвучены всемирно известными музыкантами, такими как Дик Хайман, секстет Джека Джефферса и др.
С точки зрения новаторства в преподавании английского стал ее сборник «Small Talk or More Jazz Chants» для взрослых с музыкальным оформлением. Идея методики и техники изучения английского языка лежит в музыкальной джазовой основе. Small Talk (небольшие диалоги) Кэролин Грэм — это лучшая коллекция Jazz Chants (джазовых напевов). Такие разговорные тренировочные упражнения, монологи, диалоги, фразы, повторяющиеся многократно под джазовую музыку в разном темпе и ритме, — это действительно уникальная техника, сочетание американского английского с ритмом джаза, которую надо увидеть, услышать, чтобы до конца понять и оценить. Кэролин Грэм использует ритмы джаза для преподавания американского английского уже 30 лет. И, «как отмечают все преподаватели, работающие в этом направлении, — такая техника и методика, которая построена на джазовых ритмах, которые совпадают с ритмикой языка, дает быстрый и стойкий результат» [3].
Безусловно, не только положительное, но и негативное эмоциональное самочувствие обучающихся в процессе обучения влияет на мотивацию изучения иностранного языка, т. к. эмоции выполняют целепобудительную функцию в любой деятельности. Прослушивание и воспроизведение не резких песен с чётким ритмом наиболее подходит для изучения иностранного языка.
Исследования ученых показывают, что при вовлечении эмоциональной сферы личности в процесс обучения, создаются условия для раскрытия его творческих способностей, что играет огромную роль в учебном процессе. «Музыка обеспечивает эмоциональный комфорт на протяжении всей деятельности, стимулирует интерес, мобилизует положительное отношение к осуществлению интеллектуальной деятельности, тем самым оптимизируя функциональную и результативную стороны учебной деятельности» [1].
Почти все компоненты музыки оказывают воздействие на обучающихся: и мелодия, и аккорды, и темп. С помощью музыкальных произведений удается в определенной мере осуществлять управление эмоциональным состоянием обучающихся.
В тесной связи друг с другом в песне находятся слово и мелодия. Вспоминая мелодию какой — либо песни, можно вспомнить и слова этой песни, а также стоит услышать стихи, которые легли в основу песни, как в памяти возникает и мелодия. Слова делают музыку более конкретной, музыка же усиливает эмоциональную сторону текста.
Таким образом, можно говорить о положительном влиянии прослушивания и пропевания иностранных песен на мотивацию обучающегося в изучении иностранного языка. Музыка влияет на более успешное запоминание и более быстрое воспроизведение лингвистического материала.
Литература:
- Архипова М. В. Особенности влияния музыкального искусства на эмоциональное самочувствие учащихся в процессе изучения иностранного языка // Казанский педагогический журнал. — Выпуск № 1 (114). — 2016. URL: http://cyberleninka.ru/article
- Коноплёва Н. Н. Влияние музыки и песен как эмоционального фактора при изучении английского языка дошкольниками. URL: http://pedportal.net
- Музыка — это эффективное средство изучения иностранного языка. URL: http://www.allwomens.ru/obschestvo/obrazovanie
- Сорокина Н. И. Современные образовательные технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Аграрное образование и наука. — № 2. — 2016. С.61