В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется не только во время учебных занятий, но и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В трактовке термина «внеурочная деятельность» делается акцент на её деятельной сущности, практической направленности, самостоятельности учеников, условия для которой создаёт педагог.
Значение внеурочной деятельности обусловлено её потенциалом для реализации идеи целостного, гармоничного развития личности, которое предполагает единство обучения и воспитания, достижение новых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Именно универсальные (метапредметные) учебные действия (УУД) обеспечивают школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, помогают подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей, управлять своей деятельностью. В качестве метапредметного результата обучения следует рассматривать уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Цель внеурочной деятельности, организуемой учителем-филологом, — это развитие индивидуальных способностей и интересов школьника, его социализация и воспитание средствами русского языка и литературы. Большое значение имеет познавательный аспект внеурочной деятельности: становление самостоятельности и творческой инициативы учащихся, развитие потребности в самообразовании, становление исследовательской компетенции и развитие одарённости детей, развитие интереса к русскому языку и литературе; повышение уровня языкового развития, речевой культуры; реализация творческих способностей учащихся; формирование умения учиться в ходе самостоятельной деятельности в области филологии; выявление одарённых детей.
Именно для реализации этих целей и задач были организованы занятия по программе внеурочной деятельности «Имена собственные в нашей жизни». Такой выбор не был случайным: пятиклассникам очень нравится узнавать новое, удивляться, открывать для себя многое о себе самом, об истории своей семьи, об улице, на которой они живут. Наши занятия были посвящены знакомству с ономастикой: собственные имена, названия улиц города, географические названия нашего региона.
Внеурочная деятельность должна основываться на нескольких важных принципах: идивидуализация, занимательность, активность и самостоятельность, взаимосвязь внеурочных занятий с урочными, сотрудничество. Методы и приёмы организации деятельности учащихся были подобраны таким образом, чтобы дать возможность каждому учащемуся выбрать материал и форму его представления, обеспечить комфортные условия общения с одноклассниками, научить взаимодействовать в парах и в малых группах. Безусловно, все эти условия даёт возможность учесть проектная деятельность, основы которой заложены ещё в начальной школе и понятны пятиклассникам.
Одним из первых наших проектов стала самопрезентация — проект «Давайте знакомиться», для которого учащиеся готовили выступления о себе и своей семье: почему их так назвали, какие истории, связанные с именами, есть в их семье, какие редкие имена есть у их родственников. Дети при подготовке этих проектов беседовали со старшими родственниками, узнавали интересные факты, некоторые из которых удивляли их самих, так как прозвучали в этих беседах впервые.
Мини-проект «Как выбрать имя для питомца» позволил ребятам аргументировать выбор клички для домашнего любимца, порассуждать о том, как влияет на этот выбор внешний вид, характер, привычки животного.
Интересные для пятиклассников игровые ситуации были созданы в ходе работы по темам «Имя и характер» и «Я и моё имя». Дети получили в печатном виде краткие характеристики своего имени, дополнили их самостоятельно найденной в интернете информацией с рекомендованных учителем сайтов и проанализировали эти материалы. Для анализа были предложены такие задания: «Выясни, откуда произошло твоё имя и что оно обозначает?», «Определи, есть ли в тебе те качества характера, которые свойственны твоему имени?», «Какие из качеств, присущих данному имени, тебе нравятся, какие не нравятся, почему?», «Как можно преодолеть негативное влияние имени на твой характер?». Такая работа обеспечивает многообразные связи с изучением русского языка, учит обращаться с различными словарями — толковым, этимологическим, словарём личных имён. Кроме того, пятиклассники совершенствуют свои информационные умения в работе с печатными текстами, с интернет-источниками, отбирают материалы по заданной теме, сравнивают полученную информацию, рефлексируют и представляют для обсуждения.
Мини-проект «Мои известные тёзки» предполагал на этапе подготовки поиск информации об известных людях, которые имеют имя, как у учащегося. После устного выступления нужно было выразить своё мнение о том, хочется ли тебе самому быть похожим на своих тёзок, высказаться о том, какие таланты есть у тебя самого. Это задание очень увлекло учащихся, они с удовольствием подбирали материалы и делали мультимедийные презентации, так как среди их тёзок оказались и певцы, и музыканты, и актёры. Личностный характер этого задания, его коммуникативная направленность не оставили равнодушным никого.
Деловая игра «Интервью с тёзками», организованная в форме пресс-конференции, позволила ребятам выступить в различных ролях: журналистов, зрителей, героев программы. Носители одного имени по очереди отвечали на одинаковые вопросы, а зрители делали вывод о том, влияет ли одинаковое имя на поступки человека, есть ли сходство в их поведении в одинаковых ситуациях. Эта игровая ситуация дала возможность пятиклассникам порассуждать о важных аспектах межличностных отношений, провести самоанализ, сравнивая свои поступки в предлагаемых ситуациях с тем, что они услышали от отвечающих на вопросы.
Работа в группах была организована при подготовке проекта по топонимике «Улицы моего города». Ребята, познакомившись со списком улиц Воронежа, сформировали тематические разделы проекта: «Литературные» улицы г. Воронежа», «Героические» улицы г. Воронежа», «Профессиональные» улицы г. Воронежа», «Научные» улицы г. Воронежа» и т. д. После этого они самостоятельно выбрали несколько названий и более подробно рассказали об одной из улиц, о её истории, о человеке, имя которого она носит. Выступления сопровождались презентациями и плакатами.
Подобные задания учитывают индивидуальные особенности учащихся путём использования таких методов, форм, приёмов работы, которые дают в отношении каждого ребёнка оптимальный результат. Отбор дидактических материалов, методов, приёмов и форм работы в ходе внеурочной деятельности по программе «Имена собственные в нашей жизни» позволил стимулировать интерес детей к изучению филологии, что является важным стимулом приобретения знаний, расширения кругозора, повышения активности человека.
Интересы младших школьников неустойчивы, мало дифференцированы, ситуативны: детей привлекают яркие, интересные факты. Это побуждает искать эффективные способы демонстрации увлекательности науки, тщательно подбирать такой языковой материал, который удивит ребенка и ответит на его лингвистические вопросы. Это постановка проблемных задач, творческие работы, введение элементов драматизации (ролевых игр, инсценировок), обилие наглядного материала, организация дидактических языковых игр.
Внеурочная деятельность по данной программе обеспечивала активную и самостоятельную деятельность учащихся, которая задействовала все психические процессы (ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь). Активную позицию учащегося поддерживала общая коммуникативная направленность занятий. Наши внеурочные занятия были тесно связаны с уроками русского языка, литературы, истории, позволили формировать универсальные учебные действия и предметные знания и умения. Такая взаимосвязь создаёт и оптимальные условия для самостоятельной деятельности учащихся, их эффективной социальной адаптации, для развития партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности и реализует принцип сотрудничества, то есть создает условия для совместной деятельности взрослых и детей, а также самих детей друг с другом на основе уважения, диалогического общения. Внеурочная деятельность менее регламентирована, чем урок, поэтому обладает возможностями вовлечения родителей в учебный процесс в качестве помощников, а не контролирующей стороны.
Таким образом, на этих занятиях стало возможным формировать умение глубже проникать во внутренний смысл слова, понимать историческую и смысловую обусловленность его употребления через обращение к происхождению (этимологии) и образованию имен собственных. За полгода учащиеся смогли получить основы для формирования навыка исследовательской деятельности, осознали потребность в самостоятельном поиске информации, расширили свой лингвистический и краеведческий кругозор. Интерес к истории своего имени и имён своих близких, загадка этимологии своей фамилии, сведения о топонимике родного края — всё это способствовало развитию их познавательных интересов, совершенствовало информационные и коммуникативные компетенции, давало возможность личностного развития и саморегуляции, помогало развитию устной и письменной речи учащихся, их языкового чутья.
Литература:
1. Зубова Е. Н., Титкова Т. В. «Тайна вашего имени, фамилии, отчества» [Текст] — М.: ООО «Дом Славянской письменности», 2008 г. — 672 с.
2. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. [Текст] Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — 320 с.
3. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 233 с.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
5. http://kakzovut.ru
6. http://znachenie-tajna-imeni.ru