В данной статье идет речь о проблеме подготовки квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы. Автор делает акцент на необходимости учитывать психологические составляющие профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих.
Ключевые слова: государственный служащий, Россия, муниципальный служащий, саморегуляция, профессиональная подготовка, психологические качества, личность
Современное общество со своими потребностями, ценностями и проблемами ставит перед государством все новые и новые сложные задачи, для решения которых необходимы люди, высококвалифицированные профессионалы в области государственного и муниципального управления. В связи с этим проблема профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих стоит достаточно остро: существует нужда в профессиональных кадрах для управляющего воздействия, кадрах, умеющих решать задачи и принимать верные ответственные решения, а также свободно ориентирующихся в современных быстроменяющихся условиях жизни государства. Делать ставку на подготовку профессиональных кадров для государственной и муниципальной службы, на наш взгляд, видится наиболее оптимальным и верным решением в современной экономической и политической обстановке. Необходимо готовить кадры такого уровня, чтобы у них не возникало проблем при принятии решений, касающихся жизни общества и государства. В связи с этим, нам представляется крайне важным, сделать акцент именно на формирование психологических качеств личности государственных и муниципальных служащих, которые отвечают за саморегуляцию деятельности служащего.
Во Владимирском регионе профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляет Владимирский филиал РАНХиГС. Каждый год из данного учебного заведения выпускаются сотни готовых управленческих кадров в области государственного и муниципального управления, способных работать в органах власти сразу со студенческой скамьи, способных нести ответственность за свои действия и принимать сложные решения. Одной из форм получения образования в данном учебном заведении является заочная форма обучения. В связи с тем, что будущие государственные и муниципальные служащие, участвовавшие в исследовании, получают образование на заочной форме обучения, мы считаем, что необходимо делать акцент на исследовании такого параметра, как саморегуляция деятельности вообще и учебной деятельности в частности, при этом исследуя те качества личности, которые могут оказать влияние на формирование процесса саморегуляции у будущих государственных и муниципальных служащих. Нам думается, что одним из важнейших аспектов подготовки кадров в сфере государственного и муниципального управления является психологическая составляющая личности обучающихся. Поэтому актуальным в данное время может стать исследование личности студентов, ее компонентов, которые могут оказать влияние на саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности объекта управления, которым и являются обучающиеся.
Ученые дают следующее определение понятию «саморегуляция»:
Осознанная саморегуляция — это системно-организованная внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [3, с. 109].
Мы считаем, что саморегуляция деятельности — это сознательное управление индивидом личностными, поведенческими паттернами, позволяющее формировать и развивать личностные компоненты, соответсвующие повышению эффективности целенаправленной деятельности и способностям преодолевать препятствия на пути к цели [2, с. 1121].
Выборка для исследования формировалась из студентов Академии заочной формы обучения. В ходе проведения мероприятия по выявлению личностных характеристик были выделены такие компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения. Существенное влияние на процесс саморегуляции учебно-профессиональной деятельности оказывают такие качества личности, как: познавательная активность, самостоятельность, ответственность, поведенческая гибкость, настойчивость, оригинальность мышления. Актуальность данного исследования обуславливают теоретическая и практическая значимость процесса саморегуляции деятельности, на что не очень много обращается внимание. Необходимо ответить тот факт, что студентами в современных условиях становятся люди разного возраста, зачастую старше двадцати пяти лет. Вопрос обучения при заочной форме обучения остается недостаточно изученным.
Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития [4, с. 275]. Процесс саморегуляции учебно-профессиональной деятельности позволяет наиболее четко построить процесс обучения, дает возможность студентам ставить перед собой цели и достигать их как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности в дальнейшем, применяя те знания, умения и навыки, которые они получили в ходе обучения.
Объект исследования: саморегуляция учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения.
Предмет исследования: личностные компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения.
Методы исследования: наблюдение, в том числе включенное; метод самооценки уровня развития качеств личности по пятибалльной шкале; метод экспертных оценок; анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности; методы математико-статистической обработки результатов исследования. В рамках исследования компоненты личности саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения рассматривались на двух уровнях: на объективно-психологическом и собственно-психологическом (личностном). В данной статье более подробно мы остановимся на рассмотрении личностных компонентов на объективно-психологическом уровне анализа учебно-профессиональной деятельности.
К объективно-психологическим проявлениям саморегуляции студентами учебно-профессиональной деятельности были отнесены: познавательная активность, оригинальность мышления, трудолюбие, ответственность, решительность, коммуникативная совместимость, настойчивость, поведенческая гибкость, дисциплинированность и др.
Для более качественного анализа саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения все объективно-психологические элементы были поделены на четыре компонента:
1) интеллектуально-волевой;
2) коммуникативный;
3) морально-нравственный;
4) эмоционально-волевой.
Цель исследования: выявить уровень развития объективно-психологических показателей и компонентов, а также доминирующие и подчиненные показатели и компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения.
Для данного исследования имеют определенное значение корреляционные взаимосвязи, которые позволяют выявить с помощью факторного анализа по методу максимального корреляционного пути доминирующие и подчиненные показатели и компоненты объективно-психологического уровня саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов.
В ходе эксперимента было выявлено, что по результатам экспертных оценок наибольший уровень развития в интеллектуально-волевом компоненте саморегуляции учебно-профессиональной деятельности занимает показатель: в коммуникативном — коммуникативная совместимость (4,12) и поведенческая гибкость (4,07); в морально-нравственном — ответственность (4,10); познавательная активность (среднегрупповой балл — 4,13), оригинальность мышления (4,05) и самостоятельность (4,01); в эмоционально-волевом — настойчивость (4,07) и решительность (4,06). Отметим, что познавательная активность как элемент интеллектуально-волевого компонента представлена на высоком уровне у 30 % испытуемых, с низким уровнем — у 38 % студентов.
Исходя из вышеперечисленных данных, следует, что показатели коммуникативного компонента саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения находятся, как правило, на среднем уровне: коммуникативная совместимость — 43 %, поведенческая гибкость — 44 %, групповая конформность — 42 %. Также в ходе эксперимента было установлено, что 29 % испытуемых продемонстрировали развитие показателей коммуникативного компонента находится на высоком уровне. Это позволяет нам говорить о недостаточной сформированности этого компонента у студентов заочной формы обучения, принимавших участие в исследовании.
Высокий уровень развития качеств морально-нравственного компонента, в частности, ответственности и терпеливости присущи 40 % испытуемых. В эмоционально-волевом компоненте такие качества как решительность и самостоятельность на высоком уровне характерны для 30 % испытуемых, а доминирующее качество настойчивость на высоком уровне характерно лишь 13 % студентов, принимавших участие в исследовании.
Корреляционный анализ позволяет получить более точные данные о взаимосвязях доминирующих и подчиненных показателей объективно-психологических компонентов. Анализ проводился по методу максимального корреляционного пути (Л. К. Выханду) [1, с.19]. Установили, что познавательная активность наиболее тесно коррелирует с самообладанием (r = 0,33, p < 0,005), оригинальностью мышления (r = 0,30, p < 0,005), ответственностью (r = 0,28, p < 0,005), энергичностью (r = 0,28, p < 0,005), внимательностью (r = 0,27, p < 0,005) коммуникативной своместимостью (r = 0,25, p < 0,005), групповой конформностью (r = 0,25, p < 0,005) и трудолюбием (r = 0,25, p < 0,005).
В процессе исследования было выявлено, что есть необходимость уделить внимание развитию таких личностных показателей, как: коммуникативные, морально-нравственные, эмоционально-волевые, интеллектуально-волевые личностные показатели, чтобы они смогли стать основой саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения. Нам представляется провести такое мероприятие посредством разработки программы психолого-педагогического сопровождения студентов заочной формы обучения, что будет освещено в некоторых следующих статьях на эту тему. Мы считаем, что саморегуляция — это та система, которая позволит активизировать позицию субъекта, а также даст возможность направить деятельность каждого индивида и, что очень важно, деятельность государственных и муниципальных служащих.
Литература:
- Выханду, Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем //Применение математических методов в биологии. Вып.3. — Л.: ЛГУ, 1964. — с.261
- Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1121–1124.
- Конопкин О. А., Энгельс И. Л., Степанский В. И. О формировании субъективного эталона как функционального звена системы саморегуляции деятельности. // Вопросы психологии № 6, 1983, с.109
- Немов, Р. С. Психология. — М.: 1998. — Кн. 2. Психология Образования., с.285