Подготовка государственных и муниципальных служащих: саморегуляция как механизм активизации деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Галеева, Е. С. Подготовка государственных и муниципальных служащих: саморегуляция как механизм активизации деятельности / Е. С. Галеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 389-392. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39247/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье идет речь о проблеме подготовки квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы. Автор делает акцент на необходимости учитывать психологические составляющие профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: государственный служащий, Россия, муниципальный служащий, саморегуляция, профессиональная подготовка, психологические качества, личность

Современное общество со своими потребностями, ценностями и проблемами ставит перед государством все новые и новые сложные задачи, для решения которых необходимы люди, высококвалифицированные профессионалы в области государственного и муниципального управления. В связи с этим проблема профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих стоит достаточно остро: существует нужда в профессиональных кадрах для управляющего воздействия, кадрах, умеющих решать задачи и принимать верные ответственные решения, а также свободно ориентирующихся в современных быстроменяющихся условиях жизни государства. Делать ставку на подготовку профессиональных кадров для государственной и муниципальной службы, на наш взгляд, видится наиболее оптимальным и верным решением в современной экономической и политической обстановке. Необходимо готовить кадры такого уровня, чтобы у них не возникало проблем при принятии решений, касающихся жизни общества и государства. В связи с этим, нам представляется крайне важным, сделать акцент именно на формирование психологических качеств личности государственных и муниципальных служащих, которые отвечают за саморегуляцию деятельности служащего.

Во Владимирском регионе профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляет Владимирский филиал РАНХиГС. Каждый год из данного учебного заведения выпускаются сотни готовых управленческих кадров в области государственного и муниципального управления, способных работать в органах власти сразу со студенческой скамьи, способных нести ответственность за свои действия и принимать сложные решения. Одной из форм получения образования в данном учебном заведении является заочная форма обучения. В связи с тем, что будущие государственные и муниципальные служащие, участвовавшие в исследовании, получают образование на заочной форме обучения, мы считаем, что необходимо делать акцент на исследовании такого параметра, как саморегуляция деятельности вообще и учебной деятельности в частности, при этом исследуя те качества личности, которые могут оказать влияние на формирование процесса саморегуляции у будущих государственных и муниципальных служащих. Нам думается, что одним из важнейших аспектов подготовки кадров в сфере государственного и муниципального управления является психологическая составляющая личности обучающихся. Поэтому актуальным в данное время может стать исследование личности студентов, ее компонентов, которые могут оказать влияние на саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности объекта управления, которым и являются обучающиеся.

Ученые дают следующее определение понятию «саморегуляция»:

Осознанная саморегуляция — это системно-организованная внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [3, с. 109].

Мы считаем, что саморегуляция деятельности — это сознательное управление индивидом личностными, поведенческими паттернами, позволяющее формировать и развивать личностные компоненты, соответсвующие повышению эффективности целенаправленной деятельности и способностям преодолевать препятствия на пути к цели [2, с. 1121].

Выборка для исследования формировалась из студентов Академии заочной формы обучения. В ходе проведения мероприятия по выявлению личностных характеристик были выделены такие компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения. Существенное влияние на процесс саморегуляции учебно-профессиональной деятельности оказывают такие качества личности, как: познавательная активность, самостоятельность, ответственность, поведенческая гибкость, настойчивость, оригинальность мышления. Актуальность данного исследования обуславливают теоретическая и практическая значимость процесса саморегуляции деятельности, на что не очень много обращается внимание. Необходимо ответить тот факт, что студентами в современных условиях становятся люди разного возраста, зачастую старше двадцати пяти лет. Вопрос обучения при заочной форме обучения остается недостаточно изученным.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития [4, с. 275]. Процесс саморегуляции учебно-профессиональной деятельности позволяет наиболее четко построить процесс обучения, дает возможность студентам ставить перед собой цели и достигать их как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности в дальнейшем, применяя те знания, умения и навыки, которые они получили в ходе обучения.

Объект исследования: саморегуляция учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения.

Предмет исследования: личностные компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения.

Методы исследования: наблюдение, в том числе включенное; метод самооценки уровня развития качеств личности по пятибалльной шкале; метод экспертных оценок; анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности; методы математико-статистической обработки результатов исследования. В рамках исследования компоненты личности саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения рассматривались на двух уровнях: на объективно-психологическом и собственно-психологическом (личностном). В данной статье более подробно мы остановимся на рассмотрении личностных компонентов на объективно-психологическом уровне анализа учебно-профессиональной деятельности.

К объективно-психологическим проявлениям саморегуляции студентами учебно-профессиональной деятельности были отнесены: познавательная активность, оригинальность мышления, трудолюбие, ответственность, решительность, коммуникативная совместимость, настойчивость, поведенческая гибкость, дисциплинированность и др.

Для более качественного анализа саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения все объективно-психологические элементы были поделены на четыре компонента:

1) интеллектуально-волевой;

2) коммуникативный;

3) морально-нравственный;

4) эмоционально-волевой.

Цель исследования: выявить уровень развития объективно-психологических показателей и компонентов, а также доминирующие и подчиненные показатели и компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения.

Для данного исследования имеют определенное значение корреляционные взаимосвязи, которые позволяют выявить с помощью факторного анализа по методу максимального корреляционного пути доминирующие и подчиненные показатели и компоненты объективно-психологического уровня саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов.

В ходе эксперимента было выявлено, что по результатам экспертных оценок наибольший уровень развития в интеллектуально-волевом компоненте саморегуляции учебно-профессиональной деятельности занимает показатель: в коммуникативном — коммуникативная совместимость (4,12) и поведенческая гибкость (4,07); в морально-нравственном — ответственность (4,10); познавательная активность (среднегрупповой балл — 4,13), оригинальность мышления (4,05) и самостоятельность (4,01); в эмоционально-волевом — настойчивость (4,07) и решительность (4,06). Отметим, что познавательная активность как элемент интеллектуально-волевого компонента представлена на высоком уровне у 30 % испытуемых, с низким уровнем — у 38 % студентов.

Исходя из вышеперечисленных данных, следует, что показатели коммуникативного компонента саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения находятся, как правило, на среднем уровне: коммуникативная совместимость — 43 %, поведенческая гибкость — 44 %, групповая конформность — 42 %. Также в ходе эксперимента было установлено, что 29 % испытуемых продемонстрировали развитие показателей коммуникативного компонента находится на высоком уровне. Это позволяет нам говорить о недостаточной сформированности этого компонента у студентов заочной формы обучения, принимавших участие в исследовании.

Высокий уровень развития качеств морально-нравственного компонента, в частности, ответственности и терпеливости присущи 40 % испытуемых. В эмоционально-волевом компоненте такие качества как решительность и самостоятельность на высоком уровне характерны для 30 % испытуемых, а доминирующее качество настойчивость на высоком уровне характерно лишь 13 % студентов, принимавших участие в исследовании.

Корреляционный анализ позволяет получить более точные данные о взаимосвязях доминирующих и подчиненных показателей объективно-психологических компонентов. Анализ проводился по методу максимального корреляционного пути (Л. К. Выханду) [1, с.19]. Установили, что познавательная активность наиболее тесно коррелирует с самообладанием (r = 0,33, p < 0,005), оригинальностью мышления (r = 0,30, p < 0,005), ответственностью (r = 0,28, p < 0,005), энергичностью (r = 0,28, p < 0,005), внимательностью (r = 0,27, p < 0,005) коммуникативной своместимостью (r = 0,25, p < 0,005), групповой конформностью (r = 0,25, p < 0,005) и трудолюбием (r = 0,25, p < 0,005).

В процессе исследования было выявлено, что есть необходимость уделить внимание развитию таких личностных показателей, как: коммуникативные, морально-нравственные, эмоционально-волевые, интеллектуально-волевые личностные показатели, чтобы они смогли стать основой саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов заочной формы обучения. Нам представляется провести такое мероприятие посредством разработки программы психолого-педагогического сопровождения студентов заочной формы обучения, что будет освещено в некоторых следующих статьях на эту тему. Мы считаем, что саморегуляция — это та система, которая позволит активизировать позицию субъекта, а также даст возможность направить деятельность каждого индивида и, что очень важно, деятельность государственных и муниципальных служащих.

Литература:

  1. Выханду, Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем //Применение математических методов в биологии. Вып.3. — Л.: ЛГУ, 1964. — с.261
  2. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1121–1124.
  3. Конопкин О. А., Энгельс И. Л., Степанский В. И. О формировании субъективного эталона как функционального звена системы саморегуляции деятельности. // Вопросы психологии № 6, 1983, с.109
  4. Немов, Р. С. Психология. — М.: 1998. — Кн. 2. Психология Образования., с.285
Основные термины (генерируются автоматически): заочная форма обучения, учебно-профессиональная деятельность студентов, учебно-профессиональная деятельность, познавательная активность, высокий уровень, оригинальность мышления, поведенческая гибкость, профессиональная подготовка, коммуникативная совместимость, муниципальное управление.


Похожие статьи

Особенности системы мотивации государственных гражданских служащих

В современных условиях развития государственной гражданской службы остро встает проблематика эффективности деятельности государственных служащих. Не подлежит сомнению тот факт, что результативность госслужбы в целом зависит от качества и эффективност...

Роль руководителя в системе мотивации труда сотрудников отдела

Статья посвящена исследованию важности деятельности руководящего звена в системе управления персоналом, в частности, в руководстве мотивационной составляющей конкретным отделом или подразделением субъекта предпринимательской деятельности. В рамках ст...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Использование современных методов профессионального отбора кадров на муниципальную службу (на примере администрации Тазовского района ЯНАО)

Муниципальная служба, как и государственная, требует особенного подхода к подбору кадров. Это обусловлено тем, что муниципальный служащий обладает повышенной степенью ответственности перед обществом. Целью данной статьи является анализ основных форм ...

Профессионализм государственных служащих как фактор роста эффективности государственного управления

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи эффективности деятельности государственных органов государственной власти и профессионализма государственных служащих. Автор на основе анализа текущей практики государственного управления приходит к выводу...

Современные проблемы мотивации персонала в государственных учреждениях

Статья посвящена анализу особенностей мотивации персонала в сфере государственной службы. В ходе исследования даны трактовки понятия мотивации и обоснование ее роли в эффективности функционирования организации. Установлено, что кризис превалирования ...

Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг

В современных условиях функционирования системы публичного управления в различных странах значительно возрастает актуальность проблемы повышения эффективности государственного администрирования. В настоящей статье автор рассматривает актуальное напра...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе

Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его проти...

Структура региональной имиджевой стратегии формирования положительного имиджа государственных гражданских служащих

Статья посвящена проблемам формирования имиджа государственных гражданских служащих в региональных органах власти, связанным с отсутствием системного комплексного подхода. Формирование положительного имиджа государственных гражданских служащих неразр...

Похожие статьи

Особенности системы мотивации государственных гражданских служащих

В современных условиях развития государственной гражданской службы остро встает проблематика эффективности деятельности государственных служащих. Не подлежит сомнению тот факт, что результативность госслужбы в целом зависит от качества и эффективност...

Роль руководителя в системе мотивации труда сотрудников отдела

Статья посвящена исследованию важности деятельности руководящего звена в системе управления персоналом, в частности, в руководстве мотивационной составляющей конкретным отделом или подразделением субъекта предпринимательской деятельности. В рамках ст...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Использование современных методов профессионального отбора кадров на муниципальную службу (на примере администрации Тазовского района ЯНАО)

Муниципальная служба, как и государственная, требует особенного подхода к подбору кадров. Это обусловлено тем, что муниципальный служащий обладает повышенной степенью ответственности перед обществом. Целью данной статьи является анализ основных форм ...

Профессионализм государственных служащих как фактор роста эффективности государственного управления

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи эффективности деятельности государственных органов государственной власти и профессионализма государственных служащих. Автор на основе анализа текущей практики государственного управления приходит к выводу...

Современные проблемы мотивации персонала в государственных учреждениях

Статья посвящена анализу особенностей мотивации персонала в сфере государственной службы. В ходе исследования даны трактовки понятия мотивации и обоснование ее роли в эффективности функционирования организации. Установлено, что кризис превалирования ...

Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг

В современных условиях функционирования системы публичного управления в различных странах значительно возрастает актуальность проблемы повышения эффективности государственного администрирования. В настоящей статье автор рассматривает актуальное напра...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе

Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его проти...

Структура региональной имиджевой стратегии формирования положительного имиджа государственных гражданских служащих

Статья посвящена проблемам формирования имиджа государственных гражданских служащих в региональных органах власти, связанным с отсутствием системного комплексного подхода. Формирование положительного имиджа государственных гражданских служащих неразр...

Задать вопрос