Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка. Это развитие может быть успешным при помощи деятельности воспитателя и одной из лучших и увлекательных направлений работы педагога может стать театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность есть возможность решить многие педагогические вопросы, связанные с познанием мира, который окружает и пугает ребенка. Важно отметить, что театрализация обладает коррекционными возможностями.
Театрализованная деятельность развивает творческий потенциал у ребенка, умение принимать «новое». Выше перечисленные качества так необходимы современному человеку. Быстро, творчески реагировать на проблемы современного мира и находить верное решение.
Итак, ребенку двух-, трехлетнего возраста нужно помочь научиться одеваться, умываться, ухаживать за собой, выполнять небольшие и несложные поручения; научиться общаться; узнать животный, предметный, растительный и другие миры. И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. [1]
Приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей, естественно, не стоит. Спектакль не получится на нужном уровне качества до тех пор, пока ребенок не научится проигрывать в нем каждый этап. Сначала воспитателю следует самому показывать спектакль детям, привлекая их к проговариванию его отдельных компонентов.
В процессе чтения стихотворных текстов нужно подключать детей к игре по возможности. Пусть они участвуют в диалоге, подключаются к сюжетной линии, имитируют голоса, движения, интонации персонажей игры. Затем — небольшие упражнения с ребятами. Лучше их проводить сразу после театрализованной игры. Дети пока еще в восторге от того, как воспитатель водил персонажей, говорил их голосами, действовал за них. Именно в это время стоит предложить малышу также поиграть.
После этого можно предложить детям имитационные игры: «Покажи, как зайка прыгает», «Покажи, как крадется кошка», «Покажи, как идет петух».
Следующий этап — обработка эмоций: нужно попросить детей показать, как веселые матрешки хлопают в ладошки и танцуют (радость); как зайчик прыгнул за дерево, когда увидел лису (испуг).
Только после такой подготовки можно переходить к совместным инсценировкам. Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные сказки, а также авторские. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово. [2]
Вашему вниманию предлагаем театрализованную деятельность по сказке Владимира Сутеева «Петух и краски». В данной драматизации ребенок сможет понять такие нравственные аспекты как доброта, дружба, желание помочь, неприличие насмешек в обществе, а так же поможет запомнить основные спектральные цвета.
Сценарий театрализованного представления «Как петух себя разрисовал» по сказке В. Сутеева «Петух и краски» для второй младшей группы детского сада.
Действующие лица. Ведущий, Петух, Собачка, Зайчик, Зеленая Краска, Желтая Краска, Синяя Краска, Красная Краска.
Ведущий. Нарисовал художник Петуха, а раскрасить забыл. Пошел Петух гулять, и все на дворе стали смеяться. Даже цыплята.
Петух. Почему они смеются надо мной? — спросил Петух Собачку.
Собачка. Ты же ходишь совсем нераскрашенный, как ненастоящий, посмотри-ка на себя.
Ведущий. Побежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно — Собачка правду говорит. Совсем расстроился петух.
Собачка. Не печалься — иди к Краскам, они тебе помогут.
Петух. Ку-ку-да? К краскам? Где их я найду?
Собачка. Я научу тебя, иди все прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пойдешь через лес и придешь в сказку и там найдешь Краски!
Ведущий. И пошел Петушок Краски искать: все идет и идет темным, дремучим лесом и все прямо. И вдруг белого Зайца повстречал.
Петух. Скажи мне, Зайчик, где тут в сказке живут Краски?
Зайчик. Сказка здесь везде кругом, а краски совсем рядом. Я сейчас у них был, краситься ходил.
Петух. Краситься? Да ты весь белый, не раскрашен, как и я!
Зайчик. Ну, нет, я летом был серый. А к зиме мы, зайцы, все в белый цвет красимся: чтобы Волк нас в снежных сугробах не нашел.
Ведущий. И показал белый Зайчик Петуху, где краски живут.
Петух. Ку-ка-ре-ку!
Зеленая Краска. Кто там?
Петух. Это я, петух.
(выходят краски)
Синяя Краска. Здравствуй, Петя — петушок, зачем пожаловал?
Петушок. Краски, краски, помогите мне!
Красная краска. Я помогу тебе, раскрашу гребешок и бородку.
Синяя краска. А я синяя, перышки на хвосте.
Зеленая краска. А я зеленая, раскрашу грудку.
Ведущий. Посмотрел Петушок в зеркало — себя не узнал! Такой стал красивый!
Петух. Спасибо, краски!
Ведущий. И веселый зашагал домой — все прямо, прямо. Поет на весь лес.
Петух. Ку-ку-ре-ку!
Ведущий. Вернулся Петух на знакомый двор.
Собачка. Теперь ты настоящий Петух.
Ведущий. Больше над Петухом никто не смеялся. Даже цыплята.
Рис.1. Нераскрашенный петух и детали, которые предложат краски
Рис. 2. Раскрашенный петух
Внедряя в образовательный процесс в ДОУ занятия театром, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. А самое главное — дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки, которые им необходимы в повседневной жизни. [2]
Литература:
- Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста // Открытый урок. Первое сентября. URL: http://festival.1september.ru/articles/522369/ (дата обращения: 2.02.2017).
- Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте в ДОУ.Бородина Елена Вячеславовна; Маркевич Наталья Александровна // Дошколенок.ру. URL: (дата обращения: 2.02.2017).