В данной статье рассматривается понятие «интернет-зависимости», классификация типов интернет-зависимых подростков в различных источниках литературы, а также вопрос о преимуществах интернета в жизни общества и его негативного влияния на развитие личности подростка. Авторами определяются пути и способы профилактики интернет-зависимости подростков.
Ключевые слова: ФГОС, интернет-зависимость, подростки, психолого-педагогическое сопровождение, профилактика зависимостей
Сегодня, когда современное общество решает проблему усовершенствования образовательного процесса, важную роль в обучении детей стал занимать Интернет, раскрывающий множество путей к получению всевозможных ресурсов, и не только образовательных. Такой поток информации, который исходит из всемирной Сети и влияет на сознание ребенка, по своей структуре больше хаотичен, чем последователен. Это объясняется тем, что количество подаваемой информации из Интернета в массы, не ограничивается никем и ничем. Как только ребенок получает неограниченный доступ в Интернет, то его психика достаточно быстро начинает привыкать и усваивать такой темп получения информации, в который её погружает киберпространство.
Подтверждением данным словам, могут стать научные изыскания, проведенные известным ученым Д. И. Фельдштейном, исследовавшим проблему влияния Интернета на человека. Ученый отмечает, что исследования, проводимые два-три десятилетия назад, доказывали то, что раньше ребенок проходил свое развитие в конкретных определенных условиях социума, то сейчас на его развитие оказывает существенное влияние та информация, которая преподносит обществу СМИ, в том числе и Интернет-пространство. Поэтому, информация, получаемая ребенком от родителей и педагогов становиться менее значимой для него. Дети находят множество преимуществ от пользования интернетом, одно из них, это то, что с его помощью они могут выстраивать различные формы и виды связей с разными людьми в ходе такого общения [8].
Однако, наряду с положительными моментами использования Интернета, нельзя не сказать и об отрицательных его сторонах. Об этом свидетельствуют работы в данной области известных ученых, таких как Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, К. Янг, а также других молодых авторов. Несколько работ было посвящено данной проблеме и в предыдущих работах авторов данного исследования, которые обращали внимание на проблему активности молодежи в социальных сообществах интернет-сети [5].
Исследования таких ученых, как, О. В. Завалишина, А. М. Обжорина, Д. И. Фельдштейна и др. наводят нас на мысль о том, что на современном этапе существует реальная необходимость в поиске основных направлений профилактики Интернет — зависимости, поэтому нами и была выбрана данная тема исследования.
Свое исследование мы начали с изучения понятия интернет-зависимости, данного многими известными учеными. Большинство из них взяли за основу определение понятия, рассматриваемого А. Голдербергом. Под интернет-зависимостью он понимает расстройство психики человека, его постоянное навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него [2].
В нашем исследовании мы опирались на работы К. Янга, Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскунского и др., в которых представлены классификации интернет-зависимых типов в поведении человека. К. Янг выделяет четыре типа интернет-зависимых людей, среди которых выделяются: первая категория людей с явным пристрастием к работе с компьютером; вторая категория людей постоянно находящихся в работе и ищущих информацию в поисковых сайтах; третья категория людей, имеющих патологическую зависимость от азартных игр, онлайновых аукционов и электронных покупок; четвертая категория — постоянно общающихся в различных социальных сообществах [9].
А. Е. Войскунский предлагает другую классификацию, в которой выделяется пять типов поведения людей, среди которых автор отмечает киберсекс как зависимость, зависимость от виртуального мира, у людей отмечается навязчивая потребность выходить в Сеть, информационная перегруженность, «гейм-зависимость» [3].
Как считают Ю. Д. Бабаева и А.Е Войскунский, интернет-зависимость может стать источником множества психологических проблем в жизни человека [1].
Изучив различные определения и классификации научных исследователей по теме Интернет — зависимости у подростков необходимо выяснить причины, вызывающие данную аддикцию. Причинами посещения всемирной Сети — интернет могут быть различны, и они могут зависеть от ряда возрастных особенностей человека. В своих работах А. Е. Жичкина и Е. П. Белинская указывают ряд основных причин, способствующих возникновению интернет-зависимости у подростков, а именно идентификация, интимность и принадлежность, сепарация от родителей и семьи, избавление от фрустрации.
В последнее время, когда практически у каждого подростка есть персональный компьютер с доступом ко всем образовательным ресурсам, вместо привычного «читать, познавать, думать, учить» он выбирает «искать». При констатации того факта, что Интернет, как одно из достижений цивилизации, воспринимается подростком как способом, облегчающее его образовательную деятельность, где наиболее значимым преимуществом Интернета, это неограниченный доступ ко всем накопленным человеком знаниям, существует и иная негативная сторона этого феномена. Погруженный во всемирную Сеть, подросток не подозревает о том, что его интернет-деятельность может вести к формированию множества психолого-педагогических проблем. К данной категории можно отнести, как и стрессовые состояния, уходящие вглубь хронических депрессий, так и дезадаптацию в обществе, заниженную самооценку, неспособность удерживать контроль над временем, проведенным в Сети, и, возникновение целого ряда соматических проблем.
Изучив различные подходы к вышеперечисленной проблеме, мы пришли к выводу, что на данный момент времени недостаточно представлены работы, касающиеся профилактики интернет-зависимости детей и подростков. При введении ФГОС общего образования значительно изменилась ситуация в образовательных учреждениях в плане создания безопасной информационной среды. Целью психолого-педагогической профилактики должно стать создание всех условий медиабезопасности, то есть состояние защищенности, при которой отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») [4].
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования есть одно из требований, которое говорит о том, что «…информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, …систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [6].
Поэтому, здесь уместно говорить о том, что роль и задачи педагога-психолога образовательного учреждения, видоизменяются, а именно, добавляются новые критерии психологического сопровождения по ФГОС как учеников, так педагогов и родителей, при организации внеурочной деятельности учеников, так же педагог-психолог по новым стандартам ФГОС должен быть компетентен в таких вопросах, как выявление индивидуальных образовательных потребностей и возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в вопросах по созданию психологически безопасной образовательной среды у детей [7].
Профилактическая деятельность педагога-психолога, определяется своими формами и методами воздействия в образовательной среде и требует определенного содержания психологических знаний в работе с интернет-зависимыми подростками.
На сегодняшний момент, в условиях стремительного развития интернет-технологий, по мнению А. М. Обжорина, перед педагогом-психологом стоит важная задача, заключающаяся в правильной организации досуга детей, которая смогла бы нести профилактическую направленность, возникающей интернет-зависимости у современных подростков. Для этого необходимо, во-первых, вместе с ребенком указать временные рамки пользования интернетом, во-вторых, не запрещать ребенку в полной мере пользоваться компьютером, в-третьих, на своем позитивном опыте показать своим детям, что интернет может приносить и пользу, главное выбрать правильное направление, в-четвертых, найти альтернативное развлечение вместо компьютера, и в-пятых, всегда обсуждать с ребенком в какие игры он играет, склоняя его к более полезным [6].
Именно поэтому, повышение профессиональной подготовки психологов, в отношении помощи детям образовательного учреждения, доступность психологических услуг, обеспечение качества психологического проектирования, экспертиз, развитие нового уровня компетентности у специалистов, педагогов, администрации, родителей по теме психолого-педагогического сопровождения интернет-зависимых подростков являются основными направлениями в реализации и внедрения ФГОС [7].
Исходя из всех вышесказанных положений, важно отметить, что современному педагогу-психологу необходимо актуализировать процесс системы сопровождения для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, при помощи создания безопасной психологической среды, для развития, поддержания и сохранения личностного потенциала ребенка, где педагог-психолог будет выступать как консультант, проводник, медиатор.
Таким образом, подводя итог проведенного нами исследования, необходимо сделать вывод о том, что основной общей целью для педагогического состава образовательного учреждения по профилактике интернет-зависимости подростков, должно стать приобщение детей к иным формам проведения свободного времени. Необходимо показывать подростку всю реальность происходящего, а именно, не только положительные стороны использования интернет-технологий, но и отрицательные, влияющие на психическое и соматическое здоровье ребенка. Если общество намерено воспитывать здоровую нацию, оно должно взять на себя полную ответственность во всей воспитательной и образовательной системе, с целью реконструирования процессов помощи подрастающему поколению.
Литература:
- Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 1998. — № 1. — С.89–100.
- Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века» // Психологическая газета. — 1996. — № 12. — С. 4–6.
- Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. — 2004. — № 1. — С. 90–100.
- Завалишина О. В. Моделирование педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости [Текст]/О. В. Завалишина //Научный журнал КубГАУ. — 2001. — № 70(06) — С. 601- 606.
- Митичева Т. И., Маслова В. С. Проблема активности молодежи в социальных сообществах интернет-сети//Альманах современной науки и образования, 2015. — № 5(95). — с. 126–128.
- Обжорин А. М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе / А. М. Обжорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2011. — № 1 (6). — С. 79–84.
- Рубанова Г. Р., Саматова В. Б., Галиева Р. М. Модель психологического обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта. URL: [Электронный ресурс]: https://docviewer.yandex.ru/. Дата обращения: 13.03. 2016 г.
- Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. — 2010. — № 4. — С. 20–32.
- Янг К. Диагноз — интернет-зависимость // Мир Интернет. — 2000. — № 2. — С.24–29.