В статье рассматривается понятие предпринимательской деятельности в сфере природопользования.
Ключевые слова: понятие предпринимательской деятельности, использование природных ресурсов
Прежде чем рассмотреть понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, не обходимо в первую очередь обратить внимание на общее понятие предпринимательской деятельности.
Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определил, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, подразумевает под собой извлечение природных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве предмета получения прибыли. Существуют такие виды деятельности как, например, добыча минерального сырья, других полезных ископаемых, использование водных ресурсов, включая подземные воды, заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, рыболовство, добыча объектов животного мира и т. д. Это означает, что предпринимательская деятельность связана непосредственно с изъятием какого-либо природного объекта из экосистемы, для получения прибыли от реализации этих природных ресурсов, так называемая природоэксплуатирующая деятельность. Наряду с этим возможно и косвенное использование природных объектов, например, использование водных объектов для производства электрической энергии, инженерно-геологические изыскания, строительство и эксплуатация подземных сооружений, которые влекут за собой физическое нарушение почвенно-растительного покрова, грунтов, природных ландшафтов, в северных регионах — нарушение естественного режима многолетнемерзлых грунтов, а также осуществление рекреационной деятельности, где природная среда является только местом предпринимательской деятельности и т. д. Т. е. когда хозяйственная деятельность не приносит доход от реализации природного ресурса, но косвенно воздействует на состояние природного объекта и окружающей среды в целом. Опосредованное использование природных ресурсов предполагается путем внедрения в природную среду без вовлечения их в хозяйственный оборот, но оказывая влияние на состояние окружающей среды [1].
Возьмем, к примеру, нефтегазодобывающую промышленную деятельность. Минерально-сырьевой комплекс является высокодоходным бизнесом, а также существенным источником доходов государственного бюджета. При этом экологически вредное воздействие отрасли выражается в следующем:
− химическое загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных водных объектов, недр, атмосферного воздуха добытым сырьем, веществами и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, буровыми и технологическими отходами;
− снижение объема и качества полезных ископаемых вследствие нарушения технологии добычи, обводнения, пожаров и других факторов;
− изъятие водных ресурсов;
− нарушение температурных режимов геологических процессов, развитие экзогенных геологических процессов: эрозии, заболачивания, просадок, оползней, появление сейсмичности;
− изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.
Ущерб наносится всем видам природных компонентов объектам охраны окружающей природной среды. В связи с этим возникает потребность проведения в отрасли комплекса мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование запасов полезных ископаемых и иных природных ресурсов, предотвращение и ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.
Следует отметить, что принцип рационального природопользования является не только основой регулирования охраны окружающей среды, но и одним из основополагающих начал при регулировании предпринимательской деятельности в сфере природопользования.
Между тем Закон об охране окружающей среды определяет использование природных ресурсов как эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что любая хозяйственная (предпринимательская) деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду, ограничена рамками экосистемного подхода, т. е. осуществление хозяйственной деятельности возможно при условии соблюдения экологических требований нормирования и стандартизации, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования и т. д. В целом хозяйственная или иная деятельность должны оказывать минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. Следовательно, получение прибыли ограничено рациональным природопользованием и экосистемным подходом.
В связи с этим необходимо отметить, что предпринимательская деятельность в сфере природопользования основывается, прежде всего, на принципе рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, который представляет собой научно обоснованную, спланированную эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот без нанесения ущерба окружающей природной среде, платность за все виды негативного воздействия на них, а также соблюдение экологических требований в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Предпринимательская деятельность ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением пользования природными ресурсами.
Дело в том, что, несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равенство различных форм собственности, природные ресурсы являются национальным достоянием и многие из них находятся исключительно в государственной собственности. Например, согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Ряд других категорий земель могут находиться только в федеральной собственности — это земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, земельные участки, занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т. д.
Из этого следует, что субъект предпринимательской деятельности не всегда может обладать правом собственности на тот или иной природный объект либо территорию, что значительно ограничивает его свободу экономической деятельности.
Однако природные объекты, как уже отмечалось, предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это, в свою очередь, создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием, и снижение предпринимательского риска за счет устойчивости права пользования природными ресурсами.
Следующий немаловажный вопрос, который стоит перед предпринимателем — природопользователем, это платность природопользования и ответственность в виде возмещения вреда окружающей природной среде.
Как отмечал В. В. Петров [2], противостояние экономики и экологии — одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды. При командно-плановой экономике ее пытались решить в основном путем применения административно-правовых методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания. Если метод административно-правового воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели.
Сущность экономического механизма, обеспечивающего сохранение окружающей природной среды, заключается в применении методов социально-экономического воздействия на юридических и физических лиц, деятельность которых оказывает влияние на состояние природы, с тем чтобы побудить их выполнять требования законодательства об охране окружающей среды.
Экономические методы, как и административные, являются весьма эффективными способами формирования экологически обоснованного поведения, главным образом в процессе производственной деятельности.
Однако степень их эффективности в значительной мере обусловлена состоянием экономического развития страны.
По справедливому мнению О. И. Крассова [3], идеальная модель экономического механизма охраны природы состоит в том, чтобы закрепить в праве такие условия взимания платежей, налогов и сборов, при которых предпринимателю значительно выгоднее выполнять все требования природоохранного законодательства, нежели игнорировать их.
Именно поэтому эффективным средством является платность пользования соответствующим видом природного ресурса. Природопользователь сталкивается с двумя видами платы: за пользование природным объектом и за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за использование природных ресурсов устанавливается отдельно для каждого природного ресурса специальным законодательством, а также налоговым законодательством (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. д.).
Все платежи представляют собой налоги и сборы, арендную плату и плату за пользование по договору, а также государственную пошлину и разовые взносы за предоставление разрешения на тот или иной вид природопользования.
Следует отметить, что платность пользования природными ресурсами сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.
Ответственность за экологические правонарушения — сложный социально-экономический и юридический институт и соответственно имеет две формы: экономическую и юридическую. Экономическая базируется на правомерной деятельности и регулируется указанными выше экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя в сокращении отходов (по принципу «загрязнитель платит»), и наступает не по факту правонарушения (как юридическая ответственность), а по факту причинения вреда. Это плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В отличие от экономической ответственности основным условием наступления юридической ответственности является наличие экологического правонарушения.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Существует два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении.
Можно согласится с формулировкой понятие предпринимательской деятельности в сфере использования природных ресурсов, которую дает в своих работах Будниковой Ю. Е. [4]: предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, представляет собой разновидность предпринимательства, подчиняющуюся специальному (или особому) правовому режиму, в силу которого свобода предпринимательской деятельности ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением использования природных ресурсов, где получение прибыли как основная цель бизнеса соответствует рациональному природопользованию и экосистемному подходу, предпринимательский риск снижен за счет устойчивости права пользования природными ресурсами, а плата за пользование сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.
Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, и сложившиеся сырьевые тенденции ее развития вызывают необходимость рассмотрения правовых проблем экономического развития под углом зрения требований сохранения окружающей природной среды.
В интересах комплексного правового подхода к предпринимательству, основанному на использовании природных ресурсов, целесообразно закрепить указанные понятие и принципы в уже упоминавшемся законе, посвященном государственному регулированию экономики.
Литература:
- Будникова Ю. Е. Инновационное развитие правового механизма в сфере предпринимательства, основанного на использовании природных ресурсов / Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 17–2.
- Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995.
- Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М., 2001.
- Будникова Ю. Е. Понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов / Труды Института государства и права Российской академии наук. 2014. № 2.