Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов, затрагивающих военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, национальная безопасность, прокуратура, прокурорский надзор, правонарушения.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сформулированы интересы личности, общества и государства, определены основные угрозы этим интересам в различных сферах жизнедеятельности, даны важнейшие направления предотвращения и нейтрализации угроз. Также в ней закреплена стратегическая цель в области культуры, такая как создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан [1].
Стоит акцентировать внимание на таком приоритетном направлении обеспечения национальной безопасности как развитие ценностей, определяющих условия противодействия угрозам безопасности. Анализ понятия «ценности» [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13], помогает определить ценностные ориентации в военно-патриотическом воспитании как граждан вообще, так и сотрудников правоохранительных органов [14, с. 206-210; 15, с. 50-56] непосредственно обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации.
Военно-патриотическое воспитание выступает основополагающим фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан России опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите.
Система патриотического воспитания граждан Российской Федерации представляет собой разноуровневое (федеральный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень, институциональный уровень), взаимодействие его основных субъектов, имеющее устойчивые связи и отношения, построенные на принципах социального партнёрства и общественно-государственного управления.
Содержание проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации заключается в том, что в условиях второго десятилетия XXI века дальнейшее ее развитие как системы и социального института должно способствовать консолидации российского общества, укреплению национальной безопасности и формированию российской гражданской идентичности как коренным задачам государственной политики ближайших десятилетий [2].
Решение многообразного спектра проблем строится на последовательной и целенаправленной государственной политике, направленной на укрепление национальной безопасности Российской Федерации; обеспечение устойчивого и поступательного развития страны; преодоление чуждых гражданину России индивидуалистических норм, стереотипов поступков и поведения; повышение значимости отечественных социокультурных ориентиров для поколений XXI века.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз [3].
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон об образовании), Федеральный закон от 28.03. 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 (далее - Инструкция).
Прокуратура РФ в рамках надзорных мероприятий проводит проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании, в ходе которых выявляет типичные нарушения:
- в образовательных учреждениях учебно-материальная база не соответствует требованиям ФГОС. Учебно-материальная база не включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер);
- материально техническое оснащение не соответствует определяемым нормативам;
- отсутствуют спортивные городки с элементами полосы препятствий, стрелковые тиры, не организованы специализированные места для стрельбы;
- подбор кандидатов на должности педагогических работников, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, проводится образовательным учреждением без должного взаимодействия с военным комиссариатом. В ряде образовательных учреждений преподавание основ военной службы в рамках предмета ОБЖ осуществляется не офицерами либо сержантами запаса, а лицами, не имеющими достаточных знаний в области военного дела.
В соответствии со статьями 32 Закона об образовании, к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Частью 7 ст. 14 Закона об образовании, в части общих требований к содержанию образования закреплено, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Допускаемые нарушения ставят под угрозу надлежащую организацию работы, направленной на получение учащимися начальных знаний об обороне государства, что впоследствии может привести к снижению состояния защищенности и обороноспособности страны.
Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей лицами, ответственными за организацию образовательного процесса в образовательном учреждении, а также на отсутствие должного взаимодействия между образовательным учреждением и отделением военного комиссариата по решению вопросов, связанных с организацией начальной военной подготовки обучающихся.
Таким образом, необходимо активнее взаимодействовать местным отделениям военных комиссариатов с образовательными учреждениями на данном направлении, в том числе в части проведения культурно-массовых мероприятий и лекций в образовательных учреждениях.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // СПС «Консультант Плюс».
-
Юрковский А.В. Основные подходы к правовой аксиологии //
В сборнике: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 171-175. - Юрковский А.В. Аксиологические методы в сравнительном правоведении // Научный альманах. 2016. № 2-3 (16). – с. 340-346.
- Юрковский А.В., Тугутова Д.А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категориями «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии // Современная научная мысль. . 2016. № 2. - С. 254-264.
- Юрковский А.В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. 2016. № 2(32). – с. 95-102.
- Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Проблема выбора объекта сравнительного правоведения // Право и современные государства. 2016. № 3. - С. 19-31.
- Юрковский А.В. Основные направления сравнительного правоведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). - С. 55-59.
- Юрковский А.В. Категория «интересы» в конституционном праве Японии // Академический юридический журнал. 2016. № 1 (63). - С. 46-52.
- Юрковский А.В. Категория «интересы» в конституциях Корейской народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. - С. 163-166.
- Юрковский А.В. Категории «нужда», «потребность», «интерес» в Монголии // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 3-2 (69). - С. 233.
- Юрковский А.В. Категория «интересы» в конституционном праве Китайской Народной Республики // Академический юридический журнал. 2015. № 4 (62). - С. 44-52.
- Юрковский А.В. Правовое просвещение как элемент правовой политики противодействия преступности в КНР // В книге: Деятельность правоохранительных органов в современных условиях сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. 2016. - С. 206-210.
- Юрковский А.В., Сараев А.В., Кузьмин И.А. Борьба с терроризмом в России и Республике Корея: сравнительный анализ особенностей организации и деятельности сил специального назначения // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. 2016. № 1. С. 50-56.