В статье рассматриваются основные вопросы развития инновационных форм электронной коммерции.
Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, электронные коммуникации, инновационное развитие
Развитие информационно-коммуникационных технологий представляет собой один из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Использование электронного документооборота, электронных средств связи расширили не только возможности в области быстрой передачи информации, но и создали основу для появления новых форм ведения бизнеса.
Электронная коммерция — это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом [1, с. 15].
Электронная коммерция представляет собой любой процесс, который деловая организация производит посредством сети, связанных между собой компьютеров.
Рис. 1. Содержание электронной коммерции
Объектами электронной коммерции являются:
– товар, включая материальные ценности, изделия, предметы, сырье, продукцию производственно-технического назначения и иные объекты права собственности;
– работа;
– услуга.
Субъекты электронной коммерции:
– физические лица;
– юридические лица, в том числе иностранные, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы:
- финансовые институты;
- прочие юридические лица;
– государство как субъект права:
- органы власти;
-
представители государственный организаций, которые участвуют в электронной коммерции в качестве:
- лиц, осуществляющих электронную коммерцию;
- покупателей и заказчиков соответствующих товаров, работ или услуг;
- посредников в электронной коммерции.
Успех реализации модели электронной торговли в Сети определяется тремя составляющими:
– Выбор верной технологической платформы;
– Наличие конкурентоспособного продукта;
– Наличие необходимой инфраструктуры и бизнес-процессов.
Если отсутствует хотя бы одно из этих звеньев, то внедрение современных технологий не приведет к успеху.
В первую очередь, использование технологий онлайновой торговли необходимо компаниям, имеющим развитую региональную партнерскую сеть, так как позволит значительно снизить стоимость обработки заказов.
Электронную коммерцию можно подразделить на 4 категории:
– бизнес-бизнес
– бизнес-потребитель
– бизнес-администрация;
– потребитель-администрация (рисунок 2).
Примером из категории бизнес-бизнес (business-to-business, B2B) может служить компания, использующая сеть для заказов поставщикам, получения счетов и оплаты. Эта категория электронной коммерции успешно складывалась в течение нескольких лет, с частичным использованием технологии электронного обмена данными — EDI (Electronic Data Interchange) в частных сетях или сетях с дополнительными услугами — VAN (Value Added Networks). В Интернет такие системы представлены торговыми площадками, биржами, аукционами и порталами. Основная цель всех Интернет-решений B2B — максимально упростить поиск партнёра и обеспечить заключение и выполнение сделки.
Рис. 2. Категории электронной коммерции
Категория «бизнес-потребитель» (business-to-consumer, B2C) — это электронная розничная торговля. Эта категория сильно расширила свои рамки с появлением WWW. К системам B2C на сегодняшний день относят:
– Web-витрины, — размещённые в Сети каталоги продукции или товаров компании, имеющие минимальные средства оформления заказа.
– Интернет-магазины, — содержат кроме витрины всю необходимую бизнес-инфраструктуру для управления процессом электронной торговли через интернет — т.н. back-office.
– Торговые Интернет-системы (ТИС), — представляющие собой Интернет-магазины, back-office которых полностью интегрирован с торговыми бизнес-процессами компаний [2. С.48].
В категорию бизнес-администрация входят все сделки, заключаемые между компаниями и правительственными организациями. Например, в США информация о планируемых правительством закупках публикуется в Internet, и компании могут посылать свои предложения электронным способом. Правительство играет ведущую роль в стимулировании этого сектора рынка электронной коммерции.
Категория потребитель-администрация еще не существует. Однако с разрастанием категорий бизнес-потребитель и бизнес-администрация правительства могут расширить электронное взаимодействие в таких областях, как, например, социальные выплаты.
Инновации можно разделить на несколько типов: радикальные инновации, пошаговые инновации, социальные инновации, технические инновации, революционные инновации. На сегодняшний день очень важен быстрый и качественный доступ к информации, поэтому Интернет является очень перспективной средой для развития торгового бизнеса. Переход на электронную торговлю — это веление времени для многих производителей и продавцов.
Говоря об инновационном развитии электронных коммуникациях торговых предприятий, можно выделить четыре основных направления работы:
– развитие интернет-сайта;
– информационное продвижение магазинов и товаров в интернет, размещение информации на профессиональных ресурсах, неформальное общение;
– организация отдела Интернет-торговли;
– совершенствование информационной среды в торговом зале.
Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Преимущества электронных коммуникаций для продавцов можно выразить в следующем:
– более эффективное распределение рекламного бюджета;
– сокращение затрат на эксплуатацию традиционных торговых площадей;
– сокращение затрат на персонал, экономия при наборе сотрудников, на обучении сотрудников при использовании электронных презентаций;
– улучшение качества презентации товара, электронная демонстрация товаров позволяет увидеть покупку в реальном режиме, показать большее количество вариантов;
– возможность увеличения территориального охвата;
– получение маркетинговой информации.
Технологическое развитие электронной коммерции в ближайшие годы будет связано с развитием облачных вычислений, повышением проникновения Интернета и внедрением мобильных технологий связи четвертого поколения по стандарту LTE. Появление новых форм продаж в электронной коммерции, по всей видимости, будет обусловлено новыми технологическим возможностями интернет-коммуникаций (т. е. скоростью и доступностью соединений). Среди внедряемых уже сегодня инновационных форм электронной коммерции можно отметить веб-киоски и интерактивное телевидение.
Веб-киоски — форма интернет-торговли, основанная на применении интерактивных экранов, расположенных в местах скопления людей. Покупка совершается путём сканирования смартфоном QR-кода под изображением товара. Затем товар доставляется курьером по указанному покупателем адресу. Такая технология уже используется сегодня британской ритейлинговой компанией «Tesco» для продажи товаров в аэропортах и на автобусных остановках.
Интерактивное телевидение — разновидность услуг платного телевидения, основанная на системе контроля доступа пользователей. Суть её заключается в том, что пользователь имеет возможность интерактивно взаимодействовать с местным провайдером услуг, в том числе заказывая через него товары и услуги с доставкой на дом. Отличие от обычной интернет-торговли состоит в локальности использования сети. Например, покупатели оставляют предварительные заказы для поставки товара из ближайшего магазина [3, с. 63].
Можно определить несколько задач, стоящих перед участниками электронной торговли в области инноваций:
– научиться успешно преодолевать трудности, связанные с постоянным ростом интернет-аудитории;
– развивать электронную торговлю в областных, районных центрах и малых городах, уделяя внимание своевременной доставке товаров;
– постоянно анализировать опыт развития мировых лидеров интернета, может быть даже изобретать свою собственную бизнес-модель заново каждый год, с учетом быстро меняющихся условий и технологий;
– понимать реальные условия торговли на уровне конкретных продуктовых сегментов и элементов логистической цепочки, комбинировать мировой опыт множественных отраслей и бизнес-моделей в единую, цельную модель для лучшего соответствия реальным условиям;
– методично отбирать персонал с действительно большим потенциалом, предоставлять возможность обучения и стажировок в ведущих мировых компаниях, давать эффективный доступ к ведущим специалистам в мире для своего развития;
– находить методы и инструменты, которые позволяют решать задачи экономики в реальных условиях отечественного рынка труда.
Литература:
- Дик В. В., Лужецкий М. Г., Родионов А. Э. — Электронная коммерция. М., 2007.
- Ахромов Я. В. Системы электронной коммерции. Практическое руководство. — М.: Оникс, 2007.
- Кобелев О. А. Электронная коммерция. — М.: Дашков и К, 2009.