Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, противодействие коррупции, информационная безопасность.
С развитием современных информационных технологий человечество столкнулось с новыми типами угроз: возможностями силового противостояния государств в информационной сфере («кибервойны»), использования информационных технологий террористическими организациями либо с террористическими целями («кибертерроризм»), а также использования интернета в иных противоправных целях, с нарушением установленного правопорядка, преследуемым уголовным законодательством национальных государств («киберпреступность»).
Необходимость нормативно-правовой поддержки отношений в виртуальном пространстве осознают во многих странах мира, борьба с киберпреступностью требует согласованных действий от всех государств [6]. Киберпространство в Российской Федерации является неотъемлемой частью мирового киберпространства. Поэтому Российская Федерация активно участвует в процессе регулирования отношений в области информационной безопасности, в том числе в рамках конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Потенциальная угроза нарушения работоспособности сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, а также критически важных информационных систем основных объектов государства (ВС РФ, МЧС, ФСБ и др.) привела к необходимости изменять основные правовые и технические меры, стратегии для нейтрализации и предотвращения различных видов кибератак, которые могут нанести реальное или косвенное воздействие на инфраструктуру государства.
В рамках публичной дипломатии Россия добивается объективного восприятия её в мире, развивает собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, активно участвует в международном сотрудничестве в информационной сфере.
Так в сентябре 2011 г. Россией, Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном был предложен общий разработанный проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», а 22 сентября 2011 г. в России был представлен проект Конвенции об обеспечении информационной безопасности ООН. Эти два документа взаимосвязаны и создают «опору» для дальнейшего обсуждения проблемы информационной безопасности на международной арене.
Статья 5 Конвенции устанавливает основные принципы обеспечения информационной безопасности. Основополагающим посылом принципиальной части Конвенции является то, что информационное пространство является общечеловеческим достоянием. Среди базовых положений документа необходимо отметить идеи неделимости безопасности (безопасность одного государства неразрывно связана с безопасностью всех остальных), сохранения государственного суверенитета над национальными сегментами Интернета, ответственности за собственное информационное пространство, недопустимость вмешательства извне.
Этот проект подвергся жёсткой критике со стороны США, которые сами стремятся к «глобальному контролю над киберпространством». Но эти документы отражают направления информационного противоборства, которые необходимо прописать и применить в ряде стран.
В 2015 г. государствами-членами ШОС внесены качестве официального документа ООН «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ)». Документ опирается на подходы, заложенные в проекте Правил поведения в области обеспечения МИБ, распространенном от имени государств - членов ШОС в ходе 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2011 году.
Главные шаги в направлении информационной безопасности уже сделаны. Основным документом в рассматриваемой области является указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». Кроме того, ещё в 2013 г. был подписан указ №31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». В области информационной безопасности критически важных объектов, был также рассмотрен Проект Федерального закона РФ «О безопасности критической важной инфраструктуры РФ». Президентом РФ 03.02.2012 г. утверждены «Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации».
С 2013 г. Правительство РФ организовывает работы по созданию новой структуры, а именно Национального центра управления обороной государства (НЦУОГ), суть которого заключается в решении задач контроля и регулирования всеми спецсилами и имеющими средствами, действующими в интересах обороны государства как в мирное, так и в военное время, в том числе и информационной безопасности (кибербезопасности) страны. Структура уже сформирована в 2014 г.
Для достижения цели кибербезопасности страны и в целях содействия осуществления научных исследовательских работ и разработок для государства был создан Фонд перспективных исследований.
На данный момент в сфере информационной безопасности как технической (программно-аппаратной), так и организационно-правовой защитой, занимаются ряд государственных органов, такие как ФСТЭК, ФСБ, МВД, Министерство связи и массовых коммуникаций, Министерство обороны. Но у каждого государственного органа своё видение в сфере безопасности и свои правила применения защиты. Это может привести к их разногласию. Поэтому необходимо подвести черту при внутригосударственном регулировании вопросов, касающихся информационной безопасности.
Первым этапом можно будет считать создание основного документа, который будет регламентировать общие принципы и цели, связанные с обеспечением информационной безопасности. И под этим документом (как в приказе «трёх ведомств») должны будут подписаться все специализированные государственные органы.
На основании этого, вторым этапом будет внедрение нового органа или создание на базе уже существующих, который, помимо решения вопросов в сфере киберпреступлений (кибершпионажа), будет вести и организационно-правовую деятельность в рамках своих задач.
Для совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере информационной безопасности, правотворчества и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее НПА), а также улучшения их взаимодействия с органами прокуратуры автор предлагает следующие меры:
В целях повышения качества принимаемых муниципальных правовых актов, в том числе нормативных, представляется необходимым внести в федеральное законодательство изменения, касающиеся прохождения муниципальными служащими обязательного обучения по вопросам информационной безопасности, защиты служебной информации, подготовки проектов НПА и проведения антикоррупционной экспертизы.
Также мы разделяем позицию тех авторов [3, 4, 8], которые считают, что необходимо законодательно обязать органы местного самоуправления предоставлять все проекты муниципальных правовых актов в электронном виде в органы прокуратуры на правовую экспертизу для выявления нарушений законодательства, юридической техники и наличия коррупциогенных факторов.
Для возможности корректного понимания и перевода специального юридического текста, владения юридической терминологией, и доступа граждан к информации, органам местного самоуправления необходимо также обратить повышенное внимание к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления [2].
Кроме того, органы местного самоуправления должны регулярно размещать проекты муниципальных правовых актов на своих сайтах в сети «Интернет» для информированности населения о своих действиях (бездействиях), характере принимаемых решений, а также принимать меры по защите своих сайтов от несанкционированного доступа. Данная мера необходима для профилактики совершения коррупционных правонарушений и предупреждения преступности, как коррупционной, так и экономической, компьютерной направленности [1, 5, 7].
Литература:
- Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Капинус О.С., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. Криминология. Общая часть. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
- Амосова Т.В., Юрковский А.В., Юрковская Е.А. Конвергенция юридических и лингвистических методов в сравнительном правоведении: юридическая компаративистская лингвистика // Вопросы российского и международного права. 2016. № 9. С. 96-107.
- Березина Е.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 23-24.
- Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Ефимова Ю.С., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Любушкина В.П., Онохова В.В., Романов Д.И. Муниципальное право России. Иркутск, 2014. 327 с.
- Евдокимов К.Н. Особенности уголовно-правовой квалификации и ответственности за компьютерные преступления в законодательстве России и зарубежных стран // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: материалы V Международной научно-практической конференции. отв. ред. С. И. Суслова, А. П. Ушакова. 2016. С. 80-84.
- Шайхаттарова С.В. Россия и международные стандарты по борьбе с киберпреступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 4. С. 27.
- Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2015. 611 с.
- Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. Иркутск, 2014. 239 с.
- Evdokimov K.N. Personality traits of computer criminals in modern Russia // European Journal of Law and Political Sciences. 2016. № 2. С. 42-45.
- Evdokimov K.N. Comparative legal analysis of the legislation of Russia and foreign countries, regulating the criminals liability for committing computer crimes // Наука и общество. 2016. № 3-1. С. 104-121