Ключевые слова: Правовой статус, сотрудник полиции, государственная служба, противодействие коррупции.
Полиция Российской Федерации в современном демократическом государстве — это специфичный самостоятельный государственный орган, обладающий специальной компетенцией и властными полномочиями, являющийся неотъемлемым компонентом исполнительной власти, исполняющий в механизме государства правоохранительную функцию и являющийся частью отраслевой системы государственного управления, деятельность которого подчинена защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, установлению контроля над преступностью, обеспечению нормального функционирования органов государственной власти, государственных и общественных институтов, а также охране общественных отношений.
Гражданин приобретает административно-правовой статус сотрудника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел. Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут. К замещению должности сотрудника полиции предъявляются определенные требования, такие, например, как: возраст, физическая подготовка и др.
Система правовых актов, регулирующих административно-правовой статус сотрудника полиции отличается множественностью.
Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных административным законодательством — особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом — статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего.
Можно выделить три признака, характеризующих сотрудника полиции как государственного служащего. Во-первых, при исполнении служебных обязанностей он действует по поручению государства и от его имени. Во-вторых, он занимает должность, которая определяет его правовой статус. В-третьих, осуществляет государственную службу за вознаграждение, которое подчеркивает особенности в оплате его труда (например, оплата за специальное звание, надбавка за выслугу лет, надбавки за ученую степень и ученое звание и т. д.)
Основой правового положения сотрудника полиции выступают его права и обязанности, которые подразделяются на два вида — общие и специальные или должностные.
Общие полномочия сотрудника полиции — это его права и обязанности как гражданина России и как государственного служащего.
Российский гражданин, будучи сотрудником полиции, обладает на территории государства всеми правами и свободами, а также выполняет обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Он имеет право на выбор рода деятельности и профессии, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения, на управление делами государства и другие основные права, и свободы.
Специальные полномочия — это права и обязанности, которые сотрудник полиции выполняет по должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации. Их комплекс зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т. д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т. п.). Перечень данных полномочий содержится в должностном регламенте (должностных инструкциях) сотрудника полиции, утверждаемом соответствующими руководителями.
Если сравнить перечисленные обязанности и права в ФЗ «О полиции» с объемом обязанностей, установленных ст. 14 и 15 ФЗ «О государственной гражданской службе» для государственных гражданских служащих, то они им во многом идентичны. В этом проявляет себя принцип единства взаимосвязи различных видов государственной службы.
На современном этапе развития российского общества сотрудники полиции активно участвуют в обеспечении безопасности личности, общества, государства, в решении сложных задач в различных районах страны, включая борьбу с терроризмом. Свою деятельность при этом сотрудники полиции осуществляют как в борьбе с нарушителями закона, уголовным миром, так и во взаимодействии с законопослушными гражданами, широкими слоями населения.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время в структуре полиции уделяется большое значение антикоррупционной направленности среди сотрудников служащих в ОВД.
Как указывает Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Дервскова В. М. и другие ученые: «Коррупция является незаконным, противоправным, общественно опасным деянием, проявляющимся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность» [3, с.28; 5, с. 64].
При этом автор согласен с профессорами П. В. Агаповым, В. К. Артеменковым, С. И. Винокуровым и другими учеными, что что коррупцию как форму преступности лучше предупредить, устранить причины и условия ее возникновения в обществе, чем впоследствии устранять наступившие общественные опасные последствия в сфере государственной службы, в предпринимательской, банковской, коммерческой деятельности и иных сферах [1, 2].
Поэтому одним из направлений противодействия коррупции на государственной службе, в т. ч. на службе в органах внутренних дел (п. 5 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции») является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Стандарт подразумевает, что образ профессиональной деятельности и бытовой жизни сотрудника органа внутренних дел должен быть свободен от продажности, исключать сомнения в коррупционной направленности, быть высоко профессиональным и этичным. Стандарт антикоррупционного поведения сотрудника включает в себя совокупность элементов: запреты; ограничения; дозволения; обязанности. Цель введения стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел состоит в придании образу профессиональной деятельности и бытовой жизни сотрудника органа внутренних дел антикоррупционного характера. Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 27июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными нормативно-правовыми актами. Так, например, Федеральным Законом № 79 от 7.05.2013 года был установлен запрет отдельным категориям лиц, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В п. 10 ст. 27 ФЗ «О полиции» определено, что сотрудник полиции обязан представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Приказом МВД РФ № 790 от 05.12.2016 г. всем сотрудникам полиции уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Это не исчерпывающий перечень ограничений, запретов и обязанностей, налагаемых на сотрудников ОВД. Данный приказ претерпел изменения от 05.12.2016г. в приказе МВД РФ № 790.
Под коррупционно опасным поведением считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение.
В ряде случаев предпосылки для коррупционного поведения сотрудника заложены в коррупционно опасном поведении руководителя. Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом аморального поведения, дискредитирующим органы внутренних дел. Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также злоупотребление служебным положением.
Таким образом в системе ОВД, установлены правовые и этические правила (запреты, дозволения, ограничения, обязанности) антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел, которые влекут формирование у кадрового состава органов внутренних дел высоких моральных устоев, влекущих понимание необходимости строгого следования соответствующим правилам.
Правовой статус сотрудника органов внутренних дел законодательством закреплен и содержит правила антикоррупционного поведения, а именно в Федеральном Законе «О полиции» от 7 февраля 2011 года и в Федеральном Законе «О службе в органах внутренних дел» от 01.01.2001 года. Вышеуказанным законодательством закреплены требования при приеме на службу в органы внутренних дел к кандидатам на статус сотрудника ОВД; определяются ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении и т. д.
Вместе с тем, автор согласен с мнением Деревсковой В. М., Евдокимова К. Н., Оноховой В. В., Юрковского А. В. и других ученых, что противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля [2, 4, 6].
Поэтому одним их важных направлений деятельности полиции является взаимодействие с гражданским обществом, а именно непосредственная работа с населением по месту жительства, как это практикуется во многих странах. Одной из форм такого взаимодействия становится привлечение жителей к участию в мероприятиях по охране правопорядка, например, с помощью формирования народных дружин. Опыт МУ МВД России «Иркутское» в данном вопросе является показательным. Экспериментом послужило формирование в 2016 году при содействии администрации Иркутского района отряда дружинников на территории Иркутского района, что позволило выявить, а самое главное вовремя предотвратить ряд преступлений в сфере лесопользования и заготовки древесины.
Поэтому современное развитие гражданского общества невозможно без взаимоотношений полиции и гражданского населения. Наше общество вправе рассчитывать на полицию в качестве государственного института, и в соответствии с повышенным чувством гражданского долга защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, а полиция, в свою очередь, надеется на общественную поддержку и рассчитывает на сотрудничество со стороны населения для эффективной работы. Если эта связь и доверие станут неустойчивыми, и не будет возобновляться посредством постоянных позитивных вербальных и невербальных контактов, то постепенно может быть разрушена доверительная «ткань» в отношениях между обществом и полицией, а это в свою очередь сделает невозможным противодействие коррупции и обеспечение одного из важнейших принципов стабильности государства — безопасности населения.
Литература:
- Агапов П. В., Антонов-Романовский Г. В., Артеменков В. К., Бажанов С. В., Боголюбова Т. А., Борисов С. В., Васькина И. А., Винокуров С. И., Воеводина Т. Г., Воронцов А. А., Диканова Т. А. и др. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: монография. — Москва, 2016. 656 с.
- Агапов П. В., Амирбеков К. И., Боголюбова Т. А., Диканова Т. А., Капинус О. С., Меркурьев В. В., Ображиев К. В., Павлинов А. В., Расторопов С. В., Скляров С. В., Андреев Б. В., Бажанов С. В., Евдокимов К. Н., Жубрин Р. В., Ларьков А. Н., Раскина Т. В., Соколов Д. А., Степанов О. А. Криминология. Общая часть. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
- Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И. Муниципальное право России: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 327 с.
- Довбня А. И., Юрковский А. В. Основные подходы к понятию коррупции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 27–28.
- Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М., Кузьмин И. А., Любушкина В. П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.
- Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие.- Иркутск, 2012. 199 с.
- Юрковский А. В., Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Онохова В. В., Праскова С. В., Суркова И. С., Тирских М. Г., Шаламова А. Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2015. 611 с.