Ключевые слова: гражданская инициатива, муниципальное нормотворчество, местное самоуправление, муниципальные выборы, гражданская активность.
Политическая система, ее структура и способы существования и развития обуславливают политический режим жизни конкретного общества [5, с. 21].
Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации [1], народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Он осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, что подкрепляется Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
Таким образом, органы местного самоуправления на сегодняшний день — это гарантированная Конституцией РФ деятельность муниципальных образований, целью которой является решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, иначе говоря — одна из форм реализации власти народа.
Современное право это сложный сплав, сложное сочетание и многоуровневая координация воль различных фигурантов политических отношений [6, с. 37].
Муниципальное нормотворчество — одно из ключевых направлений деятельности местного самоуправления: Основным субъектом нормотворческого процесса в местном самоуправлении является представительный орган муниципального образования, который, хотя и не обладает исключительным правом на издание нормативных предписаний, принимает наиболее важные решения: посредством принятия отдельных нормативных правовых актов устанавливается правовой статус муниципального образования, определяются структуру представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничиваются их полномочия, регулируются организация самоуправления внутри муниципалитетов и т. д.
Следует отметить, что правом правотворческой инициативы в представительном органе муниципального образования являются обладает не только местная администрация и депутатский корпус, но и непосредственно население, а также иные органы и лица, например, прокуратура в части осуществления надзора за законностью муниципальных правовых актов.
Некоторые ограничения реализации инициативы на муниципальном уровне могут рассматриваться в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 № 3297–1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании и ответственностью за его нарушение [7, с. 159].
Право население на правотворчество, а именно гражданскую инициативу в муниципальном нормотворчестве, закреплено в частности в статье 27 № 131-ФЗ Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и может быть определено как предоставление права определенному числу граждан, то есть обладающим избирательным правом, непосредственно участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных правовых, а так же вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления, указывать на необходимость или же конкретный способ урегулирования отдельных общественных отношений в сфере местного самоуправления.
В целях реализации данного права должна быть создана инициативная группа, численность которой устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, не превышающая 3 % от числа жителей муниципального образования (в случае отсутствия вышеуказанного акта численность регламентируется № 131-ФЗ). Инициативная группа представляет на рассмотрение определенный пакет документов, включающий в себя текст проекта нормативного правового акта соблюдением юридической техники, не противоречащий Конституции, а также действующему законодательству, пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование, перечень нормативных правовых актов, которые подлежат отмене или изменению в случае принятия проекта. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Однако, уже на данном этапе возникают некоторые сложности, а именно: во-первых, местное самоуправление должно учитывать специфику населения конкретного муниципального образования, его национальные, этнические, исторические и культурные особенности, обращать внимание на элементарные социальные нужды, однако на практике органы муниципальной власти действуют в глобальных рамках государственной и региональной политики [8; 9] по различным причинам, например, так как не вправе противоречить им или из-за отсутствия дополнительного финансирования. Помимо этого, отпечаток откладывает и несоответствие интересов власти интересам населения. Местное самоуправление представляет собой решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения [10, с. 12].
Во-вторых, несмотря на то, что возможность нормотворческой инициативы на муниципальном уровне существует у граждан уже не первый год, низкая информированность граждан о возможности личного участия в развитии муниципального образования остается одной из главных причин, препятствующих реализации взаимодействия и взаимопонимания между населением и органами власти.
В-третьих, после отмены порога явки в 2006 году избирательная активность граждан на выборах различного уровня постоянно колеблется, причем не всегда в лучшую сторону. Так, например, на досрочных губернаторских выборах в Иркутской области в 2015 году по данным ЦИК [3] в первом туре явка составила 29,7 %, во втором — 37.2 %, несмотря на прогнозируемые ВЦИОМ 40 %. Что касается муниципальных выборов, то активность граждан здесь немного выше: в среднем на муниципальных выборах в 2016 году в Иркутской области по данным Избирательной комиссии Иркутской области [4] составила 42,5 %. Сравнивая с выборами, где от избирателя требуется лишь поставить галочку в выданном ему бюллетене, разработка муниципального нормативного правового акта требует намного больше временных трудозатрат от граждан. В результате реализация местного самоуправления посредством правотворческой инициативы граждан не представляется возможной по причине нежелания, отсутствия мотивации и ответственности граждан к управлению, развитию и решению вопросов своего муниципального образования.
В-четвертых, нормотворчество — это трудоемкий, долгий процесс, при котором нужно учитывать реальную потребность в правовом регулировании отдельных отношений, морально-психологическую атмосферу в обществе, социальные факторы, а также все стадии нормотворческого процесса и правила юридической техники. Подготовка специалистов, обеспечивающих интересы народа в процессе правотворческой инициативы [11, с.7] — это отдельная самостоятельная проблема. Согласно закону, проект нормативного правового акта должен быть составлен с соблюдением юридической техники, он не должен противоречить Конституции и действующему законодательству, помимо этого к нему должна прилагаться пояснительная записка с финансово-экономическим обоснованием и перечнем нормативных правовых актов, которые подлежат отмене или изменению в случае принятия проекта, и весь этот пакет документов должен быть предоставлен инициативной группой, состоящей из населения муниципального образования, члены которой далеки не только от методов, правил, приёмов и средств, но и от самого понятия юридической техники. Следовательно, низкий уровень правовой грамотности населения является значительным камнем преткновения в диалоге с муниципальной властью.
В настоящее время вопрос реализации прав граждан на инициативу занимает одно из ведущих мест в муниципальном праве. Ряд вышеуказанных проблем хотя и не является исчерпывающим, но свидетельствует о затруднениях в практике реализации данного права. В качестве решения упомянутых проблем может быть предложено:
- должна быть установлена прочная двусторонняя коммуникация между населением и властью, при помощи которой население могло бы высказывать свои потребности и проблемы, реагировать на решения власти, а власть предлагать решения и также реагировать на общественные предложения;
- население должно четко осознавать возможность на реальное изменение и развитие своих территорий, которое законодательно закреплено, более того, которое необходимо муниципальному образованию по ряду социальных, экономических и других причин;
- необходимо отметить, что уровень мотивации граждан к активности. в частности в виде нормотворчества, пропорционально зависит от ожидаемых результатов, таки образом, необходимо донести до населения, что, прилагая общие усилия, и власть, и население сможет осуществлять взаимопомощь друг другу и развивать муниципалитет;
- произвести упрощение процедуры внесение проекта муниципального нормативного правового акта на федеральном уровне: инициативной группе достаточно подать идею, обозначить проблему и пути ее решения, документальное оформление должно стать обязанностью представительного органа.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003, № 40, ст. 3822.3.
- Результаты досрочных выборов губернатора Иркутской области [электронный ресурс] / http://www.irkutsk.vybory.izbirkom.ru/region/region/irkutsk?action=show&root=1&tvd=23820001193751&vrn=23820001193747®ion=38&global=&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=23820001193751&type=234 — (дата обращения: 25.01.2017)
- Архив результатов муниципальных выборов в 2016 г. Избирательная комиссия Иркутской области электронный ресурс] / http://www.irkutsk.izbirkom.ru/WAY/F2289571-F1A3–4D7A-9BF1-BB9ABD921AD0.html — (дата обращения: 25.01.2017)
- Юрковский А. В. Демократия и антидемократия как идеологические доминанты развития политических систем стран Северо-Восточной Азии // Сибирский юридический вестник. 2005. № 4. — С. 21–25.
- Юрковский А. В. Право и политика // Сибирский юридический вестник. 2007. № 4. — С. 35–39.
- Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Административное право: учебное пособие. — Иркутск, 2012. — 287 с.
- Арзуманов И. А., Личичан О. П. Программы комплексного развития территорий в российской федерации: правовое регулирование и практика реализации. Учебное пособие в 3 частях / Иркутский государственный университет, Юридический институт. Иркутск, 2016. Том Часть 2 Социально-экономическое развитие территорий как фактор стратегического планирования.
- Арзуманов И. А., Шишкин С. И. Программы комплексного развития территорий в российской федерации: правовое регулирование и практика реализации. Учебное пособие в 3 частях / Иркутский государственный университет, Юридический институт. Иркутск, 2015. Том Часть 1 Комплексное развитие территорий: правовые основы понятийного анализа.
- Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И., Юрковский А. В., Юрковский А. В. Муниципальное право России: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. ‒ Иркутск, 2014. ‒ 327 с.
- Костюнина О. В., Юрковский А. В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. Иркутск, 2012. — 95 с.